История педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 23:30, шпаргалка

Краткое описание

Педагогика выделилась в 17 веке, а история педагогики стала фиксироваться в 19 веке.
Предмет истории педагогики – процесс зарождения и развития образных систем и разных нородов, а так же сопровождающий его процесс накопления научных знаний в области педагогики.
Задачи:

Вложенные файлы: 1 файл

истор педагогики.doc

— 532.50 Кб (Скачать файл)

Эти взгляды Пирогова имели большое значение для русской дошкольной педагогики.

Горячий патриот своей Родины, Н. И. Пирогов считал обязательным, чтобы воспитание и обучение проводилось на родном языке.

Шестилетний возраст детей Пирогов считал самым подходящим временем для того, чтобы начинать обучение детей грамоте. Исключение может быть сделано для детей, имеющих слабое общее развитие.

Весьма ценным было утверждение Пирогова о том, что наглядность и слово должны быть употребляемы в тесном соединении.

 

32)

ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 60-х ГОДОВ XIX в. И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

В конце 50-х годов, после поражения в Крымской войне,. в России сложилась революционная ситуация. Еще более ухудшившееся положение крестьянства вызвало значительное повышение революционной активности народных масс — во многих губерниях вспыхивали антикрепостнические выступления крестьян. Обнаружилось “полное банкротство и крушение (Ф. Энгельс) всей административной системы царизма. Прогрессивные демократические силы, все общество, тяжело переживавшее поражение России и открыто обвинявшее в этом царизм, требовало политических реформ; участились студенческие. волнения.

В этих условиях всеобщего недовольства царское правительство, боявшееся “революции снизу”, пошло на уступки и в 1861 г. объявило об отмене крепостного права. Но крестьянская реформа, проведенная в интересах прежде всего помещиков, не могла прекратить оппозиционного движения, которое в ответ на мнимое “освобождение крестьян”, вспыхнуло снова, уже в условиях новой расстановки общественных сил и обострения классовой борьбы. Россия вступила в период капитализма, и это нашло свое отражение во всех областях общественной жизни, в том числе в духовной жизни российского общества.

В 60-е годы XIX в. в России распространились материалистические идеи, наблюдалось дальнейшее развитие науки, искусства, литературы. Демократическое движение 60-х годов XIX в. вызвало могучий подъем прогрессивной демократической педагогической мысли. Возникло широкое общественно-педагогическое движение, не имевшее себе равного в мире по размаху и идейному содержанию. Вопросы воспитания стали “вопросами жизни”, вокруг них разгоралась острая классовая борьба и страстные споры.

В. И. Ленин в статье “Крестьянская реформа”, характеризуя пореформенную эпоху, писал: “Росли силы либерально-монархической буржуазии, проповедовавшей удовлетворение “культурной работой и чуравшейся революционного подполья. Росли силы демократии и социализма... . Это определяло и основные направления в развитии русской педагогической мысли второй половины XIX в.

В эти годы развернули свою творческую деятельность крупнейшие классики русской педагогики (и прежде всего великий педагог-демократ К. Д. Ушинский), обеспечившие русскому народу почетное место в истории развития мировой педагогики и приоритет в решении многих принципиальных вопросов педагогической теории и практики.

Прогрессивные русские педагоги выступали с убедительной критикой крепостнического воспитания, они требовали создания массовой народной школы и внесли большой вклад в разработку теории начального образования. Русские педагоги выступали против механического заимствования зарубежных педагогических систем и теорий.

Активным участником общественно-педагогического движения был выдающийся хирург Н. И. Пирогов, придерживавшийся в своих взглядах либерально-буржуазного направления. Пирогов и другие представители этого направления сделали очень много для развития русской педагогики, для распространения образования среди народа, однако в их педагогических высказываниях чувствовалась классовая ограниченность; например, они считали возможным преобразовать воспитание без революционного преобразования России, отрывали воспитание от общественных отношений.

Руководящую роль в революционно-демократическом движении 60-х году XIX в., а также в разработке принципиальных теоретических вопросов русской педагогики играли великие революционные демократы Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. Они продолжали и развивали борьбу, начатую А. Н. Paдищевым, А. И. Герценом и В. Г. Белинским, вскрывали связь воспитания и образования с освободительной борьбой народа, с преобразованием общественных отношений. Исторической заслугой революционных демократов было то, что они, положительно оценивая многие педагогические идеи и требования прогрессивных педагогов, резко выступали против компромиссов в решении вопросов воспитания, стояли на материалистических позициях и не возлагали утопических надежд на способность царского правительства осуществить демократические реформы в области народного образования.

Общественно-педагогическое движение 60-х годов усилило интерес и к воспитанию детей дошкольного возраста. Возникла первая общественно-педагогическая организация — С. -Петербургское педагогическое собрание и в ней временная Комиссия детских садов (1867—1869). Стало издаваться несколько педагогических журналов, в том числе журнал “Детский сад (1866—1876)., пропагандировавший идею распространения детских садов в России и освещавший теоретические вопросы дошкольного воспитания детей, появились деятели по дошкольному воспитанию.

 

 

 

 

 

 

33)

В 30-е годы, в период завершения строительства социалистического общества в СССР, сложились благоприятные условия и для развития советской педагогической науки. Выросшие за это время научные кадры глубоко изучали практический опыт и развернули большую научно-исследовательскую работу во всех областях педагогики.

В разработке дидактических проблем большую роль сыграли научно-практические конференции, на которых обсуждались такие вопросы, как идейность преподавания, формирование в процессе преподавания научного мировоззрения учащихся и воспитания у них коммунистической морали.

Социалистическое строительство и культурная революция обусловили рост активности женщин. Они все шире вовлекались в работу на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве, интенсивно участвовали в культурной и общественной жизни страны.

Расширение сети детских садов было одной из составных частей культурной революции, важнейшим условием, обеспечивающим советским женщинам возможность участвовать в общественной жизни и в строительстве социализма. Большую роль в деле увеличения числа дошкольных учреждений сыграло общественное движение (“дошкольный поход”).

 

Педагогическая теория 1920—30-х годов в России имела ряд характерных особенностей: основная педагогическая идея того времени — идея трудовой школы, основанной на принципах политехничности и индустриализации.

Политехнический принцип заключается в том, что трудовые занятия любого специального вида являются средством изучения общих основ производства. Наибольшее развитие принцип политехничности получил в трудах Н.К. Крупской.

«Трудовая школа есть орудие выработки нового человека и новой культуры пролетариата, основанной на условиях общественного труда», — писал П.П. Блонский, обосновывая принцип индустриализации, понимаемый как тесная связь школы непосредственно с производством. Эти идеи нашли отражение в создании нового типа школ, так называемых ФЗУ. Школы фабрично-заводского ученичества ставили своей целью подготовку квалифицированных рабочих для промышленности и транспорта. В учебные планы ФЗУ наряду со специальными дисциплинами включали общеобразовательные дисциплины, и учащиеся получали образование в объеме школы-семилетки.

Трудовое воспитание считалось важнейшей частью педагогической практики.

С. Т. Шацкий отмечал: «Центром, основой педагогической работы является детский труд, существенно отличающийся от взрослого тем, что он должен быть общеобразовательным». Вопросы трудового воспитания рассматривались в трудах А. С. Макаренко.

 

 

 

 

 

 

34)

Основные идеи педагогики сотрудничества. Новаторство в педагогике.

А. Ильина, Т. Гончарова, М. Шаталов, М. Щетинин.

Основные принципы новой модели.

  1. Человек находится в активно-деятельном отношении к миру и самому себе.
  2. Активность субъекта выступает в высшем своем творческом проявлении, когда субъект поднимается до становления самого себя.
  3. Идея деятельного становления призвания человека.

Изменилась структура образовательного процесса  в новой модели образования. Если структура традиционного образования сводилась к следующей логической схеме: предмет – учитель – воспитанник, то в новой модели образовательного процесса стала иной: воспитанник – призвание – предмет – урок – воспитанник.

В традиционной схеме образования предмет для воспитанника задается внешними целями, не затрагивающими интерес и его мотивацию. Новая модель образования сначала связывает воспитанника с призванием, а затем мотивировано, под призвание вводится предмет, специально адресованный воспитаннику в качестве урока.

Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов. Название технологии было дано группой педагогов – новаторов.

Педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели. Она вся “рассыпана” по сотням книг, статей. Поэтому она считается “проникающей технологией” входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

Ее характеристики:

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, общеобразовательная.

По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.

По категории обучаемых: массовая (все категории).

Целевые ориентации: переход от педагогики требований к педагогике отношений; гуманно-личностный подход к ребенку, единство обучения и воспитания.

В концепции среднего образования Российской Федерации сотрудничество практикуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Учитель – ученик.

 Традиционное обучение: учитель – субъект, а ученик – объект педагогического процесса.

 В педагогике сотрудничества: ученик субъект учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами.

Ученик – ученик.

Сотрудничество в отношениях “ученик – ученик” - принимает различные формы – содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества.

В рамках общешкольного коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями.

Принципы сотрудничества распространяются и на окружающую среду – родителей, семью, общественные и трудовые организации.

 

 

 

 

 

35)

Педагогические взгляды и деятельность В. А. Сухомлинского

Среди советских педагогов послевоенного периода видное место принадлежит Василию Александровичу Сухомлинскому (1918—1970). Талантливый практик и теоретик он всю жизнь проработал в сельской школе. Обобщение теоретического наследия советской педагогики и собственного практического опыта позволило ему написать работы, явившиеся важным вкладом в арсенал средств и методов социалистического воспитания. При жизни им было опубликовано свыше 30 отдельных работ и около 600 статей. Из книг В. А. Сухомлинского большую и заслуженную известность среди педагогической общественности СССР и многих стран мира получили такие работы, как “Сердце отдаю детям”, “Воспитание гражданина”, “Павлышская средняя школа”, “Методика воспитания коллектива”, “Сто советов учителю”, “Разговор с молодым учителем школы”.

Основное внимание в своей деятельности В. А. Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающих поколений коммунистической гражданственности. Разработке этой основной темы в той или иной степени были посвящены все его работы. Опираясь на идеи Н. К. Крупской и А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский глубоко проанализировал с современных позиций процесс умственного, нравственного, трудового и эстетического формирования Личности в различные периоды детства и юности. Он показал, какие огромные воспитательные возможности предоставляет окружающая детей реальная действительность, особенно в условиях сельской местности.

Активный последователь и продолжатель идей А. С. Макаренко В. А. Сухомлинский внес много нового в методику работы с коллективом и отдельным учеником, при этом он учитывал новые условия нашей жизни, по-новому сложившиеся взаимоотношения семьи и школы, отличные от тех, которые существовали 40—50 лет назад.

Глубоко и оригинально разрабатывал В. А. Сухомлинский вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы и многие другие.

Важное место в его деятельности занимала проблема творческого отношения каждого педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. В книге “Разговор с молодым директором школы В. А. Сухомлинский высказал свое глубокое убеждение в необходимости этого, он писал: “Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превратилось в скучную, однообразную повседневность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования”.

Особенно популярной во всем мире стала книга В. А. Сухомлинского “Сердце отдаю детям”, в которой он ярко и убедительно показал, что успех работы воспитателя, направленной на гармоничное развитие детей, возможен только при глубоком знании им духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка.

Деятельность В. А. Сухомлинского оказывает большое влияние на развитие теории и практики дошкольного воспитания.

 

В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. ПАВЛЫШСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

* Умственное воспитание и мировоззрение 

Формирование мировоззрения, личного взгляда на явления окружающего мира затрагивает все сферы духовной жизни ученика - мышление, чувства, волю, деятельность. У ребенка младшего возраста знания, которыми он овладевает, особенно тесно слиты с его субъективным опытом. Это слияние, единство мысли и субъективного опыта в значительной мере сохраняется и в среднем и даже в старшем возрасте.

Для формирования мировоззрения очень важно, чтобы мыслительные операции находили отражение в практической деятельности ученика.

Информация о работе История педагогики