История реформации в Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 10:11, реферат

Краткое описание

В узком значении слово Реформация (от лат. Reformatio- преобразование) - это борьба за реформирование римско- католической церкви, переживавшей в XIV-XVI в.в. тяжелейший кризис. В широком смысле реформация представляла собой первую значительную битву нарождавшейся буржуазии против феодализма и его идеологической основы - вероучения церкви, которая не отвечала больше предприимчивому духу Нового времени. В отличии от гуманистического движения, ориентировавшего на наиболее образованную часть общества, деятели Реформации обращались за поддержкой к различным слоям населения в водоворот реформационного движения были вовлечены горожане, крестьяне, ученые - богословы, студенты, обедневшее дворянство и даже коронованные особы.

Вложенные файлы: 1 файл

История Реформации В Германии.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский государственный  университет

Философский факультет

Кафедра культурологи

 

 

 

 

 

 

История реформации в Германии

Реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа выполнена студенткой дневного

отделения 1 курса 5 группы

направления культура Германии

Кругловой Валерией Александровной

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург, 2012

Содержание

Введение

В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической  и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись «исправление» официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройка взаимоотношений церкви и государства, постольку оно стало называться Реформацией.

В узком значении слово Реформация (от лат. Reformatio- преобразование) - это борьба за реформирование римско- католической церкви, переживавшей в XIV-XVI в.в. тяжелейший кризис. В широком смысле реформация представляла собой первую значительную битву нарождавшейся буржуазии против феодализма и его идеологической основы - вероучения церкви, которая не отвечала больше предприимчивому духу Нового времени. В отличии от гуманистического движения, ориентировавшего на наиболее образованную часть общества, деятели Реформации обращались за поддержкой к различным слоям населения в водоворот реформационного движения были вовлечены горожане, крестьяне, ученые - богословы, студенты, обедневшее дворянство и даже коронованные особы.

Мысль о необходимости церковных реформ высказывалась задолго до Реформации. Обеспокоенные нравственным и политическим упадком папства, моральным разложением духовенства, многие богословы и священники пытались изнутри восстановить авторитет и чистоту католической церкви. Однако папы не хотели признать необходимость Реформации. Аналогично попытки частных лиц в XIV-XV в.в. (Виклиф в Англии, Гус в Чехии, Савонарола в Италии) также не принесли успеха. Папство неистово боролось с любым проявлением ереси. Несчастных мужчин сжигали как еретиков, а женщин также по обвинению в колдовстве. Строптивых монархов отлучали от церкви. Но инквизиция так и не смогла подавить дух возмущения против римско-католической церкви. Все больше и больше росла неприязнь крестьян к церкви как крупнейшему землевладельцу. Европейские монархи, чьи алчные взгляды были устремлены на огромное церковное имущество, поощряли этот дух недовольства. Главным очагом европейской Реформации была Германия.

1. Католическая церковь в Германии перед Реформацией

Католическая церковь служила в средние века идеологической опорой всего феодального строя. Она учила, что мир и весь существующий в нём порядок, в том числе и общественный строй, созданы богом и не подлежат никакому изменению, а на долю масс остается лишь покорность властям. Постулировалась идея об исконной «греховности» человека. Согласно этому учению, человек греховен по самой своей природе и собственными силами не способен «Спастись» т.е. искупить свою греховность. Только церковь может дать через свои таинства (крещение, покаяние, причащение и др.) недостающую человеку «благодать» и обеспечить ему вечное «спасение».

Папы и  высший католический клир вполне сознавали  значение своего учения и своей организации  в феодальном мире. Папский Рим  не без основания считал себя оплотом существующего строя. Отсюда претензии высшего католического духовенства во главе с папой на то, чтобы установить свою политическую гегемонию, подчинить себе светскую власть, использовать влияние в целях своего обогащения. Папские дипломаты, сборщики церковных поборов и продавцы индульгенций заполняли страны Европы.

 Претензии  католической церкви вызывали  недовольство даже крупных светских  феодалов, но в значительно большей  степени — жителей. городов,  в которых зарождалась новая,  буржуазная идеология. В XV и XVI вв. притязания церкви встречали решительный отпор со стороны королевской власти в тех странах, которые встали на путь государственной централизаций. В раздробленной же Германии папы по-прежнему претендовали на значительную власть. Правда, некоторые германские князья к началу XVI в. начали понемногу ставить в зависимость от себя среднее духовенство своих княжеств. Один из князей даже утверждал, что он сам является папой в своих землях. Не случайно впоследствии значительная часть князей активно поддержала реформацию. Однако в непосредственно подвластных ему территориях высшее духовенство Германии обладало и значительной светской властью. Огромные суммы денег шли из германских земель в папскую казну через разветвленную папскую агентуру — прежде всего духовных князей и всякого рода сборщиков. Это обстоятельство в немалой степени содействовало тому, что реформационное движение, почва для которого подготовлена была и в других странах Европы, началось ранее всего именно в Германии и объединило здесь наиболее широкие слои населения.

Нетрудно  себе представить, насколько особое положение церкви в Германии усложняло  и обостряло внутреннюю обстановку. Неверно было бы, однако, полагать, что рост неприязни к официальной церкви в немецком обществе означал обмирщение общественного сознания. Напротив, рубеж XV и XVI вв. отмечен всплеском массовой религиозности. Кризисные явления в обществе сказывались на психологическом состоянии людей. Повсеместно распространились эсхатологические ожидания, обостренно переживалась бренность земного мира. Жажда покарать конкретных носителей зла обрушивала гнев толпы на евреев и «ведьм». Забота о спасении души в ожидании «последних дней» приобретала первостепенное значение. Но обмирщенная, «погрязшая в грехе» церковь, оказалась не в состоянии удовлетворить религиозные чаяния верующих. Отсюда расцвет неортодоксальных религиозных течений и крепнущее убеждение в необходимости радикально преобразовать — «реформировать» — официальную церковь. Требования церковной реформы содержались в каждой из выдвигавшихся тогда программ политических преобразований. Правда, каждая социальная группировка понимала реформу по-своему, вкладывая в нее особый смысл. Все же в требовании церковной реформы все разрозненные элементы общественной оппозиции нашли на некоторое время свое общее выражение.

2. Реформаторская деятельность Мартина Лютера

Специфика экономического, социального  и политического развития ряда германских земель, переживаемая в начале XVI в. эра бурного экономического и  социального подъема в сочетании  с неблагоприятными условиями общего национального развития были причиной того, что Реформация – событие, общее для многих европейских стран, — приняла в Германии характер широкого общественного движения, стала первой крупной битвой против феодализма в Европе.

С началом  реформационного движения было связано  выступлением Лютера в октябре 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций, Мартин Лютер (1483—1546) родился в городе Эйслебе (Саксония) — одном из крупных в то время центров медной промышленности. Его отец был состоятельным владельцем плавилен и меднорудных разработок. Лютер вырос в среде недовольного своим положением бюргерства, обстановке нараставшей общей оппозиции католическому духовенству. В восемнадцать лет он поступил в Эрфуртский университет, близко познакомился с членами радикального кружка гуманистов и одно время находился под их влиянием. Однако, окончив университет, Лютер поступил в августинский монастырь, там окончательно и сложилось его мировоззрение. События «безумного года» в Эрфурте, свидетелем которого Лютер был, внушили ему скептическое отношение к народным мятежам. Тогда же он перебрался в недавно основанный университет в столице и получил вскоре степень доктора богословия. Чтобы правильно разобраться в системе политико-юридических взглядов М. Лютера, надо, во-первых, учесть, что уже к середине 20-х годов XVI в. он резко выступил против крестьянско-плебейского, революционного лагеря Реформации; во-вторых, отграничивать то, что в лютеровских суждениях прямо связано со «злобой дня», от того, что содержит глубинный теоретический смысл; в-третьих, провести различие между субъективно преследовавшимися самим М. Лютером целями и исторической ролью, которую объективно сыграли высказанные им идеи.

Один из исходных пунктов лютеровского учения - тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Каждый верующий оправдывается ею лично перед богом, становясь тут как бы священником самому себе и вследствие этого не нуждаясь более в услугах католической церкви (идея «всесвященства»). Только лишь богу - существу совершеннейшему - обязаны люди (от пап и князей до последнего крестьянина и плебея) повиноваться рабски, служить верноподданически. В сравнении с богом абсолютно все смертные ничтожны. Никто из людей не имеет превосходства над себе подобными: клир ничем не отличается от мирян, все сословия одинаковы. Эта трактовка М. Лютером основоположений христианства в условиях Реформации фактически являлась едва ли не первой раннебуржуазной версией принципа равноправия.

Возможность верующим быть внутренне религиозными, вести истинно христианский образ жизни обеспечивается, согласно М. Лютеру, мирским порядком. Действенность этого порядка обеспечивается благодаря опоре учреждений светской власти (государства, законов) на естественное, а не на божественное право. Будучи в конечном счёте производным от воли божьей, естественное право тем не менее представляет собой качественно иной феномен, чем право божественное. Опирающейся на него светской власти естественное право дозволяет управлять единственно внешним поведением людей, имуществом, вещами. Свобода души, область веры, внутренний мир человека находятся, по М. Лютеру, вне юрисдикции государства, за пределами действия его законов.

В своей  концепции государства М. Лютер  предусмотрел - и это очень важно  для понимания её теоретического значения, - что в сфере естественного права, в границах мирских отношений светской власти следует руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом. Властвует же целесообразно, управляет разумно тот князь (монарх), который употребляет власть не как привилегию, а отправляет её как бремя, возложенное на него богом. Вообще христианский «управитель должен считать себя слугой, а не господином народа».

М. Лютер, однако, был чрезвычайно далёк от того, чтобы проповедовать необходимость демократического переустройства тогдашней германской государственности. Он наставлял подданных быть покорными монархам, не восставать против власти и смиренно сносить чинимые ею несправедливости.

Система лютеровских политико-правовых воззрений пронизана противоречиями. Идея усиления роли светской власти, её независимости от папства, которое являлось космополитическим институтом, «работала» на утверждение регионального княжеского абсолютизма. Мысли о монархе как высшем руководителе национальной церкви, о духовенстве как особом сословии, призванном служить государству, освящение светской власти религиозным авторитетом - всё это способствовало насаждению культа государства; суеверная вера в государство надолго становилась характерной чертой господствовавшего в Германии политического сознания. Внутренняя религиозность, за которую ратовал М. Лютер, не предполагала сколько-нибудь серьёзного изменения общественно-политического строя той поры: не требовалось упразднять эксплуатацию крестьян феодалами, ликвидировать абсолютистские режимы, устранять духовное порабощение верующих и т. п.

Однако  в напряженной обстановке Германии тезисы Лютера оказали, по словам Энгельса, воспламеняющее действие, подобное удару молнии в бочку пороха. Вокруг них объединились все «многообразные взаимно перекрещивающиеся стремления» разных слоев оппозиции. Каждая группировка вкладывала в тезисы Лютера свои социальные требования, а не то, что имел в виду их автор.

Сам Лютер  не остался в стороне от поднявшейся бури всеобщего движения. Только опираясь на это движение, он мог занять твердую позицию против римской курии, которая хотела с ним быстро покончить. Лютер отказался явиться в Рим на допрос и суд, а попытки папского легата кардинала Каэтана добиться от духовных и светских властей ареста Лютёра потерпели полную неудачу. На состоявшемся лётом 1519 г. Лейпциге диспуте между Лютером и воинствующим папистом, профессором богословия Экком, Лютер в ответ на обвинение его в гуситской «ереси» смело заявил что в учении Гуса имелись истинно христианские положения и что решения соборов не обязательно выражают божественную волю. Это был уже полный разрыв со всей католической традицией. Лютер писал, что если мы вешаем воров, казним разбойников, сжигаем фанатиков, то почему не броситься с оружием в руках на этих главарей разврата, на этих кардиналов, пап свору римского Содома.

15 июня 1520 г.  папа Лев Х издал буллу с  угрозой отлучить Лютера. В ответ  на это 10 декабря перед городскими  воротами Виттенберга Лютер при помощи студентов университета устроил костер из книг некоторых схоластов, сборников канонического права, работ Экка. В пламя полетел и один из печатных экземпляров буллы. В начале января 1521 г. Лютер вместе со всеми своими сторонниками был отлучен от церкви. Решительная позиция, занятая Лютером в борьбе с папским Римом, поставила его в первые годы Реформации в цёнтр общенародного движения против католичёского духовенства.

3. Начало раскола Реформации

В 1520г. и в начале 1521 г. имя Лютера сделалось настолько популярным в разных слоях немецкого народа, что папский представитель вынужден был признать в своем донесении в Рим: «Девять десятых Германии кричат «Лютер!»; остальная десятая — по меньшей мере — «Смерть римскому двору!» Однако тогда же стал выявляться разнородный характёр тех требований, которые связывали с лютеровской Реформаций разные слои оппозиции. На Лютера ссылались многие народные проповедники, выдвигавшиё далеко идущие требования о преобразовании общественного строя. Первые надежды стали возлагать на Лютера деятели рыцарской оппозиции. Выдающийся гуманист и известный рыцарь Франц фон Зиккинген Гуттен считал, что рыцари призваны играть ведущую роль в освободительной войне немецкого народа, и стремился убедить всех немцев довериться рыцарству. Задачи поднятого Реформацией движения Гуттен видел в том, чтобы подготовить весь немецкий народ к такой войне, которая приведет к возвышению рыцарства и превращению его в господствующую политическую силу в освобожденной от папского засилья империи.

Ближайшие годы показали, что эти мечты идеологов рыцарства обречены на провал. В 1522 г. Рыцарское восстание потерпело полное поражение. Результатом провала рыцарей, присоединиться к которым Лютёр отказался, был уход оппозиционной их части из лагеря Реформации, что положило начало распаду всего лагеря.

Информация о работе История реформации в Германии