Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 23:30, шпаргалка
Педагогика выделилась в 17 веке, а история педагогики стала фиксироваться в 19 веке.
Предмет истории педагогики – процесс зарождения и развития образных систем и разных нородов, а так же сопровождающий его процесс накопления научных знаний в области педагогики.
Задачи:
Кершенштайнеp Георг педагог. Окончил Мюнхенский ун-т , работал преподавателем в коммерч. уч-щах и гимназиях. Гор. шк. советник в Мюнхене. Проф. Мюнхенского ун-та. К. - автор теории гражд. воспитания, к-рая наиб, полно изложена в книгах "Понятие гражданского воспитания" и «Понятие трудоюй школы». Тесно связывал гражд. воспитание с занятием определённой профессией, считал, что цель нар. школы - в после-доват. приучении детей к прилежанию, добросовестной работе на благо гос-ва. Нар. школу и армию рассматривал как важнейшие гос. воспитат. учреждения. Исходил из того, что дети состоятельных родителей получают нужное гос-ву воспитание и дома, и в ср. уч. заведении, находясь там до 18 лет, а дети трудящихся покидают нар. школу в возрасте 13-14 лет, когда у них ещё не сформировался характер. В связи с этим предложил создавать обязат. доп. школы, предназначенные для работающих подростков, окончивших нар. школы. Такие уч. заведения, по мысли К., должны развивать способность наслаждаться трудом каждому как гражданину отечества. Доп. школы создавались обычно для рабочих одной профессии, к потребностям к-рой здесь приспосабливалось изучение всех предметов. Т. о., доп. школы должны были обеспечить проф.-тех. обучение и выработать у молодёжи навыки выполнения гражд. обязанностей, К. придавал важное значение обстановке вне школы, деятельности разл. молодёжных организаций. Реализуя свои идеи, К. перестроил уч. планы нар. школ Мюнхена. В них большое место отводилось математике, естествознанию и рисованию. Способствовал введению активных методов обучения с широким использованием наглядных пособий, практич. работ, экскурсий. Внимание мн. педагогов привлекли организация и методы трудового обучения, предложенные К. Реформаторские идеи К. оказали значит, влияние на развитие пед. теории и шк. практики в Европе первых десятилетий 20 в. Они дали значит, импульс для развития представлений о гражд. воспитании и роли проф. подготовки в жизни каждого ч-лена общества.
Дьюи выступил как теоретик буржуазной школы, отрицающей всякую сословную замкнутость и открытой на всех ступенях всем.
По методике Дьюи проводилась работа в опытной начальной школе при Чикагском университете, организованной в 1896 г., где обучались дети с 4 до 13 лет, и в нескольких других школах. Считая детские сады учреждениями, где закладывается “фундамент всей последующей школьной жизни”, Дьюи организовал также опытную работу и с маленькими детьми.
Цель организации детской деятельности, по Дьюи, не в том чтобы дети познавали действительность, свойства и отношения предметов и явлений, а в том, чтобы, действуя, они наиболее целесообразно приспособлялись к среде, подбирали средства и способы наиболее успешного преодоления возникающих препятствий, накапливали опыт и соответствующие ему знания.
Дьюи игнорировал необходимость систематического изучения учебных предметов. В его школах это почти отсутствовало. Учебный процесс строился как сообщение детям отдельных знаний (в комплексе) для “обслуживания узкопрактических и утилитарных целей, стоящих перед ними.
Учитель в школе и воспитательница в детском саду, считал Дьюи, не должны планировать заранее процесс работы с детьми.
Прагматическая педагогика Дьюи стала в США официальной, она была положена в основу работы школ. Ее практические последствия оказались весьма отрицательными. Выяснилось, что учащиеся школ США значительно отстают в своих знаниях от сверстников из европейских стран, вследствие чего американские педагоги и представители общественности подвергли резкой критике эту систему.
16)
Педагогика экзистенциализма. Экзистенциализм (философия существования) — одно из наиболее распространенных течений буржуазной философии. Экзистенциализм широко распространен в Западной Германии, Франции, Италии, Австрии, Японии, США; он проник в современную буржуазную литературу, в искусство, кино, театр, педагогику. Сущность экзистенциализма — крайний индивидуализм. Экзистенциалистская проповедь необходимости проявления всегда и везде своей “экзистенции”, своего “я отвлекает молодежь от общественных интересов.
Педагогика экзистенциализма, устрашая угрозой “поглощения личности коллективом, “растворения в нем, отражает безнадежные стремления буржуазии удержать молодежь вдали от общественного, особенно пролетарского движения. Она направлена против марксистских принципов воспитания, в коллективе, считает вечными отношения между людьми, свойственные буржуазному обществу. Экзистенциализм отрицает возможность совершенствования человека в условиях разумно организованной среды, и, таким образом, он отрицает необходимость самой борьбы за усовершенствование общественных отношений, за социализм.
Теоретики экзистенциализма считают, что особенно важно в воспитании не умственное, а эмоциональное развитие.
Влияние фрейдизма на педагогику. Одним из широко распространенных идеалистических течений в современных капиталистических странах является фрейдизм, в основе которого лежит учение австрийского психиатра, невропатолога, психолога Зигмунда Фрейда о ведущей роли бессознательного и инстинктивного в психической деятельности и поведении человека. Фрейдизм возник в последней четверти XIX в. Начиная с XX в. он стал распространяться, оказывая влияние на психологию, социологию, медицину, этнографию; литературоведение и другие науки.
Фрейд писал, что человек — существо биологическое. Эмоции, влечения, мышление и сознание, по Фрейду, определяются не социальной средой, а внутренними бессознательными импульсами, врожденными мотивациями.
Фрейдизм выступает против общественного воспитания. Рассматривая ребенка как биологическое существо, находящееся в конфликте со средой, подавляющей его инстинкты, Фрейд считал идеальной средой для воспитания семью. По его мнению, ребенок до 5—6 лет совершает весь свой путь развития: к этому возрасту его психика утрачивает свою пластичность, “затвердевает и не способна к каким-либо значительным дальнейшим изменениям.
Согласно фрейдизму, ребенок, как и взрослый, не несет ответственности за свои поступки, поскольку его действия определяются угнетенными и вытесненными из сознания инстинктами, отсюда следует вывод о полном отказе от воспитания у детей чувства ответственности.
В теории Фрейда затронуты многие вопросы дошкольного детства, одним из них является проблема игры. Но и в игре Фрейд усматривал реализацию вытесненных желаний: ребенок в игре якобы разыгрывает и переживает то, чего не может осуществить в жизни...
Неотомизм в педагогике. Неотомизм является официальной философией католической церкви, возродившей взгляды средневекового католического богослова Фомы Аквинского (XIII в.). Неотомизм объявляет себя преодолевшим “односторонность материализма, но в действительности является идеалистическим учением.
Стремясь удержать под своим влиянием массы трудящихся, неотомисты подвергают критике различные стороны капиталистической действительности, “вскрывают классовый эгоизм буржуазии, ее “отступление от евангельских принципов”. Однако они не выступают против частнособственнической основы капиталистического строя, против его антинародной политики, а стремятся по возможности умерить его эксплуататорскую сущность.
Католическая церковь создает свои школы и дошкольные учреждения в разных странах, добивается для них государственных субсидий, введения в учебные планы преподавания религии. Но, считаясь с требованиями времени, дает детям и некоторый объем знаний, выступает за твердый учебный план, пропитывая его, однако, религиозным духом.
Педагогика неотомизма имеет своей прямой целью борьбу с марксистской антирелигиозной материалистической концепцией, против освободительного движения, активности и сознательности народных масс, добивающихся лучшей жизни на земле путем освобождения человечества от всяких форм эксплуатации и угнетения, за полное равенство всех людей.
Все современные буржуазные педагогические теории имеют единые классовые цели, для всех характерен индивидуализм, умаление в той или иной степени роли научных знаний в развитии подрастающего поколения, стремление отвлечь молодежь от активного участия в решении социальных проблем, лицемерные заявления о вреде политики в воспитании и школе.
Конфессиональные школы (от лат. confessio — исповедание)— учебные заведения, находящиеся на содержании церкви и под ее контролем.
17)
ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ В КИЕВСКОМ, И МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВАХ
Древние славяне, как и все народы, жившие в условиях общинного строя, воспитывали подрастающее поколение, готовя детей к жизни в общине. Им передавали навыки земледельческого, а позже и ремесленного труда. Прививая детям смелость, выносливость, отцы учили их навыкам военного дела. Большую роль в моральном воспитании детей играло у нашего народа его богатое устное творчество: сказки, песни, былины; Передаваемые устно из поколения в поколение, они знакомили детей с жизненными явлениями, давали им представления о семейных и общественных отношениях. Сказки, былины прививали детям любовь к труду, воспитывали у них любовь к родине, доброе отношение к людям и природе, ненависть к угнетателям.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о сказках: “это,— первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа”.
Князья и церковь стали распространять в народе переводные сборники поучений, в которых имелись статьи и изречения педагогического характера, взятые из различных религиозных источников. Средствами воспитания считалось выполнение детьми с малых лет религиозных христианских обрядов, заучивание молитв, соблюдение постов.
В у в. в Киевской Руси были открыты государственные школы для подготовки образованных людей из среды дружинников, бояр, “княжих мужей”. Князья и церковь создавали также школы, которые готовили священников. Детей учили чтению, письму, пению.
Грамотность высоко ценилась на Руси. Все герои русских былин, богатыри изображались грамотными людьми.
Замечательным литературно-педагогическим памятником начала XII в. является “Поучение Владимира Мономаха детям”. Умный государственных деятель, Владимир Мономах заботился о том, чтобы его дети росли храбрыми, смелыми, преданными своей земле. Он стремился привить им уважение к образованию и книге, говорил, что следует подражать его отцу, который знал пять языков и за это имел от чужих земель большой почет.
Важнейшей задачей воспитания Мономах считал внушение детям страха перед богом и духовенством, приучение их строго выполнять обряды православной церкви. Он писал также о воспитании у детей любви к ближнему и других нравственных качеств, якобы соответствующих требованиям христианской морали.
Выдвигая религиозное воспитание на первое место, Владимир Мономах вместе с тем думал о земной жизни. Он призывал детей, помолившись богу, приниматься за выполнение житейских обязанностей.
Князья нуждались в том, чтобы из их детей вырастали руководители государства, умеющие организовать победу над военными противниками, управлять подвластным народом, следить за тем, чтобы население выполняло установленные порядки.
Распространением грамотности в народе занимались люди, которых называли “мастерами грамоты”. Учили по азбуке, часослову, псалтыри, использовали и произведения устного народного творчества.
В отличие от школ Западной Европы, где все обучение велось на латинском языке, на Руси обучение грамоте происходило на церковнославянском языке, более близком к разговорной речи учащихся.
О характере и направлении семейного воспитания на Руси в этот период дает некоторое представление сборник наставлении, относящихся к семейному быту, — “Домострой”. В этом сборнике много внимания уделялось воспитанию детей. “Домострой”, обособляя семью от всего окружающего мира, рекомендовал суровые формы обращения хозяина дома с домочадцами, отца — с детьми. В детях требовалось воспитывать любовь к богу, страх перед ним, умение почитать служителей церкви, беспрекословно повиноваться старшим.
Во второй половине XVII в. Епифанием Славинецким была составлена замечательная педагогическая "книга под названием “Гражданство обычаев детских”, представлявшая собой свод правил поведения в обществе — среди взрослых (в этом смысле и употреблен термин “гражданство”), сверстников, в школе и дома. В книге содержались правила “благонравия —“благочинного”, приличного поведения детей. Правила касались манер ребенка и подростка: выражения лица, мимики, позы, прически, ухода за зубами. В последующих главах рассказывалось о том, как детям вести себя в церкви, за столом во. время еды, при встречах, в училище; как они должны готовиться ко сну, ложиться и вставать утром; в сборнике имелась специальная глава “Об игрании”.
В братских школах был высокий уровень организации учебной работы, применялась продуманная методика задавания на дом уроков, учитель в школе и родители дома уделяли много внимания проверке знаний учащихся, а также повторению пройденного. В школе было не индивидуальное, а групповое обучение учащихся одинакового уровня знаний.
Во второй половине XVII в. увеличилось, особенно в Москве, количество школ, дающих повышенное образование. Были открыты новые греко-латинские школы, а также школы, называвшиеся грамматическими, в которых изучали грамоту, церковнославянскую и греческую грамматику, риторику, математику.