Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 23:48, курсовая работа
Социально-политические преобразования последнего десятилетия в нашей стране, нарушив монополию марксистко-ленинской парадигмы в отечественном обществоведении, способствовали открытию для российского читателя целого пласта неизвестной до сей поры зарубежной общественно-политической мысли. К этой категории можно отнести теории политической элиты, становление которых связано с именами итальянских ученых Вильфредо Парето, Гаэтано Моска и Роберто Михельса. Итальянская социология формировалась в лоне политических и юридических наук, а ее классики Вильфредо Парето, Гаэтано Моска и Роберто Михельс основное внимание уделили исследованию политической организации общества. Их взгляды принято относить к «классической школе элит».
Введение………………………………………………………….…..………3
1 Из истории политической элиты………………………………….………4
2.Теория элиты Вильфредо Парето…………………………………………7
2.1 Правящая и неправящая элиты………………………………………9
2.2 Циркуляция элит……………………………………………………..11
2.3 Типы элиты………………………………………………..………….11
3.Теория элит Гаэтано Моски…………………………………..…………..13
3.1Теория правящего класса……………………………………………..13
4.Значение идей Парето и Моски…………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………….…..19
Список использованной литературы
Марксизм отвергался им вполне четко, и тем не менее его знакомство с
работами Маркса не прошло бесследно, так как в проблеме образования и смены правящих классов наряду с психологическими факторами учтены и роль частной собственности на землю, и появление новых источников богатств. Даже в критике марксизма он формально пользовался марксистскими терминами и стилем.
Моска не предстает, однако, как приверженец консервативной или же
реформистской линии, в чем его упрекали многие советские критики. Скорее мы видим в нем вдумчивого аналитика и проницательного политика, котором политическая ситуация его времени не дала радужных надежд. Труды его окрашены в минорные тона, но он и не является законченным пессимистом, так как стремится найти хоть какие-нибудь основания для политического развития в сторону более полной демократии (несмотря на иллюзорность надежд на демократические идеалы), преодоления бюрократизации общества и тенденции к формированию олигархии.
4.Значение идей Парето и Моски
Оценивая вклад Гаэтано Моска в развитие итальянской и мировой социологии, отметим, что с его именем, как и с именем Вильфредо Парето, связан переход от классических либеральных концепций к концепциям элит.
Спор между Моска и Парето о приоритете в данной области, разгоревшийся в начале XX в., представляется в наше время беспредметным. Различия в теориях обоих социологов, а также в понятиях («властвующая элита» у Парето и «правящий класс» у Моска) при близости результатов говорят лишь о том, что оба они увидели сходные черты развития своей страны и выразили предчувствие наступления тоталитаризма.
Исследователи итальянской социологии отмечают, что концепцию элит более детально разработал Парето, причем с акцентом на экономические явления. Моска основное внимание уделил структуре политического механизма.
Главная заслуга Моски — выделение элиты как специального объекта исследования, анализ ее структуры, законов функционирования, прихода к власти, причин вырождения и упадка, смены ее контрэлитой.
Марксизм отвергался им вполне четко, и тем не менее его знакомство с работами Маркса не прошло бесследно, так как в проблеме образования и смены правящих классов наряду с психологическими факторами учтены и роль частной собственности на землю, и появление новых источников богатств, и некоторые другие идеи Карла Маркса. Даже в критике марксизма он формально пользовался марксистскими терминами и стилем.
Моска однако, не является консерватором. Скорее он вдумчивый аналитик и проницательный политик, которому политическая ситуация его времени не дала радужных надежд. Труды его окрашены в минорные тона, но он и не является законченным пессимистом, так как стремится найти хоть какие-нибудь основания для политического развития в сторону более полной демократии (несмотря на иллюзорность надежд на демократические идеалы), преодоления бюрократизации общества и тенденции к формированию олигархии.
.
Заключение
Анализируя теории элит Парето, Моски можно придти к выводу, что в этой области гораздо более плодотворнее не абсолютизировать различия между классовым анализом и дихотомией элита - масса, и использовать понятие"политическая элита" не как альтернативу классовой дифференциации, а, напротив, для обозначения ее стороны и момента.
При использовании политологом понятия "Политическая элита." Можно столкнуться с двумя случаями:
1) уровнем исследования, в котором еще не раскрыта классовая структура
общества, но уже зафиксировано деление на "высших" и "низших", правителей и исполнителей (ограничение этими представлениями, свойственными обыденному сознанию, может увести от понимания причин классовой дифференциации);
2) с использованием этого термина в отношении части класса, его
верхушки, занимающей господствующие позиции в политическом управлении. В последнем случае необходимо уточнить это понятие, поскольку элитаристы, ссылаясь на этимологию термина, относят к политической элите. "лучших","избранных", приписывают ей все достижения цивилизации, принижают роль народных масс в историческом процессе.
Политическая элита - это реальность сегодняшнего, и вероятно,
завтрашнего этапов развития цивилизации. Ее существование обусловлено действием следующих основных факторов:
а) психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;
б) законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как необходимого условия его эффективности;
в) высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;
г) широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий. Известно, что политико-управленческий труд прямо связан с распределением ценностей и ресурсов;
д) практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;
е) политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы
политики. Все эти и некоторые другие факторы обусловливают элитарность общества. Сама политическая элита внутренне дифференцирована. Она делится на ПРАВЯЩУЮ, непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную- контр элиту; на ВЫСШУЮ, принимающую значимые для всего государства решения (обычно в ее состав входит примерно один человек из 20тысяч населения), СРЕДНЮЮ, выступающую барометром общественного мнения и включающую около 5% населения, а также АДМИНИСТРАТИВНУЮ - служащие-управленцы (бюрократия).
Политический опыт показывает нам несколько приемов борьбы против деградации политической элиты. Это - предельные сроки пребывания у власти избираемых и назначаемых лиц, их периодическая отчетность, обязательное обновление кадрового состава органов управления, соблюдение принципа альтернативности при замене, конкурсный отбор и др.
В современных условиях делается серьезная попытка кардинально изменить формирование политической элиты нашего общества на основе демократических принципов: многопартийной политической системы, гласности, плюрализма мнений. Пока этот процесс только начался и идет весьма противоречиво. И здесь уместно вспомнить предостережение выдающегося русского ученого И .А. Ильина, который в одной из своих работ писал, что любой государственный строй плох, если не создает условия для выдвижения к управлению страной лучших людей, любые выборы, любая демократия не имеют смысла, если в ходе их разрушаются государство и нация. По его мнению, для России пока не созреют условия для демократических выборов, более предпочтительна демократическая диктатура. Справедливость его утверждения, по мнению автора, заключается в том, что в обществе, где не сформирован средний класс, а есть только два слоя: несколько процентов сверх богатых людей, а остальные находятся за чертой, или у черты бедности, отсутствуют материальные предпосылки для формирования и сохранения высокой политической культуры.
Список использованной литературы:
1.Арон Р., «Этапы развития социологической мысли», М., 1993
2.Гофман А., «Лекции по истории социологии», М., 1997..
3.Макиавелли Н. Избр. сочинения. М„ 1982.
4.Михельс Р., «Социология политических партия в условиях демократии»,
«Диалог», 1990, №№ 5-9, 1991, №4.
5.Моска Г. Правящий класс, «Социологические исследования», 1994. № 10. С.187— 198.
6.Попер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. II.
7.Политология. Энциклопедический словарь, М., 1993.
8.Пугачев В.П., Соловьев А.И., Введение в политологию, М. 1995.
9.Сартори Дж. Вертикальная демократия//Полис, 1993. 2. С. 81—82, 86.
21