Киевская Русь как раннефеодальное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 23:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является исследование Киевской Руси как раннефеодального государства.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
-рассмотреть образование древнерусского государства;
-рассмотреть теории возникновения государства;
-определить влияние церкви на становление государственности;
-рассмотреть этапы становления и развития Киевской Руси;

Содержание

Введение………………………………………………….…………..…………………3
Глава I. Образование древнерусского государства……………….……..…....5
1.1.Норманская и антинорманская теории возникновения государства…....5
1.2.Влияние церкви на становление государственности……………………...7
1.3.Этапы становления и развития Киевской Руси……………………….….10
Глава II. Киевская Русь - раннефеодальное государство……………...…….15
2.1.Общественный строй Киевской Руси…………………………………….15
2.2.Государственный строй Киевской Руси………………………………….19
2.3. Культура и быт раннефеодального государства……………………..….22
Заключение…………………………………………………………………...…32
Список использованных источников и литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

Киевская Русь.docx

— 76.49 Кб (Скачать файл)

     Со 2-й половины 9 в. летописи упоминают  деревянные христианские храмы (Киев), число и размеры которых возрастают после крещения Руси. Это были (судя по условным изображениям в рукописях) прямоугольные, восьмигранные или  крестообразные в плане постройки  с крутой крышей и главкой. Позднее  их венчали 5 (церковь Бориса и Глеба  в Вышгороде близ Киева, 1020-26, зодчий Миронег) и даже 13 (деревянный Софийский собор в Новгороде, 989) верхов. Первая в Киеве каменная Десятинная церковь (989-996, разрушена в 1240) имела, возможно, 25 верхов. Она была сложена из чередующихся рядов камня и плоского квадратного кирпича-плинфы на растворе из смеси толчёного кирпича с известью (цемянка). В этой же технике кладки возводились появившиеся в 11 в, каменные проездные башни в городских укреплениях (Золотые ворота в Киеве), каменные крепостные стены (Переяслав-Хмельницкий, Киево-Печерский монастырь, Старая Ладога - все конца 11-начала 12 вв.) и величественные трёхнефные (Спасо-Преображенский собор в Чернигове, начат до 1036) и пятинефные (Софийские соборы в Киеве, 1037, Новгороде, 1045-50, и Полоцке, 1044-66) храмы с хорами вдоль трех стен для князей и их близких. Универсальный для византийского культового строительства тип крестово-купольного храма, по своему истолкованный древнерусскими зодчими, купола на высоких световых барабанах, плоские ниши (возможно с фресками) на фасадах, узоры из кирпича в виде крестов, меандра и пр. Указывают на связи зодчества Киевской Руси с архитектурой Византии, южных славян и Закавказья. В то же время в этих храмах проявляются и своеобразные черты: многоглавие (13 глав Софийского собора в Киеве), ступенчатое расположение сводов и отвечающих им на фасадах рядов полукружий-закомар, паперти-галереи с трех сторон. Ступенчато-пирамидальная композиция, величавые пропорции и напряженно-медлительный ритм, уравновешенность пространства и массы делают архитектуру этих значительных по высоте зданий торжественной и полной сдержанной динамики. Их интерьеры с контрастным переходом от невысоких, затененных хорами боковых нефов к просторной и ярче освещенной подкупольной части среднего нефа, ведущего к главной апсиде, поражают эмоциональной напряжённостью и вызывают богатство впечатлений, которые порождаются пространственными членениями и многообразием точек обзора. Наиболее полно сохранившиеся мозаики и фрески Софийского собора в Киеве (середина 11 в.) исполнены преимущественно византийскими мастерами. Росписи в башнях - полные динамики светские сцены плясок, охот, ристалищ. В изображениях святых, членов великокняжеской семьи движение порой лишь обозначено, позы фронтальны, лица строги. Духовная жизнь предается посредством скупого жеста и широко раскрытых больших глаз, взгляд которых устремлен прямо на зрителя. Это сообщает исключительную напряженность и силу воздействия изображениям, проникнутым высокой духовностью. Монументальным характером исполнения и композиционно они органически связаны с архитектурой собора. Миниатюра этой эпохи ("Остромирово евангелие" 1056-57, Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ленинград) и красочные инициалы рукописных книг отличаются цветовым богатством и тонкостью исполнения. Они напоминают современную им перегородчатую эмаль, украшавшую виртуозные по исполнению великокняжеские венцы, подвески-колты и др. ювелирные изделия, которыми славились киевские мастера. В этих изделиях и в шиферных монументальных рельефах мотивы славянской и античной мифологии совмещаются с христианскими символами и иконографией, отражая типичное для средних веков двоеверие, долго удерживавшееся в народной среде. В 11 в. получает развитие и иконопись. Произведения киевских мастеров пользовались широким признанием, особенно иконы работы Алимпия, которые вплоть до монголо-татарского нашествия служили образцами для иконописцев всех древнерусских княжеств. Однако икон, безоговорочно относимых к искусству Киевской Руси, не сохранилось19.

     Во 2-й пол. 11 в. на смену княжескому строительству  храмов приходит монастырское. В своих крепостях и загородных владениях князья сооружают лишь небольшие церкви (Михайловская божница в Остре, 1098, сохранилась в руинах; церковь Спаса на Берестове в Киеве, между 1113 и 1125), а ведущим типом становится трехнефныйшестистолпный монастырский собор, более скромный по размерам, чем городские, часто без галерей и с хорами только вдоль западной стены. Его статичный, замкнутый объем, массивные стены, разделенные на узкие части плоскими выступами-лопатками, создают впечатление богатырской мощи и почти аскетической простоты. В Киеве соборы однокупольные, иногда без лестничных башен (Успенский собор Киево-Печерского монастыря, 1073-78, разрушен в 1941). Новгородские храмы начала 12 в. увенчаны тремя куполами, один из которых - над лестничной башней (соборы Антониева, заложен в 1117, и Юрьева, начат в 1119, монастырей), или пятью куполами (Николо-Дворищенский собор, заложен в 1113). Величавая простота и мощь архитектуры, органичное слияние башни с основным объёмом собора Юрьева монастыря (зодчий Петр), придающее особую цельность его композиции, выделяют этот храм как одно из высших достижений древнерусского зодчества 12 в. В 12 в. заметно меняется и стиль живописи. В замечательных мозаиках и фресках Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (около 1108, собор не сохранился; мозаики и фрагменты фресок главным образом в Софийском музее-заповеднике, Киев) выполненных византийскими и древнерусскими художниками, свободней становится композиция, изысканный психологизм образов усиливается живостью движений и индивидуализацией характеристик отдельных святых. Вместе с тем по мере вытеснения мозаики более дешёвой и доступной по технике фреской возрастает роль местных мастеров, которые в своих работах всё больше отходят от канонов византийского искусства и в то же время уплощают изображение, усиливают контурное начало. В росписях крещальни Софийского собора и собора Кирилловского монастыря (оба - в Киеве, 12 в.) преобладают славянские черты в типах лиц, костюмах, фигуры становятся приземистей, их моделировка цветом сменяется линейной проработкой, краски светлеют, исчезают полутона; образы святых становятся ближе к фольклорным представлениям20.

     Художественная  культура Киевской Руси получила дальнейшее развитие в период феодальной раздробленности в различных древнерусских княжествах, обусловленное особенностями их экономической и политической жизни. Возникает ряд местных школ (Владимиро-Суздальская школа,Новгородская школа), сохраняющих генетическую общность с искусством Киевской Руси и некоторое сходство художественно-стилистической эволюции. В местных течениях приднепровских и западных княжеств, северо-восточных и северо-западных земель всё сильней дают себя знать народные поэтические представления. Выразительные возможности искусства расширяются, но слабеет пафос величавой формы. Высокие достижения искусства Киевской Руси, явившиеся вкладом в мировую историю культуры, служили для местных течений, а затем для русского, украинского и белорусского искусства критерием художественного вкуса и образцом, к которому они неоднократно обращались как к источнику вдохновения и подражания.

     Музыка. Разнообразные источники (народные песни, былины, летописи, произведения древнерусской литературы, памятники  изобразительного искусства) свидетельствуют  о высоком развитии в Киевской Руси музыки. Наряду с различными видами народного творчества важную роль играла военная и торжественно-церемониальная музыка. В военных походах участвовали трубачи и исполнители на "бубнах" (ударных инструментах типа барабана или литавр). При дворе князей и у представителей дружинной знати состояли на службе певцы и исполнители-инструменталисты, как отечественные, так и из Византии. Певцы воспевали ратные подвиги современников и легендарных богатырей в песнях и сказаниях, которые они зачастую сами слагали и исполняли под аккомпанемент гуслей. Музыка звучала во время официальных приёмов, празднеств, на пирах князей и др. именитых людей. В народном быту видное место занимало искусство скоморохов, в котором были представлены пение и инструментальная музыка. Скоморохи нередко появлялись и в княжеских дворцах. После принятия и распространения христианства широкое развитие получила церковная музыка. С ней связаны самые ранние письменные памятники русского музыкального искусства - рукописные богослужебные книги с условной идеографической записью напевов. Богатая и разносторонняя культура Киевской Руси явилась основой для последующего развития культур русского, украинского и белорусского народов21.

     Существование Киевской Руси - важный период в истории славянских и других народов Восточной Европы. Киевская Русь сыграла огромную роль в дальнейшей истории восточных славян. Истоки общности и дружбы русского, украинского и белорусского народов восходят к периоду Киевской Руси. С этого времени ведет свое начало сознание единства происхождения, историко-культурной и этнической близости, родства и неразрывной связи всех частей возникшего в дальнейшем Российского государства. 
 
 
 
 

            

        Заключение 
 
 

     В своей курсовой работе я поставил определённые задачи, которые хотел  осветить. 

     Прежде  всего, я осветил 2 взгляда на образование  древнерусского государства: норманнскую и антинорманнскую теории. По норманнской теории государство    появилось в результате захвата варягами славянского населения или в результате приглашения варяжского князя на управление Русью. А по антинорманской теории, государство Русь уже существовало на момент приглашения варяжского князя Рюрика на княжение.

     Второй  вопрос, который я осветил – это влияние церкви на становление государственности у восточных славян. Оказалось, что православная церковь сыграла очень большую роль в становлении древнерусского уклада. Вместе с Христианским учением церковь принесла на Русь начала культуры. Уча язычников вере, она стремилась улучшить их житейские порядки. Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Церковь опекала и питала тех, кто не мог сам себя кормить: нищих, больных и убогих. Церковь давали приют и  покровительство всем изгоям, потерявшим защиту мирских обществ и союзов. Церковь влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе. Очень широко было влияние церкви на гражданский быт языческого общества.

     И, наконец, я осветил общественный и политический уклад Киевской Руси. Где подробно описал деление древнерусского на сословия, и распределение власти в древнерусской политической системе.

     Для феодального общества характерно деление  населения на сословия. Сословие —  это замкнутая социальная группа, имеющая определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий только начался.

     Все население Киевской Руси условно  можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди.

     Киевская  Русь сложилась в форме раннефеодальной  монархии. На вершине государственной  власти стоял Великий князь. К  органам власти относились также  боярский совет (совет при князе), вече.

     В связи с этим, существование Киевской Руси - важный период в истории славянских и других народов Восточной Европы. Киевская Русь сыграла огромную роль в дальнейшей истории восточных  славян. Истоки общности и дружбы русского, украинского и белорусского народов  восходят к периоду Киевской Руси. С этого времени ведет свое начало сознание единства происхождения, историко-культурной и этнической близости, родства и неразрывной связи  всех частей возникшего в дальнейшем Российского государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников и литературы 
 

     Монография

  1. Вернадский Г.В. Древняя Русь. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 232 с.
  2. Вернадский Г.В. Киевская Русь. - М.: ЮНИТИ, 2007. – 354 с.
  3. Греков Б. Д. Киевская Русь. Изд. 3 переработанное и дополненное. -  М.: ЮНИТИ, 2007. – 436 с.
  4. Долгополова Л., Музыченко П. Роль православия в становлении государственности Киевской Руси. – М.: Арбат, 2006. – 324 с.
  5. Королюк В. Д. Славяне и восточные романцы в эпоху раннего средневековья. - М.: Наука. - 2005г. -326 с.
  6. Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. 1. // Ключевский В.О. Сочинения в 9 томах. М.: Наука, 2007.- т. 1.-463 с.
  7. Кузьмин А. Г. Начальные этапы древнерусского летописания. - М.: ЮНИТИ, 2007. – 365с.
  8. Королев А.С. Загадки первых русских князей. - М.: Наука, 2002. – 454 с.
  9. Мавродин В. В. Образование единого Русского государства. – СПб.: Питер, 2008. – 453 с.
  10. Мавродин В. В. Происхождение русского народа. – СПб.: Питер, 2006. – 345 с.
  11. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. – М.: Питер, 2005. – 387с.
  12. Оргиш В. П. Древняя Русь. Образование Киевского гос-ва и введение христианства. - М.: Арбат, 2007. – 564 с.
  13. Юшков С. В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. — М.: Арбат. 2005. – 389 с.
 

          Электронные ресурсы 

  1. www.bankreferatov.ru
  2. www.referats.ru
  3. www.juristy.ru

Информация о работе Киевская Русь как раннефеодальное государство