Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:49, реферат
После революции на территории бывшей Российской Империи возник ряд автономных и самостоятельных национальных республик. Между советскими республиками установились прочные связи. Для утверждения союза наций имелись необходимые условия: народы в тесном единстве совершили революцию, у них была одна цель – социализм. Важным фактором единства было существование общей Коммунистической партии –
РКП(б). Компартии республик действовали под её руководством и пользовались правами областных комитетов.
1.Введение............................................................................................................................3
2.Предпосылки образования СССР....................................................................................4
3.Проекты объединения советских республик..................................................................6
4.Принятие Декларации и Договора об образовании СССР........................................... 8
5.Разработка и принятие Конституции СССР.................................................................. 9
6.Заключение.......................................................................................................................15
7.Приложение
7.1 Государственная символика СССР..........................................................................16
7.2 . Изменение численности населения республик СССР..........................................19
8.Список использованной литературы............................................................................ 21
Шесть советских социалистических республик: РСФСР, УССР, БССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР и две народные советские республики: Бухарская и Хорезмская продолжали сближение уже в условиях мира. Укреплялись экономические и политические связи.
18 декабря 1922 г. Пленум
ЦК принял проект Союзного
договора. Утвердить его должен
был Союзный съезд Советов,
открытие которого назначили
на 30 декабря. Проекты были
Однако многие проблемы решены не были. Это касается, прежде всего, национального размежевания в Закавказье и Средней Азии. И их решение было возложено на Конституцию. На протяжении первого полугодия 1923 г. шла работа по выработке Конституции СССР. Она велась под руководством ЦК РКП (б) и ЦК КП союзных республик. Активное участие в работе конституционной комиссии приняли представители всех союзных республик. Было принято решение о создании в составе ЦИК двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей.
29 декабря 1922 года в
Москве собралась конференция
представителей полномочных
Закавказской Федерации. Они обсудили
и одобрили проекты Декларации и
Договора об образовании СССР, а также
порядок работы I Всесоюзного съезда
Советов.
30 декабря 1922 года открылся I Всесоюзный съезд Советов. В работе съезда приняли участие более двух тысяч делегатов.
Съезд открыл старейший делегат,
член Президиума ВЦИК Петр Гермогенович
Смидович, участник трех российских революций,
член партии с 1898 г.
Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР стали основой Конституции СССР 1924 г.3
Разработка и принятие Конституции СССР.
В январе 1923 г. Президиум
ЦИК СССР образовал шесть комиссий
для подготовки важнейших частей
будущей Конституции. Началась работа
над проектом и в союзных республиках.
Вновь вносились предложения, отвергнутые
в ходе создания СССР: о ликвидации
РСФСР и непосредственном вхождении
в состав СССР ее автономных республик;
о предоставлении республикам Закавказья
права непосредственного
Летом 1923 г. сессия ЦИК утвердила
и ввела в действие Конституцию.
Окончательное утверждение
31 января 1924 г. II съезд Советов СССР утвердил Конституцию.
Анализ частей основного закона показывает, что главный смысл Конституции СССР 1924 г. - конституционное закрепление образования СССР и разделения прав Союза ССР и союзных республик. Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.
В Декларации отражены принципы добровольности и равноправия при объединении республик в Союз ССР. За каждой союзной республикой оставлялось право свободного выхода из СССР. Декларация, как бы обозначала достижения молодой советской власти.
Вторая составная часть конституции - договор об образовании СССР включил в себя следующие главы:
Глава 1. О предметах ведения верховных органов власти Союза Советских Социалистических Республик
Глава 2. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве
Глава 3. О съезде Советов
Союза Советских
Глава 4. О Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик
Глава 5. О Президиуме Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик
Глава 6. О Совете Народных
Комиссаров Союза Советских
Глава 7. О Верховном Суде
Союза Советских
Глава 8. О народных комиссариатах
Союза Советских
Глава 9. Об Объединенном Государственном Политическом Управлении
Глава 10. О союзных республиках
Глава 11. О гербе, флаге и столице Союза Советских Социалистических Республик.
В Договоре закреплялось объединение республик в одно союзное федеративное государство. Ведению СССР подлежали:
а) представительство Союза в международных сношениях, ведение всех дипломатических сношений, заключение политических и иных договоров с другими государствами;
б) изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками;
в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;
г) объявление войны и заключение мира;
д) заключение внешних и внутренних займов Союза Советских Социалистических Республик и разрешение внешних и внутренних займов союзных республик;
е) ратификация международных договоров;
ж) руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли;
з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, заключение концессионных договоров, как общесоюзных, так и от имени союзных республик;
и) руководство транспортным и почтово-телеграфным делом;
к) организация и руководство Вооруженными Силами Союза Советских Социалистических Республик;
л) утверждение единого Государственного бюджета Союза Советских Социалистических Республик, в состав которого входят бюджеты союзных республик; установление общесоюзных налогов и доходов, а также отчислений от них и надбавок к ним, поступающих на образование бюджетов союзных республик; разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик;
м) установление единой денежной и кредитной системы;
н) установление общих начал
землеустройства и
о) общесоюзное законодательство о межреспубликанских переселениях и установление переселенческого фонда;
п) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданского и уголовного законодательства Союза;
р) установление основных законов о труде;
с) установление общих начал
в области народного
т) установление общих мер в области охраны народного здравия;
у) установление системы мер и весов;
ф) организация общесоюзной статистики;
х) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;
ц) право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза;
ч) отмена нарушающих настоящую
Конституцию постановлений
ш) разрешение спорных вопросов, возникающих между союзными республиками.
Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляла свою власть самостоятельно. Территория союзных республик не могла быть изменена без их согласия. Конституция устанавливала для граждан союзных республик единое союзное гражданство.
Верховным органом власти СССР, в соответствии со ст.8 Конституции являлся съезд Советов СССР. Утверждение и изменение основных начал Конституции подлежит исключительному ведению съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик.
Съезд Советов ССР избирался от городских Советов из расчета 1 депутат от 25 тыс. избирателей и от губернских или республиканских съездов Советов из расчета 1 депутат от 125 тыс. жителей.
В соответствии со ст. 11 Конституции,
очередные съезды Советов Союза
Советских Социалистических Республик
созываются Центральным Исполнительным
Комитетом Союза Советских
В период между съездами высшим органом власти являлся ЦИК СССР, состоявший из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета Национальностей.
Союзный Совет избирался
съездом Советов СССР из представителей
союзных республик
В соответствии со ст. 16 Конституции,
Союзный Совет и Совет
Центральный Исполнительный
Комитет Союза Советских
Законопроекты, восходящие
на рассмотрение Центрального Исполнительного
Комитета Союза Советских
В случаях разногласий
между Союзным Советом и
При недостижении соглашения в согласительной комиссии, вопрос переносится на рассмотрение совместного заседания Союзного Совета и Совета Национальностей, причем, в случае отсутствия большинства голосов Союзного Совета или Совета Национальностей, вопрос может быть передан, по требованию одного из этих органов, на разрешение очередного или чрезвычайного съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик (ст.24 Конституции).
ЦИК СССР не являлся постоянно действующим органом, а созывался на сессии три раза в год. В период между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР являлся Президиум ЦИК СССР, избираемый на совместном заседании Союзного Совета и Совета Национальностей в количестве 21 человека.
Происходило раздельное голосование палат при выборах Президиума. ЦИК СССР избирал из состава своего Президиума четырех председателей по числу союзных республик, что также подчеркивало их равноправие.
ЦИК СССР образовывал Советское правительство - Совет Народных Комиссаров. СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР и был в своей работе ответственен перед ним и его Президиумом (ст.37 Конституции). В главах о высших органах СССР закреплено единство законодательной и исполнительной власти.
Для руководства отраслями государственного управления создавалось 10 наркоматов СССР (глава 8 Конституции СССР 1924 г.): пять общесоюзных (по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговле, путей сообщения, почт и телеграфов) и пять объединенных (Высший Совет Народного Хозяйства, продовольствия, труда, финансов и рабоче-крестьянской инспекции). Общесоюзные наркоматы имели своих уполномоченных в союзных республиках. Объединенные наркоматы осуществляли руководство на территории союзных республик через одноименные наркоматы республик. В остальных сферах управление осуществлялось исключительно союзными республиками через соответствующие республиканские наркоматы: земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.
Наркоматы СССР возглавлялись народными комиссарами. В их деятельности сочетались принципы коллегиальности и единоначалия. При наркоме, под его председательством, образовывалась коллегия, члены которой назначались СНК СССР. Народный комиссар имел право и единолично принимать решения, доводя их до сведения коллегии. Коллегия или ее отдельные члены в случае несогласия могли обжаловать решение народного комиссара в СНК СССР, не приостанавливая исполнения решения.
Особое значение имело
повышение статуса органов