История педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 23:30, шпаргалка

Краткое описание

Педагогика выделилась в 17 веке, а история педагогики стала фиксироваться в 19 веке.
Предмет истории педагогики – процесс зарождения и развития образных систем и разных нородов, а так же сопровождающий его процесс накопления научных знаний в области педагогики.
Задачи:

Вложенные файлы: 1 файл

истор педагогики.doc

— 532.50 Кб (Скачать файл)

 

Мишель Монтень (1533-1592 гг.) в своем труде "Опыты" критикует схоластику, рассматривает человека как высшую ценность и предлагает обучение через практику. Монтень видит в ребенке природную индивидуальность. Подвергал критике средневековую школу. Был убежден, что традиционное обучение не приносит большой пользы. Он советовал, чтобы больше говорил ученик и больше слушал учитель. Необходимо воспитывать привычку исследовать окружающий мир, чтобы ученики все проверяли на практике. Монтень предостерегал оттого, чтобы давали энциклопедическое образование.

В процессе обучения следует знакомить детей с духовными ценностями, которые, прежде всего, заключены в античном наследии.

 

Из Италии и Франции педагогическое движение гуманистов перекинулось в остальные страны Европы. Среди представителей этого движения такие крупные деятели как: Эразм Роттердамский, Хуан Луис Вивес, Томас Мор, Рудольф Агрикола, Ульрих фон Гуттен и др.

 

Томас Мор (1478-1533гг.) написал работу "Остров утопия". В центре своей утопической теории ставил человека, который имеет право на всестороннее, гармоническое развитие. Мор снискал славу как ученый, гуманист, поэт. В своей утопии Томас Мор в человеческой деятельности выделял общественную и личную стороны (отзывчивость, любовь к труду). Воспитание высокой нравственности - первостепенная задача. Провозглашалась свобода вероисповедания. Следует воспитывать в духе морали отвечающей интересам общества и человека в отдельности. Томас Мор отвергал жестокость и грубость средневековой школы. Только образованный человек способен добиться счастья. Мор подчеркивал обязательность участия детей и взрослых в труде. Мужчины и женщины утопии равны в праве на образование. Мор видел во всеобщем образовании несокрушимость общества. Противник схоластики Мор подчеркивал, что школьное образование должно опираться на опытные знания. Особое внимание Т.Мор уделял проблеме женского образования. Он предлагал обучение на родном языке. Следовало преподавать: чтение, арифметику, музыку, естествознание. Исповедовался принцип свободного образования и самообразования. По сути, Томас Мор и Томазо Кампанелла были социалистами-утопистами, а Витторино де Фельтре, Франсуа Рабле, Мишель Монтень - педагогами-гуманистами. Но между идеалами Возрождения и реальными условиями воспитания и образования существовало огромное противоречие. Конечно, идеи Возрождения оказали благотворное влияние на развитие школы и педагогики. Вместе с тем они не могли быть реализованы в полной мере: носили утопический характер. Многие идеи просто были выхолощены. Например: в первой половине XVI в. при распространении филологического образования.

 

В XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение Реформации, принявшее форму борьбы против римско-католической церкви. Выделялись такие мыслители: Матюрен Кардьер, Мартин Лютер, Ульям Тиндель и др. Реформация провозгласила принцип индивидуальности. Церковь, в свою очередь, использовала инквизицию. Контрреформацию возглавил орден иезуитов в 1534 г. Развернулась широкая борьба, которая негативно отразилась на всем развитии школы и образования. /1/.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7)

Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт возникла у человечества в глубокой древности. Это осуществлялось не только в процессе естественного хода жизни в семье, общине.

С развитием культуры, с изменениями в хозяйственно-экономической жизни, вызванными переходом к рабовладельческой формации, возникает потребность в создании специально организованных заведении для обучения и воспитания подрастающего поколения.

Первые школы открывали служители культа при храмах, монастырях, поскольку религия была носительницей идеалов воспитания. Затем создаются школы различного типа, которые отличались целями, содержанием и методикой обучения. Содержание обучения в древних школах было представлено широко: грамота, математика, музыка, этика, ритуальные церемонии, физические упражнения, поэтика, логика и др. Характер и объем обучения определялись социальной принадлежностью учеников.

В историю педагогики вошли две воспитательные системы, сложившиеся в античные времена (VI-IV вв. до н. э.) в Древней Греции: спартанская и афинская.

Спарта в течение трех столетий была военным государством. Поэтому в основе спартанской системы лежала идея воспитания юноши, сильного духом, физически развитого, сведущего в военном деле. Воспитание лиц мужского пола находилось в ведении государства, строго регламентировалось.

Общественное воспитание начиналось с первых дней жизни. Новорожденных осматривали старейшины, слабых и уродливых детей кидали в пропасть, а крепких отдавали кормилице. Кормилицы были первыми профессиональными воспитательницами в Греции. Они приучали ребенка к жизни в суровых условиях: не бояться темноты, проявлять умеренность в еде, не кричать и не плакать от боли, холода и т.п. Государственное обучение, рассчитанное на 12 лет, начиналось с 7-летнего возраста. Оно состояло из системы военной подготовки и включало физические упражнения, «гимнастику, соревнования, учебные походы, примерные сражения и т.д. Интеллектуальное развитие сводилось к минимуму: начаткам чтения и письма.

В демократических Афинах сложилась иная система воспитания, направленная на развитие ума, нравственных качеств, тела. Детей обучали чтению, письму, счету, игре на музыкальных инструментах (кифаре, лире). Особое значение придавалось приобщению ребенка к искусству, культуре. В программе органически сочетались поэзия, танцы, музыка, чтение классической литера туры (сочинения Гомера, Эзопа, Софокла и др.). Воспитанию тела и духа способствовали занятия гимнастикой, бегом, борьбой, метание диска, копья, а также участие в спортивных состязаниях.

Средневековье вошло в историю засильем церкви, отходом от античных идеалов воспитания во всех областях духовной жизни, в том числе в образовании и воспитании. Однако средние века - огромным исторический пласт, охватывающий более двенадцати столетий, на протяжении которых было много ценного в педагогическом опыте. Именно в средние века появились университеты, которые выполняли роль центров образования, культуры. Возникновение университетов было как бы ответом на новые требования общества к интеллектуально-духовному развитию личности.

Период от древних веков до XVV в. вошел в историю педагогики как время донаучного педагогического творчества, эмпирической (основанной на опыте) педагогической практики.

Как особая наука педагогика из системы философских знаний была выделена английским естествоиспытателем Ф.Бэконом (1561-1626). Я.А.Коменский (1592-1670) фундаментальными теоретическими трудами существенно упрочил ее научный статус. Он развивал сформировавшиеся в эпоху Возрождения идеи гуманизации воспитания и уважительного отношения к детям; выступал за всеобщее образование и единую для всех учащихся школу; разрабатывал принципы природосообразности воспитания.

Английский философ и педагог Джон Локк (1632—1704) сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде «Мысли о воспитании» он излагает взгляды на воспитание джентльмена — человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью убеждений.

Сочинения по педагогике оставили видные французские материалисты и просветители XVIII века Д. Дидро (1713-1784), К. Гельвеций (1715-1771), П. Гольбах (1723-1789) и особенно Ж. Ж. Руссо (1712-1778).

Г.Песталоцци одним из первых в педагогике сочетал теоретическую деятельность с практической воспитательной работой в детских воспитательных учреждениях.

Большую роль в развитии педагогической теории сыграл И.Гербарт. Он впервые обосновал необходимость воспитывающего обучения, важное значение придавал нравственному воспитанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8)

Прекрасной страницей в истории мировой культуры, педагогической мысли оказалась эпоха позднего Европейского Средневековья (14-17 вв.) прошедшая под знаком гуманистических идей Возрождения. Педагогическая триада Возрождения: классическое воспитание, гражданское воспитание базировалось на трех слагаемых: античности, средневековья, идеях - предвестниках нового общества. Деятели эпохи Возрождения обогатили программу классического образования, дополнив её изучением древнегреческого языка и возродив правильный латинский язык. Колыбелью Европейского Возрождения оказалась Италия, где борьба городов за независимость породила духовное движение, которое выдвинуло идеи гражданского воспитания (Л.Альберти; В. де Фельтре и др.). Речь шла о формировании члена общества, чуждого христианскому аскетизму, развитого телесного и духовно, воспитанного в труде. Витторино де Фельтре (1378-1446гг.). Он создал свою специальную школу "Дом радости", где исповедовался принцип: обучение в радости. Тут широко использовали различные средства наглядности и творческий потенциал детей. Школа эта была хорошо оборудована, расположена в живописном месте.

Среди итальянских гуманистов выделялся Томазо Кампанелла (1568-1639гг.). Он написал трактат "Город солнца", где представлен образец общества политического и экономического равенства. В трактате изложены педагогические идеи, пафос которых заключен в отрицании слепого подражания и книжности, в возврате к природе и отказе от узкой специализации, в энциклопедизме и универсализме образования. Девочки и мальчики учатся вместе. Им преподают чтение, письмо, математику, историю, географию, естествознание. С ними занимаются гимнастикой, бегом, метанием диска, играми. Их обучают ремеслам. До 7 лет дети изучают родной язык, выполняют физические упражнения. С 7 до 10 лет к этому добавляют изучение естественных наук. С 10 лет дети начинают овладевать медициной и др. Обучение оживляли при помощи наглядных средств, широко применялся принцип соревновательности. Кампанелла подчеркивал обязательное участие детей в общественно полезном труде, где они получат практические навыки и познакомятся с орудиями труда. Идеи Возрождения из Италии проникают во Францию. Парижский университет стал важным очагом идей гуманизма эпохи Возрождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9)

Ян Амос Коменский  (1592 - 1670) - крупнейший педагог демократ, выдающийся общественный деятель 17 века. Он родился в Южной Моравии (Чехословакия) в  семье члена общины Чешских братьев. Образование получил традиционное для того времени - окончил латинскую школу, учился в Гернборнском и Гейдельбергском университетах в Германии. После этого Коменский был проповедником, а потом главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира, включая Россию.

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей (“Материнская школа”, “Великая дидактика”  , “Новейший метод языков”, “Пансофическая школа” и др.) рассмотрены все педагогические проблемы.

Отличительной чертой педагогических воззрений  Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд “Всеобщий совет об исправлении дел человеческих”, одну из частей которого он назвал “Пампедией” - “Всеобщим воспитанием”, где он,  в частности , развивает мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и образованию.

Одной из наиболее главных идей в педагогическом наследии Коменского, является идея развивающего обучения. Идеями развития а процессе обучения пронизаны практически все произведения Я. А. Коменского. Развитие им понимается, как реализация природных задатков и дарований, в соответствии с принципом природосообразности.

Групповое обучение– более массовый характер. Группы одного возраста, появление классно- урочных систем (основатель Каменский 17 век), но до него Д. Сил (учитель голландской школы) правила перехода из класса в класс, урок. Каменский обобщил опыт.

Классно-урочная система:

1.   Объединяет учащихся одного  возраста и уровня подготовки (класс)

2.   Этот класс сохраняется  до конца обучения

3.   Классная работа по единой  программе, единый учебный план

4.   Основная единица –  урок, посвящается одному предмету  и одной теме

5.   Руководит учитель, оценивает  учащихся

Учебный год, день, расписание, каникулы и др.

Классно-урочная система – экономична.

Минус – нет индивидуального подхода

 

Структура и содержание «Великой дидактики».

Центральным трудом педагогической теории Яна Амоса Коменского по праву считается «Великая дидактика». Задуманная им еще в молодости, она вынашивалась долгие годы, обрастала различными дополнениями и приложениями. Для своего времени она представляла собой поистине революционный учебник педагогической теории.

Полное название книги звучит следующими образом:

«Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы ты ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни». [1, с. 242]

Информация о работе История педагогики