Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 15:34, контрольная работа
Как известно, Рим трижды покорял мир: своими легионами, превратившими маленькую городскую римскую общину в центр огромной империи; христианством, ставшим мировой религией, и, наконец, правом, которое было заимствовано (рецепировано) вначале позднефеодальной Европой, а спустя столетия стало основой многих буржуазных кодификаций гражданского права.
Последнее обстоятельство явилось основанием необходимости изучения римского частного права современными юристами, для которых римское право стало бесконечным терминологическим источником, собранием понятий и определений, сохраняющим свой авторитет до наших дней.
Введение 3
§ 1. Понятие и виды источников права 4
§ 2. Понятие обычая и обычное право 5
§ 3. Законы
3.1 Законы VII Таблиц 6
3.2 Законы республиканского Рима 7
3.3 Lex и плебесциты 8
3.4 Сенатус-консульты 9
3.5 Конституции императоров 9
§ 4. Эдикты магистратов. Право цивильное и право преторское 10
4.1 Дуализм Римского права 10
4.2 Эдикты магистратов 11
4.3 Кодификация эдиктов 11
§ 5.Значение римской юриспруденции для формирования и развития права 12
§ 6. Кодификация римского права 14
6.1 Первая кодификация 14
6.2 Кодификация Юстиниана 15
6.3 Хронология кодифицированных работ 15
Заключение 19
Список литературы 21
4.1 Дуализм Римского права
Одна из важнейших черт римской правовой системы - дуализм права, существование наряду с законом, составляющим цивильное право, постановлений римских магистратов, так называемое магистратское или преторское право (ius honorarium). Этот дуализм позволял исторически приспособить формальные и консервативные нормы цивильного права к обновляющимся условиям общества другого времени.
Сами римляне придавали эдиктам преторов немалое значение, называя их почетным правом (ius honorarium, от слова honores - почетные должности).
Обобщая соотношение цивильного права и права преторского, Папиниан определял цивильное право как то, которое происходит из законов, плебесцитов, сенатус-консультов, декретов принцепсов, мнений мудрецов, а преторское, которое ввели преторы, - для содействия либо дополнения или исправления в целях общественной пользы.
Юрист Марциан,
имея в виду роль преторского
права в отношении цивильного,
назвал преторское право "
4.2 Эдикты магистратов
Эдикты магистратов. Полномочия издавать правообразующие эдикты имели только некоторые магистраты, наделенные высшей властью (imperium): преторы, правители провинций, курульные эдилы в пределах своей компетенции (рыночная торговля). Вступая в должность, магистрат делал программное заявление о своей будущей деятельности, какие правила будут лежать в ее основе, в каких случаях будут даваться иски и т.д. Этот эдикт назывался постоянным в отличие от непредвиденных, издаваемых по конкретным делам. Постоянный эдикт был обязателен для издавшего его магистрата в течение года, на который избирался магистрат. Это позволило Цицерону назвать постоянные эдикты "законом на год" (lex annua).
С течением времени магистраты удачные нормы своих предшественников переносили в свои эдикты, в связи с чем различались эдикты новые и перенесенные. Так создавалась система магистратского (преторского, так как наибольшее значение в этой сфере имели преторские эдикты) права.
Правотворческая деятельность магистратов развивалась постепенно. Сначала претор лишь содействовал применению цивильного права, помогал его осуществлению, применению, подкрепляя своими исками; затем он стал дополнять цивильное право, заполняя его пробелы; наконец, претор начал изменять и исправлять цивильное право, приспосабливая его к новым отношениям. При этом он не имел формального права отменять цивильное право, но признавал новые отношения, оставляя цивильное право голым (nudum ius), не имеющим исковой защиты.
4.3 Кодификация эдиктов
По мере того
как усиливалась власть императора,
правотворчество претора и
Одна из
важнейших особенностей
В Институциях Гая о значении этого источника написано так:
"Ответы законоведов
- это мнения и суждения юристов,
В начале V в. н.э., когда правотворческая деятельность юристов пришла в упадок, Законом о цитировании 426 г. судам разрешалось ссылаться в качестве обязательных на мнения только пяти наиболее современных и известных юристов: Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и Гая. При расхождении мнений названной пятерки предписывалось руководствоваться мнением большинства, а при равенстве голосов - мнением Папиниана.
В VI в.
Юстиниан, осуществляя свою знаменитую
кодификацию, увековечил
Деятельность
юристов выражалась в
respondere - заключения, консультации, ответы знатоков права;
cavere - дача образцов формул исков, сделок, договоров, завещаний и т.д.;
agere - советы
по постановке дела в суде.
Сюда относится и ведение дела
в суде, где юрист непосредственно
выступает на стороне в
scribere - литературная деятельность юристов.
Научно-литературные
произведения римских юристов
дошли до нас лишь в
Большинство римских юристов принадлежали к господствующему классу общества и занимали высокое служебное положение. Не имея законодательной власти, юристы авторитетом своих знаний и общественного положения влияли на развитие права, фактически создавая своей деятельностью нормы права. Формальное признание правотворческого характера деятельность юристов получила в эпоху принципата. Принцепсы, начиная с Августа, стали предоставлять наиболее выдающимся юристам особое право давать официальные консультации. Заключения этих юристов были для судов обязательны. В Дигестах Юстиниана (книга первая, титул II "О происхождении права и всех должностных лиц и о преемственности мудрецов") упомянуты те из юристов, которые пользовались величайшим уважением со стороны римского народа. Из числа республиканских следует назвать Марка Манилия, Юния Брута и Публия Муция Сцеволу, которые, по словам Помпония, основали цивильное право; Люция Красса, Цицерона и др.
К началу
классического периода
Следует заметить, что в знаменитых Дигестах Юстиниана 20% объема составили цитаты из трудов Павла, 40% - Ульпиана. В основу Институций Юстиниана были положены Институции Гая.
Таким образом,
ответы знатоков права, мнения,
суждения римских юристов
Расцвет
римской юриспруденции
Все, кто
исследовал и исследует
6.1 Первая кодификация
Первой известной нам римской кодификацией были Законы XII Таблиц, V в. до н.э. (по существу, это была кодификация обычного права). Уже к концу республиканского периода ввиду огромного количества правовых норм, создаваемых разными способами (законы, эдикты преторов, ответы юристов), возникла потребность их кодификации, которая так и не была осуществлена.
Во II в. н.э.
по поручению императора
Кодекс Грегориана
- старейший сборник
Его продолжением
стал кодекс Гермогениана, содержащий
только конституции
Первой официальной
кодификацией императорских
6.2 Кодификация Юстиниана
Для постклассического права характерно деление права на ius и leges. Порядок, сохранившийся от предыдущих периодов и представленный обычаями, законами, плебесцитами, сенатус-консультами, ответами юристов, обозначался как ius, которое составляло главное содержание трудов классических римских юристов. Новый правопорядок, созданный императорскими конституциями, обозначался как leges. Все кодификации до Юстиниана были кодификациями императорских конституций.
В I в. до
н.э. систематизацию
Император
Восточной Римской империи
6.3 Хронология кодифицированных работ
Хронология кодификационных работ была такова. В феврале 528 г. Юстиниан создал комиссию из 10 человек с участием Трибониана, и уже 7 апреля 529 г. был обнародован кодекс Юстиниана, в который вошли императорские конституции I-VI вв. (Novus codex Justinianus).
В декабре 530 г. была создана комиссия уже из 15 человек под председательством Трибониана, куда вошли ученые профессора из Константинопольской академии Теофил и Кратин и из Беритской - Дорофей и Анатолий, а также 11 адвокатов.
В задачу
комиссии входило написание
Одновременно
Трибониан, Теофил и Дорофей
по поручению Юстиниана
В ноябре
534 г. был переработан и обновлен
Кодекс императорских
Таким образом,
собственно кодификация
В Средние века вместе с Новеллами они получили наименование "Свод цивильного права" (Corpus iuris civilis) и были впервые изданы Д.Готофредом. Подлинные тексты не сохранились, а дошли до потомков в греческих и латинских рукописях VI-XI в.