История экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 06:41, контрольная работа

Краткое описание

Экономическая реформа 1965 г. в СССР, (в СССР известна как Косыгинская реформа, на Западе как реформа Либермана) — реформа управления народным хозяйством и планирования, осуществлённая в 1965—1970 гг. Характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования.

Содержание

Введение.
1.Экономическая реформа 1965г., её основные принципы и пути реализации на основании решения Сентябрьского /1965г./ Пленума ЦК КПСС о переходе от административных к экономическим методам управления народным хозяйством.
2. Нарастание кризисных явлений в экономике СССР начала 70-х ГГ. ХХв. Провал экономических реформ середины 60-х ГГ., причины и последствия. /Рассмотреть динамику экономического развития СССР за годы VIII-ой /19661970гг./, IХ-ой /1971-1975гг./, Х-ой /1976-1980гг./ и ХI-ой /1981-1985гг./ пятилеток по основным показателям эффективности общественного производства в СССР.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

история экономики.docx

— 28.54 Кб (Скачать файл)
 

План:

 Введение.

1.Экономическая реформа 1965г., её основные принципы и пути реализации на основании решения Сентябрьского /1965г./ Пленума ЦК КПСС о переходе от административных к экономическим методам управления народным хозяйством.

2. Нарастание кризисных явлений в экономике СССР начала 70-х ГГ. ХХв. Провал экономических реформ середины 60-х ГГ., причины и последствия. /Рассмотреть динамику экономического развития СССР за годы VIII-ой /19661970гг./, IХ-ой /1971-1975гг./, Х-ой /1976-1980гг./ и ХI-ой /1981-1985гг./ пятилеток по основным показателям эффективности общественного производства в СССР.

 Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Экономическая реформа 1965 г. в СССР, (в СССР известна как Косыгинская реформа, на Западе как реформа Либермана) — реформа управления народным хозяйством и планирования, осуществлённая в 1965—1970 гг. Характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина. Традиционно проведение реформы связывали с усложнением экономических связей, что снижало эффективность директивного планирования (в 1966 промышленность СССР включала более трёхсот отраслей, 47 тыс. предприятий, 12,8 тыс. первичных строительных организаций), и со стремлением более полно использовать интенсивные факторы экономического роста. Последнее было достижимо посредством повышения производительности труда через улучшение его культуры, интенсивности и организации, а также эффективного использования имеющихся ресурсов. Было признано, что существующая система планирования недостаточно заинтересовывает предприятия в принятии высоких плановых заданий, во внедрении организационных и технических новаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.  На первый взгляд, промышленность в годы семилетки развивалась вполне успешно. Было намечено увеличить промышленное производство на 80%, а выросло оно на 84%, так что количественно план перевыполнен. Произошли структурные сдвиги, отражавшие технический прогресс. Черная металлургия увеличила производство на 66-67%, а цветная - в 2-3 раза. Для изготовления новых машин требовалось не так много, как прежде, черного металла, зато больше - цветных сплавов. Добыча угля выросла только на 16%, а добыча нефти - в 2,2раза. Новые двигатели требовали жидкого топлива. Химическая промышленность увеличила производство в 2,5 раза: рост выпуска синтетических материалов был одним из ведущих направлений в техническом прогрессе нового времени. Однако некоторые из этих прогрессивных структурных сдвигов происходили с запозданием; угольная промышленность и черная металлургия перешли в разряд "старых" отраслей уже после первой мировой войны. Теперь на первый план выдвигались отрасли научнотехнической революции - робототехника, микроэлектроника и т.п. Впрочем, технический прогресс в годы семилетки выражался не только в структурных сдвигах. Именно в это время происходил переход к индустриальным методам в строительстве, когда детали здания готовились на заводе, а строительная площадка превращалась в сборочную.

Но за годы семилетки  темпы роста производительности труда не увеличились, а понизились. Сократилась фондоотдача, Т.е. выпуск продукции на единицу основных фондов. Выпуск продукции вырос на 84%, а основные фонды промышленности - на 100%.  В марте 1964 г. к власти пришла группировка, в основном не настроенная на серьезное реформирование экономики страны, прежде всего в области сельского хозяйства и промышленности. Однако к этому времени уже трудно было не реагировать на сложившиеся положение вещей: в отдельных районах страны из-за нехватки продуктов питания возникла необходимость ввести нормированное снабжение населения (по талонам), и скрывать ситуацию. В марте 1965 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором с докладом "О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства" выступил новый лидер партии Л.И.Брежнев. Пленум в своем решении был вынужден признать, что " сельское хозяйство замедлило темпы своего роста. Планы его развития оказались невыполненными. Медленно повышались урожаи сельскохозяйственных культур. Производство мяса, молока и других продуктов за это время увеличились также незначительно». Политика партии и государства после мартовского Пленума, естественно, принципиально измениться не могла, но все равно он стал весьма заметной вехой в истории организации сельскохозяйственного производства. После 1965г. увеличилось ассигнования на нужды села: в 1965-1985гг. капитальные вложения в сельское хозяйство составили 670,4 млрд. рублей, в 2 раза поднялись закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, продаваемую государству, укрепилась материально-техническая база хозяйств, возросла их энерговооруженность.

 В Сентябре 1965 г. на Пленуме ЦК КПСС было принято постановление «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства», в соответствии с которым в стране началась новая экономическая реформа.

 Реформу практически все исследователи связывают с именем А.Н.Косыгина. В докладе на сентябрьском Пленуме были использованы некоторые предложения известного экономиста Е.Г. Либермана. В качестве образца была взята система, существовавшая в советской экономике во времена нэпа, но при одном значительном отличии: в 1920-е годы довольно заметную роль играли частные предприятия, которые в 1960-1970-х годах полностью отсутствовали. Реформа предполагала административные и экономические меры. Общая концепция реформы 1965г., включала три направления. Это, во-первых, проведение мероприятий по повышению материальной заинтересованности коллективов предприятий в увеличении производства и улучшения качества продукции. Во-вторых,- осуществление мер по совершенствованию планирования, нацеленные на то, чтобы планы гарантировали пропорциональность развития отраслей народного хозяйства и рост технического уровня производства. В-третьих, реорганизация управления промышленностью путем ликвидации совнархозов и создания министерств, причем, не только общесоюзных, но и союзно-республиканских, которые обеспечивали бы единую техническую политику и технический прогресс. Мотивы были как экономические, так и политические: отмеченные реформационные отвечали интересам большинства союзных республик.

Ключевой задачей  экономической реформы был переход  от административных методов управления народным хозяйством к экономическим. Предлагалось усилить воздействие и роль стоимостных инструментов: цены, прибыли, кредитов, процентов, премий и пр. В этой связи под реформаторские преобразования подводилась теоретическая база, смысл которой состоял в признании товарной природы социалистического производства.

Согласно принципам  экономической реформы, часть прибыли  предприятий должна была оставаться в полном распоряжении самих производителей.

 Реформа 1965г. дала некоторый импульс, развитию экономики, несколько повысив темпы роста производства. По традиции, сложившейся при подведении итогов восьмой пятилетки (1966-1970), преобладает мнение, что полученные тогда результаты весьма значительны и эффективны.

В 1967 году на новые  хозяйственные условия стали  переводить целые отрасли промышленности, и к концу года работало по-новому уже 15% предприятий, на долю которых  приходилось 37% промышленной продукции.

 Переход на рельсы научно-технической революции тормозит все та же административная система. Если завод выпускает металлорежущие станки, он может их совершенствовать, но не может перейти на выпуск принципиально новой техники, не соответствующей его специализации. В условиях рыночной экономики такой завод, вероятнее всего, прекратит существование, потому что его продукция в условиях НТР не найдет сбыта. В условиях административной системы не принято было закрывать завод из-за подобной причины. И наш завод наряду с другими подобными продолжал насыщать промышленность морально устаревшей техникой, а распределительная система во главе с Госснабом обеспечивала сбыт, распределяя эту технику. В результате оказалось, что у нас больше металлорежущих станков, чем в США, ФРГ и Японии, вместе взятых.

  Еще одна причина замедления темпов и падения экономической эффективности производства - истощение природных ресурсов. Наша страна богата природными ресурсами, но в экономически развитых районах запасы нефти, древесины подходят к концу. Значительные запасы сырья остались в труднодоступных районах, а там, в неблагоприятных для жизни человека условиях, их добыча обходится намного дороже. Только в 80-е гг. выпуск продукции на 1 руб. основных фондов сократился с 1 руб. 29 коп. до 98 коп. 

   2. Нарастание кризисных явлений в экономике СССР начала 70-х ГГ.ХХв. Провал экономических реформ середины 60-х ГГ., причины и последствия. /Рассмотреть динамику экономического развития СССР за годы VIII-ой /1966-1970гг./, IХ-ой /1971-1975гг./, Х-ой /1976-1980гг./ и ХI-ой /1981-1985гг./ пятилеток по основным показателям эффективности общественного производства в СССР. Первые пять лет осуществления экономической реформы казались многообещающими. К 1970 году почти вся промышленность была переведена на новые условия хозяйствования. Восьмая пятилетка (l966-1970гг.), совпавшая с началом реформ, оказалась лучшей за все послевоенные годы. По официальным данным, валовой общественный продукт увеличился на 43%, национальный доход - на 45%, продукция промышленности выросла на 50%. Происходившее три предыдущие пятилетки снижение темпов роста производства было на время приостановлено. Масштабы хозяйственных решений в годы восьмой пятилетки были впечатляющими.Важным результатом восьмой пятилетки было довольно близкое соответствие запланированных и фактических показателей. Например, рост национального дохода за 1966-1970гг. был запланирован в 38- 42%, фактически рост составил 38; производительность труда -40-45, фактически-36; производство продукции сельского хозяйства-25-27, фактически-21; реальные доходы на душу населения-30-34, фактически-33; розничный товаооборот-36­-40, фактически- 46%.

  Однако позитивные тенденции закрепить не удалось. Советское руководство понимало, чтобы удержать и развивать результаты восьмой пятилетки будет чрезвычайно трудно.

  Мировой энергетический и экономический кризисы 1973- 1975 гг. оказал влияние на результаты пятилетки. В эти годы нашей стране удалось извлечь существенные доходы из внешнеполитической деятельности за счет резкого роста (в10-12 раз) мировых цен на нефть и нефтепродукты. Это был хороший шанс капитально укрепить пошатнувшееся здание социалистического хозяйства.

 В конце 1960 - начале 1970-х годов позитивный потенциал хозяйственной реформы стал исчерпываться, народное хозяйство возвращалось к традиционным источникам экономического роста за счет топливно-энергетического и военно-промышленного комплекса (в рамках ВПК находились до 80% машиностроительных заводов страны). Не принесли ожидаемых результатов попытки внедрить в массовое производство наукоемкие технологии (радиоэлектронику, информатику, вычислительную технику, биотехнологию и др.) Структура советской экономики приобретала все более нерациональный, однобокий характер с уклоном в тяжелую индустрию и с минимальным выходом на непосредственные потребности людей. К концу 1970 года на новую систему хозяйствования из 49 тыс. промышленных предприятий было переведено более 41 тыс., на долю которых приходилось 95% прибыли и 93% общего выпуска промышленной продукции. Была сделана попытка перевести на хозрасчетные принципы аппарат министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления. С 70-х годов начался спад экономики. Социально-экономическое развитие СССР проходит под знаком резкого усиления административного управления, ограничения экономической власти регионов. В 70-х - начале 80-х годов эти явления начали отражаться в планах IX, Х, ХI пятилеток.

 Плановые задания для десятой и одиннадцатой пятилеток были ниже, чем для девятой. Но и эти заниженные задания не выполнялись: национальный доход за пятилетие прирастал не более чем на 16%; прирост промышленной продукции в 1976-1980гг. составил менее 26%, а в 1981-1985- менее 20%; прирост сельскохозяйственной продукции в 1976-1980гг. был обеспечен на 10-11 %, а в 1981-1985- на 5%.

В Х пятилетке  резко возросли внешнеэкономические связи СССР. Внешнеторговый оборот вырос с 1970 по 1976 г. почти в 2,6 раза, а со странами Запада - в 4,5-раза. Основой крупных успехов во внешней торговле был экспорт топливно-сырьевой продукции. Более 65% в ассортименте советского экспорта занимали топливо, сырье, металлы. Советские внешнеторговые объединения подписали целый ряд крупных соглашений с ведущими фирмами США, Германии, Франции, Италии, Голландии, Финляндии и других стран о долгосрочных поставках в указанные страны нефти, нефтепродуктов, природного газа, лесоматериалов в обмен на машины, оборудование, технологии, а также товары широко потребления. 

Опыт сельскохозяйственного  производства 1970-х начала 1980-х гг. показал, что частичное улучшение  механизма экономических связей между городом и деревней не дает желаемых результатов. Несмотря на рост закупочных цен на сельхозпродукцию, доходность большинства колхозов и совхозов оставалась крайне низкой. Система управления агропромышленным комплексом не позволяла коллективным хозяйствам стабильно и прибыльно. Несмотря на известные трудности, советская экономика продолжала наращивать объемы выпускаемой продукции. По темпам развития она не уступала развитым капиталистическим странам Запада и США. Среднегодовые темпы и абсолютный прирост производства важнейших видов промышленной продукции в СССР за 1970-1985 гг. были выше, чем в ведущих капиталистических странах. Это позволяло СССР удерживать первенство в сравнении с Западом и США в темпах прироста национального дохода, капитальных вложений и производительности труда. Общий объем валового продукта СССР достиг в начале 80-х гг. около половины американского. При этом сохранялось отставание от США по эффективности производства, жизненному уровню населения и уровню научно-технического развития.

  Реформа так и не смогла сбалансировать неравномерность экономического развития, согласовать производство и потребление, обеспечить рентабельность и повышение производительности труда.Главная причина несостоятельности курса Косыгина заключалась в том, что он не смог изменить прежний порядок хозяйственных связей на основе введения хозрасчета и самоокупаемости, ибо централизованные планирующие органы сохранили за собой право определять хозяйственное развитие отраслей и отдельных предприятий. В обществе складывалось убеждение, что серьезные экономические изменения вообще не возможны в условиях социализма.В итоге народное хозяйство стало ощущать на себе негативные последствия неупорядоченности механизма управления. Темпы экономического роста быстро снижались. Свертывание реформ и возврат к прежней хозяйственной практике, что открыто, возвестила экономическая "контрреформа" 1979г., не могли этого предотвратить. Даже по официальной статистике среднегодовые темпы роста промышленного производства с 8,5% в 1966-1970гг. снизились до 7,4% в 1971-1975гг.., 4,4% в 1976-1980гг. и 3.6%в 1981-1985гг., а национального дохода соответственно с 7,2% до 5,1, 3,8% и 2,9%.

К началу 80-х годов  советская экономика вошла в  полосу стагнации. В натуральном  выражении объемы производства в  ряде отраслей не только росли, но, напротив, снижались. Фактически прекратился  рост производительности труда. Постепенно нарастала целая система блокирования экономических рычагов регулирования народнохозяйственных пропорций, в результате чего окончательно оформился механизм социально-экономического торможения. 

Информация о работе История экономики