История развития теории и практики менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:57, реферат

Краткое описание

Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Менеджмент как современная система управления организацией, фирмой, предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Такая система управления базируется на принципах, функциях, методах и организационной структуре, порожденных объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования, связанных с ориентацией на спрос и потребности рынка; обеспечением заинтересованности работников в достижении конечных результатов.

Вложенные файлы: 1 файл

История развития теории и практики менеджмента.docx

— 39.26 Кб (Скачать файл)

Развитие  таких наук, как психология и социология и совершенствование методов  исследования привели к формированию поведенческих наук в менеджменте (З. Фрейд, А. Маслоу, Р Лайкерт, Д. МакГрегор, Ф. Герцберг). Этот подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. Основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

 

2.1.4 Количественный подход (1950 — по настоящее время)

Математика, статистика, инженерные науки и связанные  с ними области знания внесли существенный вклад в теорию управления и получили название количественного подхода.

Этот  подход связан с моделированием ситуации и использованием моделирования  для принятия решений. Успехи в этом направлении в значительной мере связаны с компьютеризацией и  использованием аппарата исследования операций к решению производственных проблем.

Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и являются более точными.

 

2.2 Процессный подход

 

Эта концепция, означающая крупный поворот в  управленческой мысли, широко применяется  и в настоящее время. Процессный подход был впервые предложен  приверженцами школы административного  управления.

Управление  рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с  помощью других — это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий.

Анри  Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что  существует пять исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать  и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Другие авторы разработали иные перечни  функций— планирование, организация, мотивация, руководство, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений.

Функции управления:

Мы полагаем, что процесс управления состоит  из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Эти четыре первичных функции управления объединены связующими процессами коммуникации и  принятия решения. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная  деятельность. Оно предполагает возможность  влияния на отдельных работников и группы работников таким образом, чтобы они работали в направлении  достижения целей, для успеха организации.

Функция планирования предполагает решение  о том, какими должны быть цели организации  и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей, функция планирования отвечает на три следующих основных вопроса:

1. Где  мы находимся в настоящее время?  Руководители должны оценивать  сильные и слабые стороны организации  в таких важных областях как  финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все это осуществляется  с целью определить, чего может  реально добиться организация.

2. Куда  мы. хотим двигаться? Оценивая  угрозы в окружающей организацию  среде, такие как конкуренция,  клиенты, законы, политические факторы,  экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные  изменения, руководство определяет, каким и должны быть цели  организации и что может помешать  организации достичь их.

3. Как  мы собираемся сделать это?  Руководители должны решить как  в общих чертах, так и конкретно,  что должны делать члены организации,  чтобы достичь выполнения целей  организации.

Планирование — это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.

Организовать  — значит создать некую новую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Промышленная революция началась с осознания того, что организация работы определенным образом позволяет группе работников добиться гораздо большего, чем они могли бы сделать без должной организации.

Поэтому важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Делегирование — это средство, с помощью которого руководство осуществляет выполнение работы с помощью других лиц.

Руководитель  всегда должен помнить, что даже прекрасно  составленные планы и самая совершенная  структура организации не имеют  никакого смысла, если каждый работни не выполняет свою работу.

Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом.

Контроль - это почти все, что делает руководитель, обращено в будущее. За этот период многое может случиться, в том числе и много неблагополучных изменений.

Непредвиденные обстоятельства могут заставить организацию отклониться от основного курса, намеченного руководством первоначально. И если руководство окажется неспособным найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов, прежде чем организации будет нанесен серьезный ущерб, достижение целей, возможно даже само выживание, будет поставлено под угрозу.

Контроль  — это процесс обеспечения  того, что организация действительно  достигает своих целей.

Существуют  три аспекта управленческого контроля:

Установление  стандартов — это точное определение  целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных  в процессе планирования.

Второй  аспект — это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение  достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации  существует проблема, но и знает  источник этой проблемы.

Предпринимаются действия - одно из возможных действий — пересмотр целей, для того чтобы они стали более реалистичными и соответствовали ситуации.

Связующие процессы:

Четыре  функции управления — планирование, организация, мотивация и контроль — имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, часто называют связующими процессами.

 

2.3 Системный подход

 

Управление  хозяйственными организациями осуществляется в соответствии с системным подходом. Это означает, что организация  рассматривается как большая  открытая система, встроенная во внешний  мир. Система представляет собой  совокупность связанных и взаимодействующих  друг с другом элементов, составляющих целостное образование, имеющее  новые свойства, отсутствующие у  элементов.

Элементами  системы являются объекты, части, компоненты, число которых ограничено. Свойства элементов -качества, количественно  описывающие систему. Связи- соединения элементов и свойств системы  в целое.

2.4 Ситуационный подход

 

Ситуационный  подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности  прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. При этом под ситуацией понимается конкретный набор обстоятельств, сильно влияющих на организацию в данный момент. Основной задачей управления при  этом будет увязка конкретных приемов  и концепций с конкретной ситуацией  для достижения цели наиболее эффективно.

Ситуационный  подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями  и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность  организации.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В соответствии с целью и задачами курсовой работы можно сделать следующие выводы:

Как наука  менеджмент появилась 100 лет назад, а в начале ХХ века Ф.Тейлор сформулировал  и опубликовал принципы управления. Существовали такие школы менеджмента  как: 1) школа научного управления (рационалистическая школа) 1885-1920 - Тейлор, Гилберт, Гантт. Основной принцип, главная идея - рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих  ведут к повышению производительности труда; 2) административная (поведенческая) школа - 1920-50 г.г. - А.Файоль, Урвик, Вебер. Основная идея - существуют “универсальные” принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации; 3) школа человеческих отношений (1930-50г.г.) Мейо, Фоллетт, Маслоу - для эффективного достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками; 5) количественная школа (1950-настоящее время) - Винер, Акофф, Берталанфи - оптимальные управленческие решения ищутся с помощью компьютеров на основе использования математических моделей ситуации.

Менеджмент  — вид профессиональной деятельности, направленной на достижение фирмой, работающей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального  использования материальных и трудовых ресурсов с применением адекватных принципов, функций и методов экономического механизма.

Управление  предприятием заключается в умении рационально управлять ресурсами. Вместе с системой прогнозирования  и планирования и методами принятия решений в области менеджмента  понимание принципов и технологий финансового управления деятельностью  предприятия является необходимым  условием развития бизнеса.

Изменения в экономике России, связанные  с переходом к рыночным отношениям, требуют от руководителей организаций  новых способов и подходов к технологиям  управления. Анализ финансово-экономических  результатов российских организаций  в современных условиях показывает, что ухудшение их положения связано  с отсутствием профессионализма и системного подхода в управлении финансовой деятельностью. Большинство  предприятий России пока ориентируется  на выживание путем продажи ликвидных  основных фондов, поиска краткосрочных  источников финансирования, диверсификации производства. Но отсутствие системности  приводит их к нулевой результативности используемых методов и распылению имеющихся финансовых ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

Виханский, О. С, Наумов, А. И. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов.— 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2006. —670 с.

Веснин В. Р. Менеджмент : учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 504 с.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 704 с.

Блажевич  А.А. Менеджмент: Курс лекций. – Уфа, Изд-во УГНТУ, 2002. – 140с.

Ильенкова С.Д., Кузнецов В.И. Основы менеджмента : Учебное  пособие/ Московский государственный  университет экономики, статистики и информатики. – М.: МЭСИ, 2003. – 112с.

 

 

 


Информация о работе История развития теории и практики менеджмента