Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 23:30, шпаргалка
Педагогика выделилась в 17 веке, а история педагогики стала фиксироваться в 19 веке.
Предмет истории педагогики – процесс зарождения и развития образных систем и разных нородов, а так же сопровождающий его процесс накопления научных знаний в области педагогики.
Задачи:
Сложившиеся в конце XIX — начале XX в. буржуазные теории организации школы и дошкольного воспитания, субъективно-идеалистические по своей философской сущности, содержали тем не менее ряд важных частных проблем, внесли некоторые усовершенствования в педагогическую практику, сыграли положительную роль в критике устаревших методов и форм учебно-воспитательной работы. Но, будучи ошибочными в самой своей методологической основе, враждебными прогрессивным направлениям общественного развития и связанным с ними идеалам воспитания, эти теории оказались в арьергарде исторического прогресса, сыграли реакционную роль.
Зарождающаяся марксистская теория воспитания, связанная с борьбой пролетариата за социальную революцию, за претворение в жизнь программных требований революционных социал-демократических партий в области воспитания, укрепления семьи, женского равноправия, охраны материнства и младенчества, верная принципам марксизма, дала с классовых пролетарских позиций критику буржуазных теорий и создала научные основы понимания главнейших теоретических проблем воспитания детей школьного и дошкольного возраста, социальной и педагогической роли
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ВЗГЛЯДЫ Н. К. КРУПСКОЙ
Основные этапы общественно-педагогической деятельности
Н. К. Крупская (1869—1939), жена и соратник В. И. Ленина, крупный государственный и партийный деятель, была выдающимся теоретиком педагогики и организатором культурного строительства в СССР.
Н. К. Крупская еще в отрочестве мечтала стать учительницей. Этому способствовало ее знакомство с сельской учительниц революционеркой А. Т. Яворской, возбудившей у Надежды Константиновны интерес к сельскому учительству и школе.
Осенью 1889 г. Н. К. Крупская поступила на математическое отделение только что открытых Высших женских курсов в Петербурге, где познакомилась с революционно настроенными студентами. Затем она стала активным участником студенческого марксистского кружка, и это определило направление всей ее дальнейшей деятельности. Н. К. Крупская решила оставить курсы, чтобы более углубленно изучать марксизм и установить непосредственные связи с рабочими. В 1891 г. она поступила учительницей в вечерне-воскресную школу, расположенную на окраине Петербурга, за Невской заставой. В течение пяти лет наряду с преподаванием она занималась в "этой школе активной политической деятельностью. Некоторые ее ученики: И. В. Бабушкин, Грибакин, братья Бодровы — посещали марксистский кружок, которым руководил В. И. Ленин, приехавший в Петербург в конце 1893 г.
За деятельное участие в созданном В. И. Лениным “Союзе борьбы за освобождение рабочего класса Н. К. Крупская в августе 1896 г. была арестована. Пробыв семь месяцев в тюрьме, она добилась разрешения отбывать ссылку в селе Шушенском Енисейской губернии, где уже находился высланный туда ранее Владимир Ильич. В Шушенском, куда Н. К. Крупская прибыла со своей матерью весной 1898 г., она стала женой В. И. Ленина. “С тех пор,— писала Надежда Константиновна,— моя жизнь шла следом за. его жизнью, я помогала ему в работе чем и как могла
По совету В. И. Ленина, который считал очень важным осветить в нелегальной печати вопрос о привлечении трудящихся женщин к участию в рабочем движении, Н. К. Крупская написала в ссылке брошюру “Женщина-работница”. В этом ее первом литературно-публицистическом произведении специальная глава посвящена воспитанию и обучению детей рабочих и крестьян, причем проблема эта рассматривается в тесной связи с социальными проблемами. Убедительно показав, что работницы и крестьянки — все трудящиеся женщины фактически лишены возможности разумно воспитывать своих детей, Н. К. Крупская. обосновала необходимость организации общественного воспитания детей, начиная с дошкольного возраста.
В 1901 г., по окончании срока ссылки, Н. К. Крупская уехала за границу, где помогала В. И. Ленину в партийной работе, в издании газеты “Искра и ее распространении. Она продолжала изучать русскую и зарубежную педагогическую литературу, непосредственно знакомилась с работой немецких, швейцарских, французских школ и детских садов.
В эмиграции Н. К. Крупская написала свыше тридцати статей, которые публиковались в русских педагогических журналах и легальной партийной печати.. В них она разоблачала классовую сущность буржуазно-помещичьей школы в России, подвергала резкой критике царскую политику в области народного образования и убедительно доказывала, что подлинно свободная школа, которая даст детям трудящихся всестороннее развитие и научное образование, может быть создана рабочим классом только после завоевания им власти. Осуждая эксплуатацию детского труда, она вместе с тем подчеркивала, что он при целесообразном его применении может послужить “могучим рычагом духовного развития подрастающего поколения”.
Тем временем в России обострялись социально-экономические и политические противоречия, росло классовое сознание руководимого партией большевиков пролетариата. В стране назревала революция. “Надо было,— по словам Н. К. Крупской,— готовиться к моменту, когда власть перейдет в руки рабочего класса, надо было подготовлять фронт просвещения. Работа эта стала неотложной; когда разразилась война, надо было браться за работу вплотную . В 1915 г. Надежда Константиновна по совету В. И. Ленина написала брошюру “Народное. образование и демократия”. В ней она с марксистской точки зрения осветила прогрессивные взгляды Руссо, Песталоцци, Оуэна и деятелей французской буржуазной революции; впервые изложила учение К. Маркса и Ф. Энгельса о воспитании и образовании, в частности их мысли о политехническом обучении; подвергла глубокой критике западноевропейскую школу и педагогику эпохи империализма.
Работа Надежды Константиновны, одобренная В. И. Лениным и направленная им в 1916 г. А. М. Горькому, с просьбой издать ее в России, увидела свет уже после Февральской революции 1917 г. В первые послеоктябрьские годы она оказала большую помощь деятелям просвещения в строительстве советской школы и в развитии марксистской педагогики.
В апреле 1917 г. В. И. Ленин и Н. К. Крупская вернулись из эмиграции в Россию. Вскоре Н. К. Крупская по заданию партии разработала “Проект изменения пунктов партийной программы РСДРП, относящихся к народному образованию”. Представленный ею проект был отредактирован В. И. Лениным и включен им в брошюру “Материалы к пересмотру партийной программы”.
Одновременно Н. К. Крупская участвовала, в связи с подготовкой к выборам в новое городское самоуправление, в разработке школьной муниципальной программы, которая была опубликована 5 мая 1917 г. в газете “Правда”. Эта программа знакомила широкие народные массы с основными положениями, выдвигаемыми большевиками в области школьного и дошкольного воспитания, и подчеркивала необходимость их выполнения в военное время, когда многие женщины вовлечены в работу в промышленности и дети остаются дома без присмотра. “Поэтому,— писала Н. К. Крупская,— городское самоуправление должно озаботиться устройством в о з м о ж н о б о л ь ш е г о числа бесплатных яслей и материнских школ для детей дошкольного возраста .
В июне 1-917 г. Надежда Константиновна была избрана в состав Думы Выборгского района Петрограда; в этом районе был создан первый Совет народного образования, куда вошли представители фабрик, заводов, профсоюзов и других общественных организаций. На предприятиях стали открываться школы для взрослых; рабочие оказывали большую помощь народным школам в подготовке к новому учебному году, принимали активное участие в организации детских садов и площадок.
С первых же дней установления Советской власти Н. К. Крупская была направлена Коммунистической партией на работу в только что созданный Наркомпрос в качестве руководителя внешкольного отдела; с 1921 г. она возглавила организованный в то время Главный политико-просветительный комитет (Главполит-просвет), в ведении которого находилась вся массово-политическая работа среди взрослых. Несмотря на огромный объем этой работы. Надежда Константиновна уделяла много внимания единой трудовой школе, детской книге, пионерскому движению, дошкольному воспитанию и другим участкам народного просвещения. По выражению А. В. Луначарского, она была “душой Наркомпроса”, все важные вопросы решались при ее активном участии.
В том же 1921 г. Н. К. Крупская стала возглавлять и вновь созданную научно-педагогическую секцию Государственного Ученого Совета (ГУСа). Она принимала самое непосредственное участие в разработке учебных планов и программ для учебных заведений, которые в то время находились в ведении Наркомпроса, в утверждении для них учебников, в составлении ряда важных документов о работе советской школы.
В 1922 г. Н. К. Крупская стала бессменным ответственным редактором журнала “На путях к новой школе”, сыгравшего большую роль в строительстве советской школы и в развитии марксистской педагогики.
В 1929 г. Надежда Константиновна была назначена заместителем народного комиссара по просвещению и работала на этом посту до конца своих дней. В течение всего этого периода дошкольное воспитание находилось в ее непосредственном ведении.
Н. К. Крупская стала первым в нашей стране доктором педагогических наук, была избрана почетным академиком.
Она являлась членом ЦК Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков), депутатом и членом Президиума Верховного Совета СССР.
Пройдя славный путь от учительницы вечерней воскресной школы до заместителя наркома просвещения, Надежда Константиновна справедливо считала, что привлечение трудящихся к активному участию в деле народного образования является обязательным условием его развития, его успехов и достижений.
26)
Лев Николаевич Толстой (1828-1910)
Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой был также выдающимся педагогом-гуманистом. Образование народа он считал важнейшим делом своей жизни: «А дело не то, что первой важности, а самое важное в мире, потому что все, что мы желаем осуществить, может осуществиться только в следующих поколениях». Мировоззрение Льва Николаевича было противоречивым. В различные периоды его жизни оно во многом определяло его педагогические взгляды и деятельность. Условно можно выделить три периода.
1 период. Основная деятельность. 1859-1962
Благотворительная деятельность по открытию школ для крестьянских детей. Создание школы свободного воспитания. Резкая критика и отрицание существующей школы. Пропаганда идей свободного воспитания и их реализация в Яснополянской школе. Издание журнала «Ясная поляна».
В Яснополянской школе Толстым была предпринята попытка реализовать на практике идеи свободного воспитания. Как теория была претворена в жизнь, свидетельствуют отрывки из журнала «Ясная поляна» (март-апрель 1862 г. ): «Школа помещается в двухэтажном каменном доме. Две комнаты заняты школой, одна — кабинетом. . . (физическим). Предметов - 12, классов - 3, учеников - всех 49, учителей - 4, уроков в продолжение дня от 5 до 7. . . Предметы по расписанию распределяются следующим образом: 1) чтение механическое и постепенное; 2) писание; 3) каллиграфия; 4) грамматика; 5)священная история; 6) русская история; 7) рисование; 8) черчение; 9) пение; 10) математика; 11) беседы из естественных наук; 12) закон божий». «Уроков на дом не задают. . . . Никакого урока, ничего сделанного вчера, он (ученик) не обязан помнить нынче. Его не мучит мысль о предстоящем уроке». «Садятся они, где кому вздумается: на лавках, столах, подоконнике, полу и кресле. По моему мнению, внешний беспорядок этот полезен и незаменим, как он ни кажется странным и неудобным для учителя. . . Школьники - люди, хотя и маленькие, но люди, имеющие такие же потребности, какие и мы. . . Им весьма легко будет дойти до заключения, что надо подчиниться известным условиям для того, чтобы учиться». «Учителя составляют планы преподавания на будущую неделю. Планы эти каждую неделю не исполняются, а изменяются сообразно требованию учеников».
2 период. Методический. 70-е годы
Написание «Азбуки», «Новой азбуки», «Книги для чтения», составление курса арифметики. В 1874 г. статья «О народном образовании» (рассмотрение вопроса о школе с позиции патриархального крестьянства: примитивные сельские школы). Буквослага-тельный метод обучения грамоте. Особенности учебных книг Л. Н. Толстого: высокая художественность, лаконичность, простота, доступность детскому пониманию, занимательность, превосходный русский язык. Преобладает форма художественных рассказов из русской жизни, особенно деревни. Много материала на нравственные темы. Ценный вклад в детскую литературу. «Новая азбука» и «Книги для чтения» выдержали свыше 30 изданий.
3 период. Религиозно-нравственный. 70-90-е годы
В основе воспитания и образования - «толстовская» религия: признание, что человек носит бога в самом себе, всеобщая любовь к людям, всепрощение: «Религия есть единственное законное и разумное основание воспитания»
Ведущие педагогические идеи Л. Н. Толстого (разных периодов)
«Глубокая любовь и уважение к ребенку, гуманистический подход к его воспитанию».
«Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра».
Показал несостоятельность абстрактной педагогики, оторванной от практики: «Школа хороша только тогда, когда она осознала те основные законы, которыми живет народ».
Школа должна давать детям широкий круг знаний, всесторонне развивать их творческие силы.
Учение должно основываться на интересе: «Всякое учение должно быть ответом на вопрос, возбужденный жизнью».
Детей надо учить так, чтобы они самостоятельно формулировали выводы, вытекающие из наблюдений, опытов. Изучать предметы и явления надо преимущественно в естественной обстановке.
Толстой призывает к творческому поиску, эксперименту. Школа может стать орудием образования только тогда, «когда каждая школа будет, так сказать, педагогической лабораторией. . . »
27)
Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1870)
К. Д. Ушинский - сын небогатого дворянина. Высшее . образование получил в Московском университете (1840-1844), с блеском окончив юридический факультет. За отличные успехи удостоен степени кандидата наук. В 1846 году двадцатидвухлетний Ушинский назначен исполняющим обязанности профессора Ярославского Демидовского лицея - одного из старейших высших учебных заведений, однако в 1849 году был негласно уволен за свои прогрессивные убеждения. В 1854 году Ушинскому удалось получить назначение учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания.