Иудаизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:01, контрольная работа

Краткое описание

Естествен большой интерес к этой религии. Огромно количество посвященных ей сочинений. Но с этой же особой ролью иудаизма связана и большая трудность в изучении его истории. В странах Европы еврейская религиозная традиция, принятая, в состав христианской традиции, долгое время считалась богооткровенной истиной, не подлежащей никакой критике. Многие свободомыслящие ученые поплатились жизнью за попытку усомниться в этой истине. Даже и сейчас для верующих евреев и христиан, особенно для католического и православного духовенства, основная священная книга евреев— Библия остается отнюдь не историческим источником, а предметом веры и преклонения, непререкаемым авторитетом, книгой, написанной по вдохновению святого духа. Вплоть до наших дней для церковников и реакционной буржуазии защита Библии от критики является составной частью их борьбы против всяких прогрессивных идей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
1. Иудаизм как религия, основные периоды его развития …………………...6
2. Священные книги иудаизма………………………………………………...13
3. Вероучение иудаизма………………………………………………………18
4. Религиозная практика иудаизма…………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………24
Список используемой литературы…………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

ИУДАИЗМ.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования «Гродненский государственный  университет им. Янки Купалы»

Факультет

Кафедра

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по всеобщей истории

на тему «Иудаизм».

 

 

 

 

                                                                             Выполнена студенткой №курса

                            ФИО

                                                                             Преподаватель –

 

 

 

Гродно, 2012 г.

ПЛАН

Введение………………………………………………………………………....3   

1. Иудаизм как религия, основные периоды его развития …………………...6    

2. Священные книги иудаизма………………………………………………...13

3. Вероучение иудаизма………………………………………………………18

4. Религиозная практика иудаизма…………………………………………….20

 Заключение……………………………………………………………………24

Список  используемой литературы…………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Религия евреев — иудаизм  —  одна  из  немногих  национальных  религий древнего мира, сохранившаяся лишь с небольшими изменениями вплоть  до  наших дней. В общей истории религий иудаизм сыграл чрезвычайно большую  роль,  так как вошел весьма существенной частью в состав христианства и ислама —  двух крупнейших современных мировых религий.

       Иудаизм называют  иногда  также  религией  Моисея,  Моисеевым  законом (англичане говорят даже  «мозаизм»)— по  имени легендарного  законодателя евреев. [2,с.46]

      Естествен  большой  интерес  к  этой   религии.   Огромно   количество посвященных ей сочинений. Но с этой  же  особой  ролью  иудаизма  связана  и большая трудность в изучении  его истории.  В странах Европы  еврейская религиозная традиция,  принятая, в состав  христианской  традиции,  долгое время считалась богооткровенной  истиной,  не  подлежащей  никакой  критике. Многие свободомыслящие ученые поплатились жизнью  за  попытку  усомниться  в этой истине. Даже и сейчас для верующих  евреев  и  христиан,  особенно  для католического и православного духовенства, основная священная  книга  евреев— Библия остается отнюдь не историческим  источником,  а  предметом  веры  и преклонения, непререкаемым авторитетом, книгой,  написанной  по  вдохновению святого духа. Вплоть до наших дней для церковников и  реакционной  буржуазии защита Библии от критики является составной частью их борьбы  против  всяких прогрессивных идей. Это и понятно.  Ведь  Библия  по  сие время остается важнейшим идейным защитником классового эксплуататорского строя.

    С  другой  стороны,  именно  поэтому  всякая  критика   и   феодально-крепостнического   и   позже   капиталистического   строя,   исходившая   от прогрессивных общественных кругов, неминуемо  включала  и  включает  в  себя также и критику Библии, а следовательно, еврейской  религии.  На  этом  поле вот уже более четырех веков идет ожесточенная борьба между силами  прогресса и силами реакции. В ходе этой борьбы сложилась целая наука — библеистика.

      Основной источник  изучения  древнееврейской  религии—Библия.  Других, независимых от нее источников  почти  нет.  Библия  —  по-гречески  означает «книги» (перевод еврейского  соферим  с  тем  же  значением).  Это  не  одно сочинение, а большое количество разных литературных  произведений.  Согласно традиции, они делятся на три большие группы.

      Прежде всего, это книги закона (по-еврейски Тора), или так   называемое «Пятикнижие Моисея»,— книги, составление которых  приписывается  легендарно-мифическому Моисею. Вторую группу библейских книг составляют  «исторические» книги, или «писания»: это книга Судей, Руфь, четыре книги Царств (две  книги Самуила и две книги Царей), две книги Паралипоменон (Хроник),  книги  Ездры, Неемии, Есфирь (Эсфирь), Иова, а также Псалтирь (Псалмы;  книга  религиозных гимнов, приписываемых царю Давиду), книга Притчей  Соломоновых,  Экклезиаст, Песни Песней.

      Наконец, третья  группа  —   это  пророческие  книги:  пророков  Исаии,

Иеремии, Иезекииля, Даниила и книги  12  так  называемых  «малых  пророков»: Осии (Иосии), Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея,  Наума,  Аввакума,  Софонии, Аггея, Захарии, Малахии.

      Все эти книги вместе христиане  называют Ветхим заветом (ветхозаветная литература),  в   отличие   от   собственно   христианских   (евреями   не признаваемых) книг Нового завета. Действительное происхождение всех этих книг до сих пор окончательно не установлено, хотя научная критика сделала в этом отношении очень много. Установлено примерно и  время  происхождения  остальных  книг  Библии. Хронология  и   последовательность   их   оказалась   очень   непохожей   на традиционную.

      Таким  образом,  зарубежная  буржуазная  наука  в  лице  ее   наиболее прогрессивных представителей сделала очень  много  для  выяснения  подлинной истории  Библии.  Но  в  критике  самой  еврейской   религии   даже   лучшие представители буржуазной науки останавливаются на полдороги.  Вопреки  своим же исследованиям они полагают, что в основе еврейской религии лежало  что-то глубоко самобытное, отличное от религий всех  остальных  языческих  народов, что-то  особенно  возвышенное.  Даже  у  самых  свободомыслящих   буржуазных исследователей еврейский народ  выглядит  как особый,  избранный народ,  а религия его— как богооткровенная.

В последние годы появились и некоторые новые, дополнительные источники изучения древнееврейской религии.  В  течение  1947—1957  гг.  на  побережье Мертвого моря в Палестине,  в  пещерах  около  развалин  древнего  поселения Хирбет-Кумран,  были  сделаны  очень  интересные  находки:  найдены   свитки рукописей на  древнееврейском  языке,  относимые  ко  II—1  вв.  до  н.э.  и содержащие в себе части текста книг Библии (но отличного от  канонического), устав общины отшельников, как полагают известных эссенов, и  др.  Кумранские рукописи, изучение которых началось лишь недавно, могут пролить  новый  свет на неясные вопросы древнееврейской религии Древнейший период.  На  основании всех имеющихся в нашем распоряжении  материалов  и исследований  историю еврейской религии можно представить следующим образом. В  древнейший  период своей истории, в  первой  половине  второго  тысячелетия  до  н.  э.,  евреи представляли собой конгломерат скотоводческих бедуинских племен,  кочевавших в Северной Аравии. Они жили  тогда  патриархальным  родоплеменным  бытом,  и религия их отражала этот быт.

      Видимо, существовал культ  родовых   покровителей,  может  быть  духов-предков. От этого культа  сохранились  слабые  следы  в  библейском  тексте. Например, в книге Бытия рассказывается о том, как во время бегства Иакова  и его жен от их отца Лавана одна из  них,  Рахиль,  похитила  домашних  идолов отца. С родовым же культом,  по  всей  вероятности,  связаны и предания  о патриархах. Что патриархи, упоминаемые в  Библии  (Авраам,  Исаак,  Иаков  и др., вплоть  до  Моисея),  не  представляют  собой  исторических  личностей, единодушно признают все исследователи.

1. Иудаизм как религия, основные периоды его развития.

Иудаизм — древнейшая монотеистическая религия, которая  начала складываться в древней Иудее  в конце I в. до н. э. История этой религии  тесно связана с богатой историей еврейского народа, развитием его  государственности и жизнью в  условиях диаспоры. В первые столетия своего существования иудаизм представлял собой религию небольшой группы кочевников — семьи Авраама, его сына Ицхака и сына Ицхака Яакова, получившего впоследствии имя Исраэль. Его главным положением было представление о «брите» («завете» — договоре), который был заключён между Богом и Авраамом. Согласно этому договору, Всевышний должен был покровительствовать Аврааму и всем его потомкам, а они в свою очередь обязывались соблюдать установленные Им заповеди. В частности, был провозглашён запрет на почитание иных богов и заповедь любви к ближнему.

 Одним из  отличий иудаизма от других  древневосточных религий было  то, что Бог евреев не имел  облика. В других религиях боги  представлялись либо человекоподобными  существами, либо звероподобными. В  том и другом случаях речь шла о попытке рационализировать представление о природных стихиях, символизируемых божествами, и сделать богов более понятными и близкими. Но поскольку поклонение этим богам всё больше превращалось в поклонение их идолам, евреи предпочли не сосредоточиваться на облике Всевышнего, дабы уменьшить опасность идолопоклонства.

 Главным  знаком «завета» стало обрезание  крайней плоти полового члена,  которое именуется «брит-мила»  («завет обрезания»). С тех пор  обрезание, по традиции совершаемое на восьмой день жизни младенца, стало важнейшим из обрядов в жизни евреев, подчёркивая их особенность в мире и избрание их Всевышним.

Для Авраама  и его потомков соблюдение обрядов, помимо обрезания, сопровождалось жертвоприношениями на специально построенных алтарях. В отличие от других религий древности евреи никогда не знали человеческих жертвоприношений. Это было связано с запретом человеческих жертвоприношений, заповеданных Аврааму Всевышним, когда человеческая жертва была заменена жертвой животной (заместительной жертвой).

Благодаря деятельности сына Якова (внука Авраама, сына Ицхака) Иосифа евреи поселились в Египте и жили там сотни лет. Попав под влияние мощнейшей египетской цивилизации, они забыли о своей вере и обычаях.

Переселение около 1900 г. до н. э. племени Авраама из окрестностей города Ура Халдейского в Месопотамии за реку Евфрат положило начало исторической жизни евреев - почитателей Единого Бога. Отсюда возникла другая версия происхождения наименования "евреи" - от древнесемитского слова "эвер" (другая сторона), что означает "живущие на другой стороне реки" .

Этноним "жид" ("жидовин") впервые фиксируется  в русских письменных источниках с XII века и представляет собой результат  длительной фонетической трансформации  еврейского этнонима "йехуди". Долгое время этноним "жид" считался нормативным, однако с XIX века стал приобретать уничижительно-оскорбительный оттенок, постепенно перейдя в лексикон антисемитизма. Древние евреи явились первой этнической общностью, в судьбе которой генезис монотеизма сыграл особую роль. Понятие единого всемогущего Бога пробудило сознание народа, дремавшее под наслоениями варварского политеизма, постепенно внося в него такие прежде неизвестные элементы, как моральный кодекс личного, общественного и государственного поведения, представления о грехе, смысле жизни и воздаянии, отсутствовавшие у других народов древности. Приоритетная историко-цивилизационная заслуга иудаизма - принцип единобожия, ставший одним из кристаллизационных моментов формирования мощной цивилизационной общности - иудеохристианской цивилизации.

Достигнутый уровень  религиозно-этнического единства древних  евреев позволил им около 1200 г. до н. э. под руководством преемника Моисея - Иисуса Навина - завоевать историческую область Ханаан (позже получившую название Палестина), где около 1000 г. до н. э. было основано Израильско-Иудейское царство. Оно стало первым на Ближнем Востоке национально-религиозным государством, политический режим которого можно назвать иудаистской (яхвистской) теократией. Религиозно-политическим центром Израильско-Иудейского царства стал город Иерусалим (Ерушалаим) с общееврейской святыней - Храмом Яхве на горе Сион, воздвигнутым в 958 г. до н. э. при царе Соломоне.

Пережив внутренние смуты, приведшие около 928 г. до н. э. к распаду древнееврейского государства на два самостоятельных царства - Израильское и Иудейское, а также ассирийское (722.г. до н. э.) и нововавилонское (586 г. до н. э.) нашествия, разрушение Иерусалима и первого Храма, почти полувековое (586 - 539 гг. до н. э.) "вавилонское пленение" - насильственное переселение большей части евреев в Вавилонию после взятия Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором II, последующее возвращение в Палестину и воссоздание Иерусалимского Храма, древние евреи сделались как бы новым этносом. В его среде сложилось прочное ядро ортодоксов (хасидим) - сторонников Синайского завета. [4,с.43]

Под влиянием учения и проповеди древнееврейских  пророков - небиим ("вестников Божьей воли"), имевшей место в VIII - VI веках  до н. э„ древнееврейская религии из культа еврейского племенного Бога Праотцов Яхве (генотеизм) превратилась в абсолютный монотеизм, имеющий универсальный характер. Одновременно сформировалось самосознание еврейского народа как избранного "народа Божия" - носителя высокой нравственно-религиозной миссии среди других народов.

Формирование  иудаистического монотеизма происходило  в условиях непрекращающейся борьбы с языческими культами, получившими  большое распространение вследствие ассирийского и вавилонского культурного  влияния в Палестине.

В послевавилонскую эпоху в итоге деятельности законоучителей Ездры и Нехемии (около 444 г. до н. э.) еврейский народ утверждается в качестве строго теократической замкнутой  общины, резко обособленной от окружающего  мира.

В результате Маккавейских войн в 165 г. до н. э. древнееврейская государственность была восстановлена и в различных формах просуществовала вплоть до Иудейской войны с Римом (67 -73 гг. н. э.). Период истории иудаизма со II века до н.э. по VI век н. э. получил название талмудического. Он характеризуется обстоятельной систематизацией и нормативной ритуализацией иудейского культа, который из храмового священнодействия превратился во всепроникающую систему предписаний, иногда скрупулезно мелочных, для всех случаев жизни ортодоксального иудея, вплоть до требований подчеркивания своей принадлежности к избранному Богом народу с помощью особых деталей внешнего облика (прически, одежды). Наиболее полный Вавилонский Талмуд содержит 613 таких установлении.

Письменное  оформление талмудической традиции первоначально совершалось иерусалимскими книжниками - продолжателями Ездры, а с конца 1 века нашей эры, после разрушения Иерусалима - таннаями (законоучителями) и амораями (толкователями) в талмудических школах (так называемых йешивах) городов Явны, Ципоры и Тивердиады (Палестина 1 -V века), которые в то время были центрами религиозно-общинного самоуправления евреев Римской империи. Однако начиная с IV века в связи с христианизацией Палестины, которая сделалась "Святой Землей" христианства, палестинский очаг иудаизма затухает.

Информация о работе Иудаизм