Киевский князь Владимир Святославович. Крещение Руси и его последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 19:33, реферат

Краткое описание

История православной церкви в России остается до сих пор одной из наиболее интересных и наименее разработанных областей русской историографии. «Характерно, что ни один из советских историков прошлого не занимался систематическими исследованиями в области истории церкви, да, и, по-видимому, не ставил перед собой такой задачи»,— написал доктор исторических наук, профессор А.И. Клибанов в своей вступительной статье к книге «Русское православие: вехи истории». История Русской православной церкви не была однозначной: она была противоречивой, изобиловала внутренними конфликтами, отражая общественные противоречия на всем протяжении своего пути.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ДВА ВЗГЛЯДА НА НАЧАЛО НАШЕЙ ИСТОРИИ 4
ГЛАВА 2. РУСЬ ДОХРИСТИАНСКАЯ 7
ГЛАВА 3. ПРИОБЩЕНИЕ ЯЗЫЧНИКОВ К ХРИСТИАНСТВУ. КРЕЩЕНИЕ КНЯГИНИ ОЛЬГИ 10
ГЛАВА 4. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КРЕЩЕНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН 15
ГЛАВА 5. СТАНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА ПРИ КНЯЗЬЯХ СВЯТОСЛАВЕ И ВЛАДИМИРЕ 17
ГЛАВА 6. КРЕЩЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА 25
ГЛАВА 7. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ 29
ГЛАВА 8.ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Вложенные файлы: 1 файл

история[1].docx

— 76.96 Кб (Скачать файл)

В назначенный день произошло  массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. «На следующий же день», - говорит летописец, - «вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли вводу и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ... Люди же, крестившись, расходились по домам. Владимир же был рад, что познал бога, посмотрел на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги, Господи, против Диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу».

Военно-политические следствия  выбора веры были очень велики. Сделанный выбор не только дал Владимиру сильного союзника - Византию, но и примирил его с населением собственной столицы.

Это важнейшее событие  совершилось, согласно летописной хронологии, принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других – в 989-990 годах. Киевляне, среди которых было много христиан, воспринимали обращение в христианство без явного сопротивления. Владимир рассматривал христианство как государственную религию; отказ от крещения в таких условиях был равнозначен проявлению нелояльности, к чему у киевлян не  было серьезных оснований. Столь же спокойно отнеслись к крещению обитатели южных и западных городов Руси, часто общавшиеся с иноверцами и жившие в многоязычной, многоплеменной среде. 

Глава 7. Распространение христианства на Руси

Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Владимире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру, и Киевская Русь стала христианской страной.

Куда большее сопротивление  оказали жители севера и востока  Руси. Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима в 991 году. Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян, возглавленная Добрыней и Путятой. Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель. Причиной столь враждебного отношения является приверженность населения традиционным обрядам, именно в этих городах сложились элементы религиозной языческой организации (регулярные и устойчивые ритуалы, обособленная группа жрецов - волхвы, кудесники). В южных, западных городах и сельской местности языческие верования существовали, скорее, как суеверия, чем как оформившаяся религия.

Другой причиной сопротивления  ростовчан и новгородцев было настороженное отношение к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религия рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных земель, чье подчинение воле князя основывалось на традиции и было безграничным. Владимир, нарушивший эти традиции, хотя и выросший в Новгороде, но поддавшийся чуждым греческим влияниям, считался в глазах насильно обращенных в христианство горожан Севера и Востока отступником, поправшим исконные вольности.

В степях между Русью и  Черным морем царили печенеги. Именно печенеги, богатевшие на торговле с Корсунью и Византией, выступили против князя Владимира. Нам известен только результат столкновения, которое, предположительно, вылилось в немалую войну; Владимиру пришлось огородить свои земли частоколом, поставить «сторожи», а также отказаться от гегемонии в южнорусских степях и от выхода к Черному морю.

Враги русских и Византии - печенеги в Х веке были язычниками. В XI веке это племя приняло ислам. Обращение в магометанство сопровождалось междоусобной войной. Часть кочевников крестилась, но большинство, обратившись в ислам, стало враждовать с греками. Переход в ислам, войны с Византией и внутренние смуты сковали силы кочевников и к концу первой трети XI века избавили Русь от печенежской угрозы.

В сельской местности сопротивление  христианству было не столь активным. Земледельцы, охотники, поклонявшиеся духам рек, лесов, полей, огня, чаще всего совмещали веру в этих духов с элементами христианства. Двоеверие, существовавшее в селах на протяжении десятилетий и даже веков, лишь постепенно преодолевалось усилиями многих и многих поколений священнослужителей. И сейчас все еще преодолевается. Надо заметить, что элементы языческого сознания обладают большой устойчивостью (в виде различных суеверий). Так многие распоряжения Владимира призванные укрепить новую веру, были проникнуты языческим духом. Одной из проблем после формального крещения было просвещение подданных в христианском духе. Эту задачу выполняли священники иностранцы, в основном, выходцы из Болгарии, жители которой еще в IX века приняли христианство. Болгарская церковь обладала независимостью от константинопольского патриарха, в частности, могла избирать главу церкви. Это обстоятельство сыграло большую роль в развитии церкви на Руси. Не доверяя византийскому императору, Владимир решил подчинить русскую Церковь болгарским, а не греческим иерархам. Такой порядок сохранялся до 1037 года и был удобен тем, что Болгария пользовалась служебниками на славянском языке, близком разговорному русскому. 

Глава 8.Значение принятия христианства

Что же происходило на Руси? Мы видим, как православная церковь  постепенно распространяла свое благотворное влияние, строила храмы и монастыри, учила людей грамоте и живописи. Только в Ростове (в Мерянской  земле) долгое время сохранялись  две городские общины: христианская и языческая. В одном конце  города стояла православная церковь, в  другом находилось капище бога мерян  Керемета. При этом христиане и  язычники сосуществовали довольно мирно, а после того, как меряне убили  двух особенно назойливых миссионеров, язычников  и вовсе оставили в  покое.

Итак, Владимир пошел по пути, который наметила «мудрейшая из людей» княгиня Ольга, избравшая православие. Ступив на этот путь, сбросив гнет купеческого  капитала рахдонитов, Русь пришла к  крещению 988 году. Сила проповеди православия  была и в политической умеренности  Византийской империи, и в искренности  константинопольских патриархов, и  в очаровании греческой литургии (церковной службы). Византия хотела от Руси дружбы и прекращения бессмысленных  набегов на побережье Черного  моря. Греческие богословы не сдабривали проповедь православия лукавыми политическими хитросплетениями. Важным оказалось и то, что православие  не проповедовало идеи предопределения. И потому ответственность за грехи, творимые по собственной воле, ложилась на грешника. Это было понятно и  приемлемо для язычников. Принятие христианских норм морали не было психологическим  насилием для новообращенных, которые  привыкли к элементарному противопоставлению добра и зла. Владимир столь сильно уверовал, что пытался воплотить  христианский идеал: на первых порах  отказался от применения уголовных  наказаний, прощая разбойников; раздавая питание неимущим.

Историческое значение времени  правления князя Владимира заключалось в следующем: 1.Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства. 2.Создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно-европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями. 3.Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.

Непосредственным следствием принятия христианства Владимиром и распространения его в Русской земле было, разумеется, построение церквей. Владимир тотчас после крещения велит строить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры: так, поставлена была церковь святого Василия на холме, где стоял кумир Перуна и прочих богов. Владимир велел ставить церкви и определять к ним священников также и по другим городам и приводить людей к крещению по всем городам и селам.

Русская церковь, развивавшаяся  в сотрудничестве с государством, стала силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность. Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных славян Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финноязычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчила болезненные процессы становления многонационального государства. Это государство развивалось на основе не национальной, а религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько православным. 

Заключение

Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед  русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие  самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни). Заимствование становилось основой для сотрудничества, из осваиваемых достижений Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житийная литература и летописание, школа и переписка книг. Вместе с христианством был принят Юлианский календарь, применявшийся в Византии. Новое летоисчисление начали вести от сотворения мира, и новый год его начинался первого марта. Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточнославянских и соседствовавших с ними племен, создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.

Важным оказалось и  то, что православие не проповедовало  идеи предопределения. И потому ответственность за грехи, творимые по собственной воле, ложилась на грешника. Это было понятно и приемлемо для язычников. Принятие христианских норм морали не было психологическим насилием для новообращенных, которые привыкли к элементарному противопоставлению добра и зла.

Крещение дало нашим предкам  высшую свободу - свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю. 

Список литературы

  1. Бушков А.А. «Россия, которой не было», Мн.,  «Эридан», 1997г.
  2. Гумилев Л.Н. «От Руси до России», М., «ДИ ДИК», 1997г.
  3. Карамзин Н.М. «Предания веков», М., «Правда», 1988г.
  4. Карташев А.В. «Очерки по истории русской церкви», М., «Наука», 1991г.
  5. Клибанов А.И. «Русское православие: вехи истории», М., «Политиздат», 1989г.
  6. Ключевский В. «Курс русской истории», М., «Соцэкгиз», 1937г.
  7. Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописании ее главнейших деятелей»
  8. Ранов О.М. «О дате принятия христианства князем Владимиром и киевлянами», «Вопросы истории», 1984г.
  9. Рыбаков Б.А. «Язычество древней Руси», М., «Наука», 1987г.
  10. Соловьев С.М. «Сочинения», М., «Мысль», 1988г.
  11. Татищев В.Н. «История Российская», М.-Л., «Наука», 1965г.
  12. Щапов Я.Н. «Церковь в древней Руси», М., «Политиздат», 1989г.

Информация о работе Киевский князь Владимир Святославович. Крещение Руси и его последствия