Киевская Русь во времена Ярослава Мудрого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 14:57, реферат

Краткое описание

15 июля 1015 года умер великий киевский князь Владимир 1 Святославович, четвертый в династии Рюриковичей, прожив немного более 50 лет. Князь занемог уже давно. Болезнь с каждым днем усиливалась и становилось ясным, что ближайшее время может породить на Руси очередной династический кризис. Рядом с собой в своем загороднем дворце селе Берестове великий князь держал постоянно одного из младших сыновей, любимого Бориса, ростовского князя, родившийся, как и другой сын, Глеб, от визанстийской принцессы Анны, т.е. в христианском браке

Содержание

Введение
Эпоха Ярослава Мудрого
Рассвет Руси при Ярославе Мудром
Церковь и религия при Ярославе Мудром. Митрополит Илларион.
Становление раннефеодальных отношений. Государственная власть. Города. Торговля. Армия.
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

на тему.docx

— 50.39 Кб (Скачать файл)

ot;left">Рост международного престижа Руси подтверждали и династические браки киевского княжеского дома. Все сыновья Ярослава были женаты на владетельных принцессах - Византии, Польши, Германии. Его дочери были выданы замуж за правителей разных стран.

Старшая Анна - за французского короля Генриха 1, Анастия - за венгерского короля Андрея, младшая красавица Елизавета - за норвежского короля Гарольда.

Интересна судьба этих женщин. После смерти мужа Анна Ярославна  во время малолетства сына была регентшей  Франции, Елизавета после гибели на войне короля Гарольда вторично вышла замуж за короля Дании и  играла большую роль в европейской  политике.

Церковь и религия при  Ярославе Мудром. Митрополит Илларион.

Во времена Ярослава христианская церковь получила на Руси более широкое  распространение и приобрела  определенный вес в обществе. Этому  способствовал и сам великий  князь, который, по отзывам современников, отличался большой набожностью, знанием церковных сочинений. При  жизни он получил прозвище "Мудрого».

Ярослав заложил великокняжеский  монастырь святых Георгия и Ирины - в честь христианских святых, своего и своей жены. Монастыри стали  появляться повсеместно и в больших  городах, и в сельской местности, знаменуя собой дальнейшее распространение  христианства и упрочнения роли церкви в обществе.

В середине 50-х годов 9 в. Под  Киевом возник знаменитый Печенерский монастырь. У истоков его создания стоял Илларион, священник великокняжеской церкви в селе Берестов, загородней резиденции великих князей. Илларион был глубоко верующим человеком.

Именно Иллариону принадлежит  ряд произведений, написанных в 40--50-е  годы. Первое место среди них занимает блестящий памятник идеологии и  культуры 9 века «Слово о законе и  благодати». По существу в этом произведении Илларион излагает государственно-идеологическую концепцию Древней Руси, концепцию  которую повлияла на мировоззрение  других русских авторов 9 века. Именно тогда, в 40-е годы 9 века, на Руси впервые  возникла концепция о закономерной связи Руси с мировой историей, с мировыми державами. Вся обстановка 9 века требовала создания таких  государственно-идеологических концепций.

Представляется, что в  «Слове» Иллариона концепция  о связи Руси «мировыми державами» и трактовка Руси как наследницы Римского величия, Римского государства  прозвучала совершенно слитно. Сквозь церковную фразеологию Илларион проводит мысль о равенстве и тождестве действий Владимира I с римскими апостолами.

Таким образом, историю Руси, деятельность ее властителей Илларион рассматривает на широком, по истине всемирном фоне. В основе политических и религиозных импульсов Руси находятся римские образцы. Эти же идеи и отражались в Древнем русском летописном своде, вошедшем составной частью в начальную русскую летопись. Думается, что эта близость русского летописания 30-50-х годов 9 века к кругу Иллариона и определила ту идеологическую направленность, которую летопись сохранила применительно к пониманию места Руси в тогдашнем мире и ее соотношение с историей Рима и Византии. Илларион давал ответ на ключевые запросы времени, запросы развивающейся русской государственности.

С именем Илларион связан и  первый церковный Устав Ярослава, т.е. система церковной юрисдикции, отнесение к ведомству церкви ряда дел, связанных с семейным и  брачным правом. Это были нормы, которые  помогали формированию семьи, укреплению моногамии в противовес языческому множеству, освещению частной собствености, повышению авторитета центральной власти. Устав вводит запрет на умыкание невест, защищал честь девушки, строго наказывал родителей за принуждение детей к вступлению в брак. Новый церковный судебник защищал честь девушки, давал ей более широкое представление в суде. Церковь выступала в Уставе защитником христианской нравственности, призывала к гуманизму, умеряла жестокости тех ранних веков русской истории. В 1051 году на общем собрании русских епископов Илларион был избран митрополитом.

Ярослав Мудрый вошел в  историю не только как крупный  государственный деятель. Он показал  себя и как человек, сумевший преодолеть самого себя. Не обладая физической силой, будучи хромым, Ярослав, был бесстрашным  воином и бесстрашно вел войско в  бой. Родившись еще в языческой  семье, он стал настоящим христианином. Великий князь в то же время  показал себя человеком исключительно  разносторонним.

Ярослав остался в истории  как крупный градостроитель. При  нем в Киеве был построен новый  «Ярослав горд» и Киев намного  расширил свои пределы. Были воздвигнуты  многочисленные церкви. В то время  в Киеве насчитывалось около 400 церквей. В честь победы над врагами  Ярослав выстроил так называемые «Золотые ворота», поражавших иностранцев  своим великолепием. Его строительный размах выходил далеко за пределы  русской столицы. Он основал города на Волге и берегах Балтики, на южный границах Руси.

Ярослав был ревностным поборником образования, открытия школ, развития грамотности. При нем были созданы  первые библиотеки, получила признания  и поддержку переводческая деятельность. Многие книги древних авторов, сочинения византийских отцов церкви и историков были переведены на славянский язык.

Становление раннефеодальных  отношений. Государственная власть. Города. Торговля. Армия

С начала 10 до середины 11 столетия Русь развивалась в сравнительно благоприятных условиях. Создание мощного  государства, соединившую большинство  восточнославянских земель и, в первую очередь, Среднее Поднепровье во главе с Киевом и Северо-западную Русь во главе с Новгородом, способствовало освобождению части восточнославянских земель из-под власти хазар. Укрепилась оборона границ. За Русью прочно были закреплены спорные с Польшей «Червенские города». Активизировалось наступление Руси на юго-западе, западе, юго-востоке, временами границы Руси подходили к Дунаю. Хазария была сокрушена, а русские поселения появились на- Дону и Таманском полуострове.

Стабилизировалась экономика  страны, осваивались новые пахотные земли, совершенствовалось земледелие, развивались ремесла, торговые связи  внутри страны и ближайшем зарубежными соседями, появились новые городские центры, а старые города быстро набирали силу.

Складывающаяся государственная  власть способствовала всем этим переменам. В свою очередь прогрессивное  развитие страны содействовало стабилиз ...........

     
 

 

   
     

Ярослав Мудрый - реферат

 

Категория:

Рефераты

Рубрика:

История и исторические личности

Размер файла:

25.04 Kb

Количество загрузок:

112

Количество просмотров:

8550

Средняя оценка:

Текущая оценка: (2.7) Плохо / Количество оценивших: 10

Описание работы:

реферат на тему Ярослав  Мудрый


 Смотреть 
 Скачать


ации власти, ее развитию и совершенствованию в связи с запросами времени.

В услужении князя были и личные слуги, личная дружина, так  называемые отроки и детские. Все  они были членами младшей дружины  и в тоже время оказывали различные  услуги, как в великокняжеском  дворце, так и в княжеских делах. Дружины старшая и младшая, прежде выполнявшие чисто военные функции, с конца 10 века и в течение всего 11 века все более сливаются с  аппаратом управления, превращаясь  в рычаг государственной власти.

В городах князь опирался на бояр-посадников, в армии - на воевод, тысяцких, которые также являлись, как правило, представителями видных боярских родов.

Сам же великий князь пользовался  большой властью. Он руководил войском, организовывал оборону страны и  направлял все завоевательные походы, нередко как верховный военоначальник шел впереди своего войска. Великий князь руководил всей системой управления страной и судопроизводством. Его власть была разнообразной и комплексной. И чем больше распадались, исчезали остатки старого родоплеменного строя, тем больше возрастала роль великого князя и его аппарата управления в центре и на местах.

Княжеская власть выражала интересы всего общества в целом, так как осуществляла оборону  от иноземных вторжений, поддерживала порядок внутри страны, карала уголовные  преступления, насилие против личности, защищала права собственности, на которых  держалось и прогрессировало  общество. К тому же, не смотря на развитие в обществе социальной розни, в нем  еще четко не обозначились отдельные  классы, социальные слои. Основная часть  общества состояла из лично свободных  людей, и княжеская власть выражала их интересы в целом.

Одновременно с установлением  власти великого киевского князя  над всеми восточнославянскими  землями шел и другой процесс: обогащение одних и обеднение  других, появление в общине богатых  землевладельцев и людей, потерявших землю, нищенствующих, вынужденных  идти на работу к своим разбогатевшим  соседям. К середине 11 века этот процесс  продвинулся далеко вперед. К этому  времени относится образование  собственных земельных владений, больших личных хозяйств бояр и дружинников. С 11 века отмечены и появления церковных  земельных владений. Великие князья представляли эти владения высшим иерархам церкви - митрополиту, епископам, монастырям, церквам.

Города у восточных  славян зародились задолго до возникновения  единого государства. Большую экономическую  мощь, богатство, известность приобрели  города, которые сочетали в себе целый комплекс наиболее важных городских  черт. Они были политическим и административными центрами. Там жил князь, его бояре, размещалась княжеская дружина. Там князь со своими помощниками правил суд, отсюда управлял подвластными землями. Одновременно города росли и расширялись как торговые и ремесленные центры. Здесь же сосредотачивалась религиозная жизнь, стояли наиболее важные храмы княжества, жили и исправляли свои христианские службы митрополит и епископ, стояли крупные монастыри.

В то же время города, как  правило, занимали весьма выгодные военно-стратегические позиции. Они заключали в себе качества неприступных замков-крепостей, но масштабы их были неизмеримо больше. Такие города и были центрами культуры. В них расцветало искусство, создавались  летописи, организовывались библиотеки. Все это с самого начала формирования крупных городов Руси и определило городскую жизнь. По многим большим  и малым городам Руси шумели торги. Каждый город был к тому же центром  торговли всей ближайшей округи. К  нему тянулись ремесленники из окрестных  городков и смерды из сельской местности, чтобы продать плоды своих  трудов, купить что-либо необходимое  в хозяйстве.

Армия, военные люди являлись неотъемлемой частью древнерусского общества, неотделимой чертой жизни русских  городов, органической частью уклада великокняжеского дворца, дворцов других князей и  бояр.

Прошли те времена, когда  против врага поднималось все  племя и когда великие князья вели с собой в далекие походы десятки тысяч своих соплеменников, ставя под свои боевые стяги значительную часть мужского населения различных  княжений во главе со своими князьями. На долю этих временных боевых формирований приходилась часть военной добычи и ежегодной дани, уплачиваемой побежденным  врагом. На их долю приходились и  тяжкие поражения и тысячи смертей, обескровливающие развивающуюся страну.

С созданием сильного и  относительно единого государства  военное дело оказалось в руках  профессиональных войнов, для которых война стала смыслом жизни. Профессиональные войны служили князю и находились на его содержании. Для старшей дружины это была раздача «кормлений», позднее земель, для младшей - содержание на довольстве, выплата денег, части захваченной добычи и т.д. Но дружина была лишь частью древнерусского войска. Другой его частью был «полк», простые «вои» - смерды и ремесленники.

Нередко вместе с руссами  в поход выступали наемные  или союзные иноплеменные войска: варяги либо отряды дружественных кочевников - турков, берендеев. Привлекали киевские князья на службу также и печенегов, а позднее половцев.

Наемники и союзники, как  правило, не сливались с русским войском, подчинялись своим командирам. В случае неудач они не редко бежали с поля боя, оголяя фронт.

 

Заключение

Летописные данные по поводу смерти Ярослава противоречивы; считается, что он скончался 20 февраля 1054, однако, многие исследователи называют иные даты. Перед смертью Ярослав завещал  киевский престол старшему из оставшихся в живых сыновей, новгородскому  князю Изяславу, наказывая сыновьям жить в мире.

Прозвище «Мудрый» закрепилось  за Ярославом в официальной российской историографии лишь во второй половине 19 века.

Правление Ярослава снискало ему на Руси большую славу и  любовь; за его ум и начитанность ему дали прозвище Мудрого. Ярослав  очень любил читать книги и  собирал их. Для него переводили книги с греческого языка и  покупали книги славянские. Собрание книг, устроенное Ярославом при главном  Киевском храме св.Софии, служило на пользу общую и было доступно всем любившим книжную мудрость. Ярослав, по словам летописца, «насеял книжными словесами сердца верных людей»: он устраивал школы, строил церкви и приказывал духовенству учить людей, наставляя их в новой христианской вере. Так Ярослав являлся просветителем Руси.

Он был и её ...........


   

 

 


Информация о работе Киевская Русь во времена Ярослава Мудрого