Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 19:33, реферат
История православной церкви в России остается до сих пор одной из наиболее интересных и наименее разработанных областей русской историографии. «Характерно, что ни один из советских историков прошлого не занимался систематическими исследованиями в области истории церкви, да, и, по-видимому, не ставил перед собой такой задачи»,— написал доктор исторических наук, профессор А.И. Клибанов в своей вступительной статье к книге «Русское православие: вехи истории». История Русской православной церкви не была однозначной: она была противоречивой, изобиловала внутренними конфликтами, отражая общественные противоречия на всем протяжении своего пути.
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ДВА ВЗГЛЯДА НА НАЧАЛО НАШЕЙ ИСТОРИИ 4
ГЛАВА 2. РУСЬ ДОХРИСТИАНСКАЯ 7
ГЛАВА 3. ПРИОБЩЕНИЕ ЯЗЫЧНИКОВ К ХРИСТИАНСТВУ. КРЕЩЕНИЕ КНЯГИНИ ОЛЬГИ 10
ГЛАВА 4. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КРЕЩЕНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН 15
ГЛАВА 5. СТАНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА ПРИ КНЯЗЬЯХ СВЯТОСЛАВЕ И ВЛАДИМИРЕ 17
ГЛАВА 6. КРЕЩЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА 25
ГЛАВА 7. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ 29
ГЛАВА 8.ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
московский городской
психолого-педагогический университет
ФАКУЛЬТЕТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
История
РЕФЕРАТ
КИЕВСКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВОВИЧ.
КРЕЩЕНИЕ РУСИ И ЕГО
ФИО студента: Садогурская Ирина Альфредовна
ФИО и звание преподавателя: Телегин Михаил Владимирович, доцент.
Курс 1, семестр 1
Форма обучения: очно-заочная дистанционная
Москва
2011
Введение. 2
Глава 1. Два взгляда на начало нашей истории 4
Глава 2. Русь дохристианская 7
Глава 3. Приобщение язычников к христианству. Крещение княгини Ольги 10
Глава 4. Исторические предпосылки крещения восточных славян 15
Глава 5. Становление христианства при князьях Святославе и Владимире 17
Глава 6. Крещение князя Владимира 25
Глава 7. Распространение христианства на Руси 29
Глава 8.Значение принятия христианства 31
Заключение 33
Список литературы 34
Введение
История православной церкви в России остается до сих пор одной из наиболее интересных и наименее разработанных областей русской историографии. «Характерно, что ни один из советских историков прошлого не занимался систематическими исследованиями в области истории церкви, да, и, по-видимому, не ставил перед собой такой задачи»,— написал доктор исторических наук, профессор А.И. Клибанов в своей вступительной статье к книге «Русское православие: вехи истории». История Русской православной церкви не была однозначной: она была противоречивой, изобиловала внутренними конфликтами, отражая общественные противоречия на всем протяжении своего пути.
В свое время великий русский ученый Николай Михайлович Карамзин в книге «Предания веков» говорил: «История, в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности: скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего». Православные церковники утверждают, что Крещение Руси было практически добровольным, и только отдельные несознательные волхвы и язычники препятствовали этому. Впрочем, все же признают, что также были и отдельные тоже несознательные города, вроде Новгорода, которые приходилось «крестить огнем и мечом». Для их же пользы, конечно…
К сожалению, мы, вероятно, никогда
уже не узнаем правды об этом кровавом
крещении, так как православное духовенство
тщательно старалось уничтожить все, что
может свидетельствовать против него.
Но даже в церковных источниках можно
отыскать свидетельства этого. Тема христианизации
представляет большой интерес ввиду того,
что сейчас, на мой взгляд, проходит эпоха
«Второго Крещения Руси». Для того чтобы
понять сущность происходящего, надо заглянуть
в далекое прошлое. Именно изучая его,
сможем мы найти ответ на вопрос о том,
что ныне происходит с Российской церковью.
Эту тему можно рассматривать, как зеркало
последующих событий. Быть может, проведение
параллели между древней Русью, с ее язычеством
и крещением, и Россией ХХI века, с ее идолопоклонничеством
и «вторичным крещением», будет выглядеть
неубедительно, однако, именно в данный
момент мы становимся свидетелями того,
как история, пройдя определенный этап,
переходит на очередной виток на своем
пути по спирали.
Глава 1. Два взгляда на начало нашей истории
В нашей исторической литературе
преобладают два различных
Другой взгляд на начало
нашей истории прямо противоположен первому.
Он начал распространяться в нашей литературе
несколько позднее первого, писателями
XIX в. Наиболее полное выражение его можно
найти в сочинениях профессоров Московского
университета Беляева и Забелина, в первом
томе "История русской жизни с древнейших
времен». Вот основные черты их взгляда.
Восточные славяне искони обитали там,
где знает их наша «Начальная летопись»;
здесь в пределах русской равнины, они
поселились, может быть, еще за несколько
веков до рождения Христа. Обозначив так
свою исходную точку, ученые этого направления
изображают долгий и сложный исторический
процесс, во время которого из мелких первобытных
родовых союзов вырастали у восточных
славян целые племена. Среди племен возникали
города, и среди этих городов поднимались
главные или старшие города, составлявшие
с младшими городами или пригородами племенные
политические союзы полян, древлян, северян
и других племен, и, наконец, главные города
разных племен, приблизительно во времена
эпохи призвания князей, начали соединяться
в один общерусский союз. При схематической
ясности и последовательности эта теория
несколько затрудняет изучающего тем,
что такой сложный исторический процесс
развивается ею вне времени и исторических
условий: не видно, к какому хронологическому
пункту можно было бы приурочить начало
и дальнейший момент этого процесса и
как, в какой исторической обстановке
он развивался. Следуя этому взгляду, мы
должны начинать нашу историю задолго
до рождения Христа, едва ли не со времен
Геродота, во всяком случае, «за много
веков до призвания князей, ибо уже до
их прихода у восточных славян успел установиться
довольно сложный и выработанный общественный
строй, отлившийся в твердые политические
формы».
Глава 2. Русь дохристианская
Что касается быта восточных славянских племен, то начальный летописец оставил нам о нем следующее известие: «каждый жил своим родом, отдельно, на своих местах, каждый владел родом своим». Славяне жили в деревянных избах, находящихся на далеком расстоянии друг от друга, и часто меняли место жительства. Такая непрочность и частая перемена жилищ были следствиями беспрерывной опасности, которая грозила славянам и от своих родовых усобиц, и от нашествия чуждых народов. Вот почему славяне вели тот образ жизни, о котором говорит Маврикий: «У них недоступные жилища в лесах, при реках, озерах, болотах; в домах своих они устраивают многие выходы, на всякий опасный случай; необходимые вещи скрывают под землею, не имея ничего лишнего снаружи, но живя, как разбойники». Большинство славян в то время были язычниками. Они смотрели на жизнь человека с чисто материальной стороны: «при господстве физической силы человек слабый был существом самым несчастным, и отнять жизнь у такого человека считалось подвигом сострадания. Религия восточных славян поразительно сходна с первоначальной религией арийских племен: она состояла в поклонении физическим божествам, явлениям природы и душам усопших, родовым домашним гениям. Но следов героического элемента, так сильно развивающего антропоморфизм, мы не замечаем у славян, а это может означать, что между ними не образовывались завоевательные дружины под начальством вождей - героев и что переселение их совершались в родовой, а не в дружинной форме».
Племенные, языческие верования были, как правило, основаны на непонимании воздействия на человека каких-то малоприятных, неведомых сил. Представления об этих силах соотносились с родоплеменным бытом, с особенностями местности, со специфическими занятиями населения, поэтому серьезные изменения в быте ставили под сомнение различные элементы верования, порождали религиозный кризис (так, поклонявшиеся духам гор племена не могли сохранить своих представлений о них, переселившись на равнину). Не удивительно, что наибольшую восприимчивость к перемене религии показывала самая активная часть общества: воины и купцы. Некоторые историки, как О.М Соловьев и А.В Карташев, принимают факт крещения Аскольда и Дира, ходивших на Константинополь в 860 году. Но это был не государственный выбор веры, а личный. Тем не менее, крещение отдельных влиятельных людей способствовало знакомству всего населения Руси с христианством.
Но настоящих язычников было немного, хотя обряды любили и совершались. Например, на Святки. Святки или Святые вечера, составляют народный зимний праздник, коим оканчивается один год и начинается другой. Он продолжается 12 дней, начинается днем зимнего солнцестояния, когда умирает старое и рождается новое солнце (кратчайший день в году постепенно начинает возрастать). Праздник подразделен на два периода 24-25 декабря – 1января - святые вечера и 1 января – 6 января - страшные вечера. Святые вечера предшествуют празднованию новолетия, охватывают дни от рождества до 1 января. Страшные вечера предшествуют христианскому празднику крещения Господня. Истолкования этих наименований могло бы быть сделано, исходя из легенд о рождении Христа и об искушении его дьяволом перед крещением. Однако известна подобная же периодизация новогоднего периода и у нехристианских народов. Можно предположить, что деление новогодних дней на два периода - черта древняя, только христианизировавшаяся и связавшаяся с церковными легендами и суевериями.
Образование межплеменных этнических общностей обычно сопровождалось серьезными изменениями не только в политической жизни людей, но и в жизни духовной. Значительным событием в ранней истории большинства европейских народов стало их приобщение к христианству.
Разрушение привычного жизненного уклада в период постоянных миграций, в I тысячелетии после рождества Христа, создавало предпосылки для усвоения более универсальных верований; усложнение общественной жизни исподволь готовило людей к восприятию развитых религиозных воззрений. Неудивительно, что наибольшую восприимчивость к новым, выходящим за рамки традиционного язычества религиям, демонстрировала самая активная и подвижная часть общества – воины.
Состоящая из различных северогерманских, славянских и финских элементов, древнерусская общность в конце I тысячелетия после рождения Христа стала превращаться в народ, сплоченный не только политически, но и духовно, т.е. религиозно. Медленное распространение христианства среди варяжских и славянских дружинников началось в IX веке. Первоначально крещение принимали немногие воины, участвовавшие в набегах на Византию, и в торговле с христианами-греками (профессии воина и купца в то время очень часто совпадали).
Перемена веры дружинников была делом вполне естественным: они много времени проводили в походах, в чужеземных краях и в том числе и в Византии, где видели прекрасные храмы, торжественные службы, сравнивали свои культы с христианской верой.
Насколько мы можем судить,
дружинная среда отличалась достаточной
веротерпимостью или, лучше сказать, равнодушием
к вопросам веры. Так, хазарские правители,
исповедовавшие иудаизм, принимали на
свою службу и мусульман, и христиан, и
язычников. Встречались христиане и среди
скандинавских воителей, торговавших
и грабивших по просторам Восточной Европы.
Глава 3. Приобщение язычников к христианству. Крещение княгини Ольги
Приобщение суровых воителей-
Вдова князя Игоря (912 - 945, годы правления) Ольга (945 - 957, годы правления), управлявшая государством после смерти мужа, приняла крещение. Некоторые ученые считают обращение Ольги в христианскую веру тактическим ходом в сложной и запутанной дипломатической игре с Византией, но это не совсем справедливое суждение. Конечно, переход главы любого государства (и в особенности монархического) в то или иное вероисповедание всегда имеет определенное политическое значение, но мотивы обращения могут быть и далекими от политики, связанными с духовной жизнью человека. Расчет был точным, но главным фактором было, возможно, личное побуждение Ольги. Не следует видеть в каждом поступке человека, в том числе и государственного деятеля, только расчет; и Ольга, и ее внук Владимир, при котором христианству было суждено стать официальной религией Руси, руководствовались не только политическими соображениями. Другое дело, что последствия крещения русских князей выходили далеко за пределы их индивидуальных религиозных переживаний.
Информация о работе Киевский князь Владимир Святославович. Крещение Руси и его последствия