Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 23:30, шпаргалка
Педагогика выделилась в 17 веке, а история педагогики стала фиксироваться в 19 веке.
Предмет истории педагогики – процесс зарождения и развития образных систем и разных нородов, а так же сопровождающий его процесс накопления научных знаний в области педагогики.
Задачи:
Совокупность средств образования, позволяющая помочь воспитаннику в его естественном стремлении к саморазвитию, была представлена идеями И.Г. Песталоцци об «элементарном образовании», которые он обобщенно именовал как «метод». Метод элементарного образования -- это определенная система упражнений по развитию способностей ребенка. Песталоцци разработал систему упражнений, руководствуясь следующими теоретическими идеями:
1) ребенок от рождения обладает
задатками, потенциальными внутренними
силами, которым свойственно
2) многосторонняя и
3) активность ребенка в
Само название «элементарное образование» подразумевало такую организацию обучения, при которой в объектах познания и деятельности детей выделяются простейшие элементы, что позволяет непрерывно продвигаться в обучении от простого ко все более сложному, переходить от одной ступени к другой, доводя знания и умения детей до возможной степени совершенства.
И.Г. Песталоцци полагал, что обучение детей, особенно первоначальное, должно строиться с учетом их возрастных особенностей, для чего следует пристально изучать самого ребенка. Знание детской природы со всеми личностными потребностями и устремлениями должно лежать в основе выбора способов применения различных педагогических средств, которые имеют своей задачей развитие всех внутренних и внешних сил ребенка. Отсюда следовал вывод: необходимо всемерно способствовать упражнению всех сил ребенка, побуждая его к их использованию.
Исходным моментом в познании Песталоцци считал чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Вот почему большое значение он придавал принципу наглядности в обучении как средству развития у детей наблюдательности, умений сравнивать предметы, выявляя их общие и отличительные признаки и соотношения между ними. Наблюдения в этой связи он рассматривал как важнейший источник познания. В процессе обучения И.Г. Песталоцци рекомендовал руководствоваться тремя правилами: учить смотреть на каждый предмет как на целое, знакомить с формой каждого предмета, его мерой и пропорциями, знакомить с наименованием наблюдаемых явлений. В связи с этим им была разработана так называемая азбука наблюдений, состоящая из последовательных рядов упражнений, которые помогают ребенку устанавливать и определять характерные признаки наблюдаемого объекта, группировать их на основе признака и тем самым формировать его образ. Мысль о значении такого рода упражнений, конечно, продуктивна. Но ее практическое воплощение нередко принимало и у самого И.Г. Песталоцци, и у его последователей односторонний, формальный характер из-за переоценки роли механических упражнений в развитии личности.
Разрабатывая идеи развивающего школьного образования и элементарного обучения, И.Г. Песталоцци был одним из основоположников концепции развивающего образования: предметы преподавания рассматривались им больше как средство целенаправленного развития способностей, чем как средство приобретения знаний. Идею Песталоцци о развивающем обучении великий русский педагог К.Д. Ушинский назвал «великим открытием Песталоцци». Выделение и обоснование развивающей функции обучения ставило перед педагогом принципиально новые задачи: выработку у учеников ясных понятий с целью активизации их познавательных сил. Идея развивающего обучения в концепции Песталоцци несла в себе потенциально новаторскую силу, став предметом пристального изучения и разработки в педагогических теориях выдающихся педагогов XIX--XX вв.
Рассматривая задачи народной школы, И.Г. Песталоцци выделял особую ее роль в нравственном воспитании, так как конечные результаты школьного образования и всех его средств состоят в достижении общей цели -- воспитании истинной человечности. Основу для нравственного развития ребенка И.Г. Песталоцци видел в разумных семейных отношениях, и школьное воспитание может быть успешным лишь в том случае, если будет действовать в полном согласии с семейным. Любовь и расположение друг к другу воспитателей и воспитанников -- вот те начала, на которые необходимо опираться в учебно-воспитательных учреждениях.
Простейшим исходным элементом физического развития И.Г. Песталоцци считал способность к движению в суставах ребенка. На основе естественной повседневной деятельности ребенка он предлагал строить и систему школьной элементарной гимнастики. В содержание физического воспитания он включал также и развитие органов чувств.
Ведущей в педагогической концепции И.Г. Песталоцци была идея природосообразности воспитания. Вслед за Ж.-Ж. Руссо он призывает в процессе воспитания и обучения учитывать внутреннюю природу ребенка и строить воспитательно-образовательный процесс с установкой на развитие заложенных в нем духовных и физических сил.
13)
Гербарт родился в Ольденбурге, был профессором философии в Кенигсберге и Реттингене. Первый педагогический труд И. Гербарта был посвящен творчеству И.Г. Песталоцци. Гербарт видел в педагогике, в первую очередь, методологический инструментарий. Вследствие этого он стремился к выявлению "тезисов основоположений", а также основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. Гербарт отвергал крайности как, эмпирической так и философской педагогики. Он настаивал на суверенности педагогической науки. Педагогика по Гербарту опирается на этику и психологию. С помощью этики намечаются педагогические цели, а с помощью психологии - способы их осуществления. Главное в процессе воспитания - волеизъявление личности. Это внутренняя свобода, совершенствование, благожелательность, законность, справедливость.
Центральный тезис рассуждений Гербарта - формирование нравственного человека. По Гербарту, воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Задачи воспитания: управление, которое поддерживает порядок и уничтожает природную, первобытную необузданность, через это питомец входит в сферу разумной человеческой свободы. Меры: занять воспитанника настолько, чтобы не оставалось свободного времени, надзор, приказания, запрещения, авторитет. Обучение должно не просто давать некий объем знаний, но в основном способствовать усовершенствованию всего субъекта. Нравственное воспитание (дисциплина) всякое непосредственное влияние на характер воспитанника с целью облагораживания его нрава и привести его к нравственности. Нравственно развивать характер - значит предоставлять право самому питомцу принимать доброе и отвергать злое, таким образом, через деятельность возвышаться до самосознающей личности.
Гербарту принадлежит капитальная разработка идеи воспитывающего обучения. Основная задача - это развитие всестороннего интереса. Эмпирический к окружающему, симпатический к близким, социальный ко всем людям, религиозный к Богу. Обучение Гербарт попытался разделить на преподавание и учение. Были определены четыре ступени учебного процесса: ясность (активность учителя - преподнесение учебного материала)
ассоциации (возникновение ассоциаций у учащихся - активность учащихся) система (приведение знаний в систему - активность учителя) метод (применение знаний на практике - активность учащихся). Гербартом определены три универсальных метода обучения: описательный,
аналитический, синтетический. Для осуществления своих педагогических взглядов Гербарт в 1810 году основал в Кенигсберге особую педагогическую семинарию. Учреждение имело статус закрытого учебного заведения с постоянными учителями. Тут воспитывалось не более 30 мальчиков, которые с 8 -10 лет начинали переводить "Одиссею" и постепенно изучались элементы грамматики. Затем ученикам предлагались исторические рассказы или упражнения в наглядной геометрии. К отстающим ученикам применялись аналитические беседы. Ученики много заучивали. Изучали: арифметику, геометрию, тригонометрию, логарифмы, статистику, механику, астрономию. Учителя могли заниматься управлением и обучением учащихся с различными способностями. Цель воспитания: воспитать добродетельного человека, у которого гармония воли сочетается с этическими идеалами и выработкой многосторонних интересов. Важно, чтобы практический опыт был осмысленно оценен. Средствами нравственного воспитания выступали: удержание границы,
создание условий для этого, разработка четких правил поведения и следование им, поддержание в душе ясность и спокойствие, волнение одобрением и порицанием. Гербарт является родоначальником формального классического школьного образования: упорядоченность, системность, основательность. Он связывает философию, психологию, педагогику, этику, эстетику, дает структуру урока. Идеи Гербарта во многом определили развитие западной педагогики XIX века.
14)
Дистервег родился в городе Зиген в Вестфалии в семье судебного служащего. Учился сначала в обычной народной школе, а потом в латинской школе, которые практически не дали ему нужного образования и оставили самые тяжелые воспоминания: формализм и схоластика обучения, ничтожный круг сообщаемых знаний, подавление интереса к самостоятельности. Эти детские и юношеские впечатления явились первым толчком к пробуждению у него интереса к проблемам народной школы. С недостаточной подготовкой, но с большим стремлением к знаниям в 1808 году Ф.А.В.Дистервег поступил в Гернборнский университет, в котором некогда учился и Я.А.Коменский. Через год он перешел в Тюбингенский университет. Окончил его в 1811 году, защитив докторскую диссертацию. Нужно заметить, что занятия в университете по своей организации и методам преподавания мало отличались от школьных и поэтому у Ф.А.В.Дистервега выработалось стойкое негативное отношение к постановке образования в Германии. После окончания университета началась практическая деятельность Дистервега. Некоторое время он был домашним учителем, работал учителем гимназии. Будучи учителем во Франкфурте на Майне, он знакомится с рядом педагогов - песталоццианцев, общение с которыми определило направление всей его жизни - забота о народной школе как школе развития у детей самостоятельного мышления, активности, а также стремление найти пути подготовки учителей для такой школы. Дистервега можно считать основоположником педагогического образования в Германии. Дистервег выступал за обновление школьного образования, пропагандировал эти идеи через педагогическую печать, стоял у истоков создания профессиональных объединений учительства, выступив в 30-х - начале 40-х годов инициатором создания ряда учительских союзов. В 1848 году был избран председателем Всегерманского учительского союза. В 1848 году он был отстранен от должности, а в 1850 году - уволен в отставку. Но и после этого продолжалась его активная общественно-педагогическая деятельность: в качестве редактора педагогических изданий, в качестве организатора профессионального движения учителей. В 1858 году он начал свою парламентскую деятельность, защищая материальные и социальные права народных учителей, выступая против введенных в 1854 году правительством "Регуляторов", которые регламентировали деятельность народной школы. Согласно этому документу главное место в учебном плане занимала религия в её догматической форме. Общее образование ограничивалось обучением чтению, письму и начаткам арифметики. Элементы реальных знаний, которые только, только стали проникать в народную школу, были изъяты из программ.
В 1835 году вышел в свет наиболее известный из трудов Ф.А.В.Дистервега - "Руководство к образованию немецких учителей" (в котором изложил свои прогрессивные взгляды на общие задачи и принципы обучения, а также свыше двадцати учебников и руководств по математике, немецкому языку, географии, астрономии, пользовавшихся большой популярностью в Германии и других странах.) . В его первой части, написанной им самим, изложены общие принципы организации учебно-воспитательного процесса и основополагающие требования к реализации развивающего школьного обучения. Вторая часть "Руководства...", подготовленная при участии группы учителей школ и преподавателей учительских семинарий, включает статьи частнометодического характера. Это произведение привлекло к себе всеобщее внимание педагогической общественности. "Руководство..." получило широкую известность в Европе. В России этот труд вышел в свет в 1873 - 1875 гг. Ф.А.В.Дистервега не стало в 1866 году. Достоинство педагогических воззрений Дистервега не в особой оригинальности, но в блестящей интерпретации и популяризации идей Ж.-Ж.Руссо и И.Г. Песталоцци. Дистервег полагал, что разумно организованное воспитание должно строиться с учетом трех принципов:
природосообразности (учет возрастных и индивидуальных особенностей физического и психологического развития ребенка),
кулътуросообразности (учет условий, в которых ребенок живет, национальной культуры),
самодеятельности (стремление развивать детскую творческую активность). Дистервег сформулировал целостную систему дидактических правил, изложенных в его знаменитом "Руководстве к образованию немецких учителей". В этой работе содержится много важных советов и рекомендаций для учителей относительно самообразования, совершенствования своей деятельности, систематического изучения педагогики и методики. Таким образом, общечеловеческое воспитание ориентировало народную школу на развитие у детей таких качеств личности, которые дали бы возможность каждому найти свое место для проявления активности в последующей жизни. Дистервег настаивал на расширении естественнонаучного образования. Идеи Дистервега пронизаны духом человечности. Все обучение происходит ради образования субъекта, развития ученика. Он приветствовал в обучении: ясность, четкость, последовательность, самостоятельность учащихся, заинтересованность учителя и ученика и др.
15)
Важную роль труда в учебных заведениях в начале ХХ столетия обосновывали Дьюи («школа опыта») в Америке, Лай («школа действия»), Кершенштейнер («школа работы»).
Лай Вильгельм Август педагог, теоретик экспериментальной педагогики, д-р философии. Был сел. учителем, затем учился в Высш. техн. школе в Карлсруэ и в ун-те Фрайбурга. С 1892 преподаватель в учительской семинарии в Карлсруэ. Последователь Э. Мёймана, Л. исходил из биол.-психол. трактовки единства восприятия, умственной переработки воспринятого и выражения сложившихся представлений соответств. действием. Решающее значение в пед. практике придавал организации действия, в понятие к-рого включал любую практич. и творческую деятельность учащихся и их поведение. Именно действие ученика совм. со сверстниками в рамках т. н. шк. общины составляет, по Л., смысл воспитания, решающим образом способствуя социализации учащихся. С помощью дидактич. эксперимента стремился определить условия успешного обучения и обосновать оптимальную систему наглядных средств и методов обучения. Осн. значение придавал уч. моделированию, хим. и физ. эксперименту, рисованию. Л. считал, что "школа действия" способна изменить социальную действительность Германии, а эксперим. педагогика - синтезировать все пед. искания нач. 20 в. "Школа действия" как уч.-воспитат. система не выдержала проверки практикой массового обучения и превратилась в иллюстративную школу. Идеи Л. оказали в 20-е гг. значит, влияние на методику нек-рых шк. предметов: естествознания, арифметики и др.