История стран Латинской Америки в новейшее время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:50, курс лекций

Краткое описание

Курс лекций по истории Латинской Америки

Содержание

Лекция 1. Особенности развития стран Латинской Америки



Лекция 2. Аргентина: 1918-1945 гг.



Лекция 3. Бразилия: 1918-1945 гг.



Лекция 4. Чили в первой половине 20 века.



Лекция 5. Куба в первой половине 20 века.



Лекция 6 Мексика: 1918-1945гг.



Лекция 7 Латинская Америка в международных отношениях.



Лекция 8 Аргентина: 1945-н.в.



Лекция 9 Бразилия в 1945 – н.в.



Лекция 10 Мексика в 1945-н.в.



Лекция 11 Чили во второй половине 20 века



Лекция 12 Куба 1945-н.в.



Лекция 13 Левые тенденции в развитии стран Латинской Америки.



Лекция 14 Никарагуа: 1945-н.в.



Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

латинская америка.doc

— 643.50 Кб (Скачать файл)

1970 г. – готовых  изделий экспортировано на 3 млрд. долл.

Ок. 2000 г. – приблизительно 40 млрд. долл.

Бразилия является ведущим экспортером оборудования (в странах третьего мира, а самолеты в США, Европу).

Аргентина –  экспортер ядерных технологий (в  Алжир, Иран, Перу).

Лекция 17 Латиноамериканская интеграция

 

    1. Создание и деятельность первых интеграционных объединений
    2. Новые тенденции в латиноамериканской интеграции 80-90-х гг.
    3. Основные этапы латиноамериканской интеграции

 

Именно страны Латинской Америки первыми оформили организационно свои интеграционные объединения.

1942 г. – Международный  совет обороны – чисто военная.  Начальники Генеральных штабов  Латинской Америки – США, координация  деятельности, особенно по борьбе с внешним врагом.

Сентябрь 1947 г. – 20 государств, США в Рио-де-Жанейро

    • Взаимопомощь
    • Совместная борьба

Деятельность  осуществляется через консультации, был создан Совет.

1948 г. – ОАГ  – политический характер.

Цель – поддержание  мира и безопасности в регионе, совместная деятельность против агрессии извне, способствование развитию стран между собой.

Высший орган  – Метамер. конференция. 1 раз в 5 лет. Постоянный орган – Совет, главы  государств (Вашингтон).

Эта конференция  сыграла особую роль

    1. Отношение к Кубинской революции (осудила)
    2. Одобрение событий в Никарагуа

 

Экономическая интеграция.

1948 г. – экономическая  комиссия ООН для стран Латинской  Америки (ЭКЛА) по инициативе крупнейших  экономистов Латинской Америки.

Р.Пребиш – автор  «доктрины ЭКЛА». Создал теорию десаролизма, т.е. развития.

    1. Страны Латинской Америки – это сырьевой придаток наиболее развитых стран. Преодолеть это отставание можно через модернизацию экономики и социальной структуры.
    2. Упор в модернизации
      • Индустриализация
      • Аграрная реформа
      • Изменение структуры и географии внешнеэкономических связей.

ЭКЛА должна помочь выйти на путь модернизации (инвестиции, благоприятный таможенный климат), т.е. помощь за счет более развитых стран.

Практическое  воплощение доктрина получила в программе  «Союз ради прогресса», 1961 г., автор – Дж. Кеннеди.

Страны Латинской  Америки должны развиваться по демократическому пути, а США поможет в создании нормальных экономических условий  для денежных институтов.

→ страны Латинской  Америки должны ускорить развитие ежегодный прирост + 2%, проведение ряда реформ, чтобы создать базу для демократии.

Для этого США  выделили около 8 млрд. долл. в 1961-1967 гг.

1959 год – Межамериканский  банк развития. Представители Латинской  Америки, США, Европы.

Цель – поддержка  экономического развития Латинской Америки (кредитование…).

Основная проблема в 50-60-е гг в экономической интеграции – взаимоотношения США и Латинской  Америки.

    • США – экономическая интеграция должна охватить весь Американский регион.
    • Латинская Америка – должна охватить только Латинскую Америку, в ней места для США нет.

1960 г. – договор  о создании Латиноамериканской  ассоциации свободной торговли (ЛАСТ): Бразилия, Аргентина, Уругвай, Чили, Парагвай, Перу, т.е. только Латинская Америка. Затем Колумбия, Эквадор, Венесуэла, Боливия. Всего 11 государств.

Не вошли –  страны Центральной Америки и  Карибского бассейна.

Цель – создать зону свободной торговли путем постепенной отмены всех таможенных пошлин, чтобы преодолеть узость национальных рынков.

Основная проблема ЛАСТ – вошедшие были неравнозначны → выделили группы.

    1. Экономические развитые – Аргентина, Бразилия, Мексика.
    2. Недостаточно развитые – Венесуэла, Чили.
    3. Сравнительно менее развитые – Перу, Парагвай.

1960 г. – Центральноамериканский  общественный рынок (ЦАОР). Гватемала, Гондурас, Коста-Рика (с 1926 г.)

Цель – общий рынок, т.е. тоже самое, что и ЛАСТ.

1961 г. – Центральноамериканский  банк экономической интеграции.

Но латиноамериканская интеграция столкнулась с проблемами

      1. Сходная структура внешней торговли
      2. Сходный уровень материальной базы
      3. Неразвитость внутрирегиональных связей
      4. Различия социально-экономического уровня.

В итоге латиноамериканская интеграция не дала преимущества местному капиталу, льготами мог воспользоваться иностранный капитал.

Вторая половина 60-х – 70-е гг. – дробление экономических интеграционных объединений по географическому принципу.

1966 г. – Андская  группа, существует до сих пор.  Боливия, Колумбия, Венесуэла, Перу, Эквадор, Чили (до 1976 г.)

Цель – установление льготных тарифов, объединение для  реализации крупных проектов, решение проблем: Боливия – т.к., Чили и Перу пообещали ей выход к морю.

Существует Совет  – на 3 предприятия.

В настоящее  время – основной упор основан  на создании крупных производительных проектов.

1969 г. – Организация  стран бассейна Ла-Платы: Аргентина, Уругвай, Бразилия, Парагвай, Боливия.

Цель – использование  и создание проектов по использованию  природных ресурсов (металл, уголь, нефть…).

Но возникли противоречия между Аргентиной и  Бразилией за ведущую роль и в  организации, и в проектах.

 

Политическая интеграция в 60-е гг.

1964 г. – Латиноамериканский  парламент. Цель – консультирование  между депутатами разных государств.

Перспектива –  создание единого латиноамериканского  сообщества.

 

Военная интеграция.

1951 г. – объединение  Центральноамериканских государств. Государства Центральной Америки и США.

Цель – борьба против партизан, революционеров и  совместная оборона.

С 1960 г. – ежегодно проводятся совещания главкомов  сухопутных сил, которые входят в  ОАГ.

 

Этапы интеграции.

    1. Конец 40-х – 50-е гг. – теоретическая разработка. Были сформированы основные идеи интеграции.
    2. 60-е гг. – организационное оформление (создание ЛАСТ…)
    3. Конец 60-70-е гг. – дробление объединения, появление новых по разным признакам. Определение кризиса.
    4. Вторая половина 80-х гг. – преодоление кризиса и появление новых организаций.

 

Интеграция в  предыдущие годы была основана на системе  национал-реформизма, т.е. особая роль государства → общеэкономический кризис 1982 года коснулся и процессов интеграции.

К концу 70-х гг. в Андской гр. нет промышленных разработок.

В организации  Центральноамериканского рынка  проблемы.

Экспорт сократился с 17 до 10 млрд. долл.

В восстановлении интеграции сыграли роль политики. Инициатива была положена главами Центральноамериканских государств, которые объединились для урегулирования конфликта в Никарагуа, затем эта группа расширилась – группа РНО.

    • Выдвинула идею образования общего рынка Латинской Америки.

Положительный сдвиг начался в странах Южного Конуса, которые наиболее активно  сотрудничали с

1986 года –  Аргентина, Бразилия, Уругвай, подписали  соглашение о намерении создать  общий рынок в экономическом  регионе.

В одно время  в разных регионах решение об общем  рынке.

Север – инициатива от США

Июнь 1990 г. –  Буш старший выдвинул идею создания зоны свободной торговли и инвестиции между США, Канадой, Латинской Америкой.

С 1994 года существует североамериканская зона свободной  торговли НАФТА.

Основная выгода от этой организации у США, Канады и Мексики.

«+» 

    1. прирост на 6%
    2. повышение зарплаты на 16%
    3. повышение инвестиций от США на 16%
    4. стала выгодно Юго-Восточной Азии (как посредник для попадания их на рынок США, Канады).

Юг.

1956 год – соглашение  Аргентины, Бразилии о экономической  интеграции.

1988 год. –  присоединение Уругвая и Парагвая.

1988 год – 4-х сторонний договор о создании общего рынка стран Южного Конуса – Меркосур.

К 01.01.1995 года –  между ними свободное движение рабочей  силы и капиталов, введен внешний  тариф, координация политики в области  сельского хозяйства, транспорта…

В течение 1995 года Уругвай и Парагвай сохраняли пошлины на импорт из аргентины и Бразилии, т.к. наименее развиты.

1999 г. – вошла  Боливия.

Отличие этого этапа.

      1. Раньше – ориентация на внутренний латиноамериканский рынок. 80-90-е гг. – создание конкурентоспособных товаров и выход на мировой рынок, изменение интеграции, т.к. изменилась экономика (открытость).
      2. Роль США. Раньше – США не брали. 80-90-е гг. – сотрудничество и вовлечение в интеграцию, торговля.
      3. Политическая интеграция. 50-60-е гг. – ОАГ диктовал; 90-е гг. – гр. РНО превратилась в постоянный механизм консультации и взаимодействия.
      4. Основная цель – интегрирование в мировой рынок.

 

 

 

Приложение

 

Боливийская революция

 

Республика Боливия, государство в Южной Америке. Территория Боливии площадью 1 098 581 кв. км охватывает хребты Центральных Анд и расположенные к востоку от них равнины; на севере и на востоке она граничит с Бразилией, на юго-востоке – с Парагваем, на юге – с Аргентиной и на западе – с Чили и Перу. Официальной столицей страны является Сукре, однако резиденция правительства находится в городе Ла-Пас.

Государственная система Боливии – одна из самых  неустойчивых в мире. Начиная с  провозглашения независимости в 1825 и утверждения первой конституции Симоном Боливаром в 1826, в стране произошло около 190 государственных переворотов, действовало 17 конституций. С 1964 по 1982 у власти находились военные режимы различной политической ориентации. В октябре 1982 была восстановлена демократическая система правления.

Революция 1952. На президентских выборах в мае 1951 победил кандидат от НРД Виктор Пас Эстенсоро, однако Урриолагоития, чтобы не допустить к власти НРД, уступил свои полномочия военной хунте. 9 апреля 1952 народное восстание, в котором руководящую роль играла НРД и рабочие с рудников и шахт, свергло военное правительство; пост президента занял Виктор Пас Эстенсоро, и НРД начала осуществление программы коренных преобразований в социальной, экономической и политической сферах.

В августе 1952, утверждая  принципы всеобщего избирательного права для взрослого населения, правительство предоставило право голоса индейцам. Годом позже, в порядке осуществления земельной реформы, было проведено отчуждение крупных земельных владений и наделение индейцев небольшими участками земли. Были начаты широкие программы по распространению образования среди индейцев; в деревнях строились больницы и организовывались крестьянские кооперативы. Новое правительство конфисковало собственность крупных оловодобывающих компаний и передало ее в руки государственной компании КОМИБОЛ.

Правительство финансировало постройку дорог, гидроэлектростанций и промышленных предприятий, а также освоение новых районов, среди которых особое внимание уделялось восточной части страны. Были построены система дорог между департаментами Кочабамба и Санта-Крус, сахарный завод и начат проект по разведению хлопка восточнее города Санта-Крус. Поощрялось переселение индейцев из горных районов на восток.

Программа развития, которую осуществляла партия НРД, встретилась  со множеством препятствий, как внутри страны, так и за ее пределами. Снижение производительности рудников как следствие снижения цен на олово на мировом рынке, амбициозные программы экономического развития, коррупция, отток из страны капитала, как иностранного, так и национального, и отчасти даже переход индейцев от натурального хозяйства к рыночному, – все это вместе привело к галопирующей инфляции. Решительные антиинфляционные меры были приняты во время правления второго президента от партии НРД, Эрнана Силеса Суасо, избранного в 1956. При поддержке Международного валютного фонда и США правительство начало проведение программы стабилизации, включавшей ограничение роста заработной платы, отмену контроля над ценами на большинство товаров и ограничение правительственных расходов. Эти меры, однако, не смогли покончить с экономическим кризисом, с которым пришлось иметь дело вторично избранному в 1960 В.Пасу Эстенсоро.

Информация о работе История стран Латинской Америки в новейшее время