История экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 16:21, контрольная работа

Краткое описание

Германские юнкера (они же помещики, крупные землевладельцы) и представители буржуазии (капиталисты, промышленные монополисты), опасаясь угрожающих коммунистических тенденций того времени, старались сберечь в своих руках тот капитал, которым они обладали до первой мировой войны, и который чуть не потеряли, если бы коммунистическая революция в Германии была более успешной.

Содержание

1.Сущность буржуазно-юнкерского империализма в Германии. 4
2.Схема 6
3. С какой целью Японское государство активно развивало военную промышленность? 7
4.Факторы экономического роста США в 19-м веке. 7
5. Цели государственной экономической политики. 14
6.Формы монополий на Украине. Когда возникает? 17
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

история экономики.docx

— 65.92 Кб (Скачать файл)

5. Цели государственной экономической политики.

Экономическая политика государства  в целом ориентирована на достижение общенациональных целей страны, общества, народа. Это обширная совокупность целевых задач, которую трудно свести к одной обобщенной цели. В советское  время российской истории генеральная  цель социалистического государства  формулировалась как достижение максимально возможного в данных условиях уровня удовлетворения материальных и духовных запросов народа. Такая  постановка цели политики носила во многом идеологический характер, была сугубо качественной ввиду отсутствия количественного  измерителя уровня удовлетворения многообразных  потребностей, да и масштабов самих  потребностей.В современной экономической  науке проблема целеполагания, установления целей и задач государственной  экономической политики рассматривается  более утилитарно и сводится не к  формированию единой общей цели, а  к установлению спектра, совокупности таких целей. Однако и при таком  подходе нет возможности однозначным  образом выразить совокупность целей, преследуемых государством в ходе выработки  и осуществления своей экономической  политики.

Цели не однотипны для  разных государственных, общественно-политических систем, они заметным образом различаются  в странах с централизованно  управляемой и рыночной экономикой. Цели государства зависят от достигнутого уровня - социального и экономического развития страны, от историко-национальных традиций. В разных странах существуют свои приоритеты, предпочтения в отношении  государственных устремлений, отражающие позицию правительства, общественное мнение, господствующие политические убеждения.

Принято считать, что в  тех странах, где господствуют рыночные отношения, государство должно принимать  на себя и считать главными целями экономической политики только те задачи, которые не способен решить сам рынок, которые не подвластны рыночному  механизму хозяйствования. При таком  подходе цели государственной экономической  политики совпадают с целями государственного регулирования рыночной экономики.

Достаточно конструктивен  прагматический подход, в соответствии с которым цели экономической  политики государства состоят в  создании и поддержании условий  стабильности, уравновешенности экономической  ситуации. Такой подход получил название стабилизационной политики, он наиболее характерен для ситуации кризиса, спада, когда прежде всего необходимо подавить стихийные процессы, достичь управляемости, предотвратить дальнейшее ухудшение  состояния дел. Цели стабилизации столь  же важны для закрепления достигнутого и желаемого состояния равновесия, предотвращения нежелательного выхода параметров экономики за допустимые пределы.

В странах, экономика которых  находится на подъеме или такой  подъем ожидается, цели экономической  политики становятся целями экономического роста, измеряемого уровнем такого роста.

Для стран с социально  ориентированной рыночной экономикой характерно выдвижение на первый план социальных целей государственной  экономической политики. Такие цели, во многом смыкаются с экономическими и в известной степени сопутствуют  им. Выдвижение социальных целей государственной  политики и увязка их с экономическими целями характерны для таких стран, как США, Германия, в какой-то степени  это присуще и всем другим странам.

К самым распространенным социальным целям государственной  экономической политики относят  экономическую свободу и экономическую  справедливость. Экономическая свобода  понимается как свобода выбора форм и видов экономической, предпринимательской  деятельности, распределения и использования  собственных - средств, приобретения и продажи объектов собственности, поведения на рынке, участия в профсоюзах и забастовках. Государство способно проводить линию на ограничение экономической свободы отдельных субъектов хозяйственной деятельности даже в условиях рыночной экономики. Так что, говоря об экономической свободе как цели государственной экономической политики, следует иметь в виду не безраздельную свободу, граничащую с анархией, а тот уровень свободы, который необходим для обеспечения эффективного функционирования хозяйственной системы и достижения посредством этого собственно экономических целей государственной политики.

Весьма привлекательно выглядит такая цель, как экономическая  справедливость, понимаемая с позиций  честного, добросовестного отношения  ко всем людям в стране, учета  их интересов и возможностей, создания им адекватных, в пределе' равных условий, прав, возможностей проявить себя в  жизни. Вообще-то "справедливость" есть не экономическое, а морально-этическое понятие. У каждого человека существует свое представление о справедливости, диктуемое чаще всего собственными интересами, личной выгодой. В сознании людей, прошедших сквозь горнило советской системы, укоренилось представление о справедливости как о равенстве экономических благ, которого следует добиваться посредством государственной уравнительной политики, проводимой посредством выравнивания доходов. Между тем справедливым следует считать выравнивание потенциальных возможностей получения доходов, в пределах которого каждый достигает того, на что он оказался способным. Надо различать равенство возможностей и равенство результатов.

Более определенной, предметной целью государственной экономической  политики следует считать социальную защищенность, трактуемую как защиту государством граждан от неизбежных экономических рисков, объективно наступающей  невозможности обеспечить себя минимумом  благ, необходимых для существования. Государство призвано защищать своих  граждан от безработицы, помогать престарелым  и немощным, инвалидам, многодетным  семьям, смягчать тяжелые последствия  несчастных случаев. Об этой функции  государства говорилось в главе, посвященной социальной сфере экономики.

Самой универсальной целью  государства следует считать  содействие достижению высокого уровня, росту социально-экономической эффективности  в масштабе – хозяйства страны. Социально-экономическая эффективность понимается как величина социально-экономического эффекта, результата, получаемого в расчете на единицу затрачиваемых ресурсов. В конечном счете, именно социально-экономическая эффективность, результативность функционирования хозяйства страны, рациональное, экономически выгодное использование всех составляющих ее ресурсного потенциала характеризуют возможность достижения комплекса социальных целей государственной экономической политики.

Еще одна глобальная цель государственной  экономической политики известна под  названием "общеэкономическое равновесие". Под общеэкономическим равновесием  понимается так называемый магический четырехугольник, включающий стабильность цен, высокий уровень занятости, соразмерный экономический рост, сбалансированность внешнеторговых операций. В Германии, например, достижение и  поддержание заданного уровня общеэкономического равновесия законодательно закреплено принятым в 1967 году "Законом по содействию стабилизации и экономическому росту", называемым также "Основным законом  экономической политики государства".

Стабильность уровня цен  означает ограничение показателя инфляции четким верхним пределом. В экономически развитых странах задачей экономической  политики считается недопущение  роста цен на величину, превышающую 1% в год. В действительности удается  сдерживать рост в пределах, не превышающих  несколько процентов в год. Имеется  в виду, естественно, общий уровень  цен, совокупная цена, тогда как цены на отдельные виды товаров способны изменяться в гораздо большей  степени. Вдобавок надлежит понимать, что рост цен при повышении  качества товаров не есть инфляция. Так что государственная политика ориентирует на "разумную" стабильность цен.

Цель достижения высокого уровня трудовой занятости ассоциируется  прежде всего с низким показателем  безработицы, не выходящим за пределы  нескольких процентов. Принято считать, что уровень безработицы в  пределах от 3 до 7% надо рассматривать  как нормальный, обусловленный естественной текучестью рабочей силы, неизбежной "фрикционной" безработицей. Удержание  безработицы в пределах до 5-6% представляет собой целевую установку государственной  экономической политики большинства  стран.

Экономический рост, как  уже отмечалось, измеряется ежегодным  темпом роста или прироста валового национального (валового внутреннего) продукта в целом и на душу населения  страны. Экономический рост означает увеличение количества производимых товаров, обусловленный этим рост их предложения  и доходов населения, а в силу этого и увеличение потребления. Чем больше экономический пирог, испекаемый в стране, тем больше шансов у каждого гражданина получить больший кусок от этого пирога. Поэтому обеспечение экономического роста относится к числу важнейших  задач государственной экономической  политики. Согласно современным воззрениям экономический рост, измеряемый стабильным приростом валового внутреннего  продукта величиной 3-4% в год, считается  успехом экономической политики государства.

Цель обеспечения сбалансированности внешнеторговых операций страны можно  полагать достигнутой при положительном  сальдо внешнеторгового баланса, то есть при наличии чистого экспорта товаров и услуг, составляющем от одного до нескольких процентов валового национального (внутреннего) продукта. Понятно, что не все страны способны реализовать эту цель государственной  экономической политики.

При формировании комплекса (системы) целей приходится иметь  в виду их взаимосвязь и взаимодействие. Отдельные цели и характеризующие  их показатели могут оказаться как  взаимосдерживающими, так и конкурирующими или даже несовместимыми, взаимоисключающими. Поэтому неизбежны целевые компромиссы. Кроме того, при всей важности перечисленных  целей они не исчерпывают всей системы целей государственной  экономической политики. Вполне возможны и другие цели, целевые задачи, не попавшие в поле зрения, обусловленные  спецификой экономики страны, решаемых ею проблем, точкой зрения правительства.

6.Формы монополий  на Украине. Когда возникает?

Введение.  Основные понятия.

 Монополия есть  исключительное  право деятельности в какой-либо сфере деятельности. По владельцу этого права различают монополии государственные и капиталистические. Государственными монополиями называются монополии,  принадлежащие государству. Возникают в результате строительства государственных предприятий (военной  промышленности,  новых или  капиталоемких  отраслей)  или  национализации отдельных предприятий, отраслей промышленности и транспорта.

 Монополии капиталистические  - хозяйственные объединения, осуществляющие  контроль над рынками посредством  концентрации материальных и  финансовых ресурсов,  научно-технического потенциала с целью извлечения монопольной прибыли.  Устанавливают монопольные цены, воздействуя на формирование пропорций воспроизводства. Капиталистические монополии возникли на основе  концентрации производства и капитала. Основные формы капиталистических  монополий - картели,  синдикаты,  тресты, концерны.

Концерн (англ.  concern  - дело,  предприятие) - одна из сложных  форм  монополистических   объединений,   включающих предприятия промышленности,  транспорта, торговли и банковской сферы. Участники концерна сохраняют формальную самостоятельность,  но контролируются структурами общего руководства концерна,  а также входящими в состав  концерна  финансовыми структурами.  В  настоящее  время основная форма монополии в Украине.

Характеристика  монополий

Существуют два подхода  к понятию "монополия". Во-первых, монополию  можно рассматривать как тип фирмы. Она представляет собой крупное объединение, занимающее ведущее  положение  в определенной отрасли хозяйства (или в нескольких отраслях) в какой-либо стране или в  мире  в  целом. Обычно монополия ассоциируется с крупными и известными всему миру компаниями, хотя они могут держать незначительную часть рынка.

Но может существовать и другая трактовка понятия  "монополия" - это экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация,  когда  покупателям  противостоит  предприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного вида.  В этом случае монополистом может  оказаться сравнительно  небольшое  по размерам предприятие (украинский пример - АО "ТРОЛЗА" (бывш. ЗиУ) - 98% производства троллейбусов  в Украине,  и порядка четверти - в мире при предельном объеме производства 2500 машин в год).  И напротив,  крупная фирма  может и не быть монополистом,  если ее доля на данном рынке невелика.

Обращаясь к  монополии  как виду экономической структуры рынка,  ее следует рассматривать как определенный тип экономических  отношений,  который  дает  возможность  одному  из участников этих отношений диктовать свои  условия  на  рынке определенного товара.

Монополия предполагает,  что в  отрасли  имеется  только один  производитель,  который  полностью  контролирует объем предложения товара.  Это позволяет ему  устанавливать  цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара.  Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки.  Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено.  К чистой монополии можно отнести предоставление  коммунальных услуг, газо-, водо- и электроснабжение.

Фирма-монополист обычно  имеет  более  высокую  прибыль, что,  естественно,  привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии, препятствия для вступления в отрасль достаточно велики,  и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок.  Вот реально значимые преграды на пути возможных конкурентов  монополий:

Информация о работе История экономики