Княгиня Ольга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 21:33, реферат

Краткое описание

Сегодня мне бы хотелось рассказать вам о первой великой женщине, правительнице древней Руси – княгине Ольге. Ольга - это яркая личность в истории. До сих пор неясно, правила ли она своей страной с открытой душой, либо ее преследовали какие-то свои корыстные цели. Действительно ли правительница соблюдала все христианские обычаи или это было показательное выступление. Ольга – самая первая женщина - правитель в истории России. Она показала, что женщина может играть главную роль не только в семье, но и в государстве. На Руси все время господствовал патриархизм. Жен в государственные дела не допускали, их обязанностями были следить за хозяйством и воспитывать детей. Однако правление княгини Ольги говорит о том, что у женщин свой особенный ум, отличный от мужского.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Происхождение Ольги………………………………………………….. 4
Глава 2. Месть за смерть мужа ……..…………………………………………… 6
Глава 3. Внешняя и внутренняя политика……………………………………… 10
Глава 4. Принятие христианства………………………………………………… 13
Глава 5. «С образом Христа править до конца»……………………………….. 15
Заключение………………………………………………………………………. 24
Литература………………………………………………………………………… 26

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ РЕФЕРАТ .docx

— 58.51 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………   3

Глава 1. Происхождение Ольги…………………………………………………..    4

Глава 2. Месть  за смерть мужа ……..……………………………………………    6   

Глава 3. Внешняя и внутренняя политика………………………………………  10

Глава 4. Принятие христианства…………………………………………………  13

Глава 5. «С образом  Христа править до конца»………………………………..   15

Заключение……………………………………………………………………….    24

Литература…………………………………………………………………………  26

Приложение………………………………………………………………………..  27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сегодня мне бы хотелось рассказать вам о первой великой женщине, правительнице древней Руси – княгине Ольге. Ольга - это яркая личность в истории. До сих пор неясно, правила ли она своей страной с открытой душой, либо ее преследовали какие-то свои корыстные цели. Действительно ли правительница соблюдала все христианские обычаи или это было показательное выступление.

Ольга –  самая первая женщина - правитель  в истории России. Она показала, что женщина может играть главную  роль не только в семье, но и в  государстве. На Руси все время господствовал  патриархизм. Жен в государственные дела не допускали, их обязанностями были следить за хозяйством и воспитывать детей. Однако правление княгини Ольги говорит о том, что у женщин свой особенный ум, отличный от мужского. То, что Ольга правила от чистого сердца, подтверждается ее желанием улучшить жизнь народа, для чего она проводила ряд реформ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Происхождение Ольги

Ольга (Вольга, Прекраса, в крещении — Елена) (ок. 894 — 11.07.969) - великая русская княгиня. Жена великого русского князя Игоря Рюриковича. Относительно происхождения княгини Ольги существует несколько летописных версий. Одни авторы называют ее уроженкой Плескова (Пскова), другие — Изборска. Одни заявляют, что она происходила из рода легендарного Гостомысла и первоначально носила имя Прекраса, но была переименована Олегом Вещим в свою честь, другие называют ее дочерью Олега Вещего, третьи сообщают, что она была простой крестьянкой, понравившейся Игорю и потому ставшей его женой. Согласно Повести Временных Лет, на красоту и ум Ольги обратил внимание во время одной из своих поездок в Псков Олег. В 903 г. он устроил брак князя с пленительной псковитянкой.

Создатель богато одарил девочку. Она  была редкостно красива, умна, смела  и целомудренна. Ее наблюдательность и широкий кругозор должны были необычайно развиться в обществе заморских  гостей, от которых можно было услышать захватывающие дух рассказы о  Персии и Индии, Риме и Царьграде, Скандинавии и Германии, разных народах, обычаях и верах. Уже тогда  юная Ольга должна была услышать имя  Бога христиан, столь непохожего на привычных скандинавских и славянских богов. А для того, чтобы сберечь  свое достоинство и целомудрие среди  коварных и похотливых воинов, красавице  Ольге приходилось самой быть ловкой, изворотливой и подчас жестокой. Легендарное сказание "Степенной  книги" рисует эту сторону жизни  будущей святой. Молодой князь  Игорь, забредший во время охоты  в псковские леса, захотев переправиться  на другой берег реки Великой и, уже  сидя в лодке, обнаружил, что перевозчик — необычайно красивая девушка. Князь  стал заигрывать с ней и был явно обескуражен, когда получил смелую, мудрую и весьма резкую отповедь, подкрепленную угрозой отправиться на дно вместе с Игорем, если тот попробует применить силу. Пристыженный Игорь молча уехал, а вскоре прислал к целомудренной деве сватов.

Ольга, скорее всего не была ни первой, ни единственной женой Игоря, однако почти сразу же стала самой  любимой. Так что "име же Игореви потом ины жены, но Ольгу, мудрости ее ради, паче иных чтяше". Но прекрасная княгиня достигла и большего: ей удалось занять второе место в политической иерархии древнерусского государства и прочие удерживать его на протяжении всего Игорева княжения, направляй политику мужа в нужную сторону. К ее советам Игорь, несомненно, прислушивался.

Происхождение святой Ольги определялось историками по летописным данным. Других источников просто не существовало. Не зная точную географию Киевской Руси и соседних стран нельзя с уверенностью сказать откуда появилась Ольга. Нам известно: Ольга пришла на Русь язычницей, возможно она была болгаркой. Единственное, в чем уверены все историки, в том, что будущая правительница пришла из чужой страны. Какой же сильный характер и ум надо иметь, чтобы из чужеземки превратиться в правительницу Киевской Руси.

Итак, конкретные черты и качества личности и характера  у Ольги  мы можем назвать: сильная, образованная, обладающая живым и гибким умом, смелая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Месть за мужа

 Неизвестно, стояло ли за  решением князя Божье провидение, или случай, или сам Игорь был  столь умён, только Ольга скоро  взяла все княжеское хозяйство  в свои цепкие, белые ручки.  Палаты жены на высоком берегу  Днепра прозвали Ольгиным городком, и незаметно сюда из Киевского  Игорева двора переместился центр  государственной жизни древней  Руси. Муж частенько отсутствовал, проводя время в боевых походах,  а Ольга споро разбиралась в политических интригах, принимала послов, крепким кулаком собирала жалобщиков, наместников и даже дружинников. Игорь, как видно, не слишком противился сильной жене, а, скорее всего, и рад был переложить тяжёлое бремя власти на плечи супруги. Жили они счастливо, что называется, к вящему удовольствию друг друга «разделив сферы влияния»: на войне предводительствовал Игорь, а внутренней жизнью княжества заправляла Ольга. Вернувшись из очередного похода на греков, Игорь стал счастливым отцом: родился сын Святослав. Но радость семейной жизни была недолгой: вскоре Игорь был убит древлянами.

Месть овдовевшей княгини древлянам  за убийство мужа была страшной. Казалось бы, репутация Ольги, будущей христианки, скомпрометирована этой известной историей. Но обратимся к содержанию самого происшествия. Заметим, что события, связанные с древлянами, нельзя отрывать от общих примет времени и от той ситуации, того положения, в котором оказалась княгиня. Ольга была ответственна за положение на Руси, за судьбу будущего государства и уже неразрывно связанного с ним княжеского семейства. Не прими Ольга тех мер, жестоких, но «понятных» всем и каждому на бескрайних просторах Руси, то, безусловно, будущее для населявших ее территорию племен было бы другим. Княжеская власть утратила бы авторитет, ее бы нигде ни во что не ставили бы. Объединяющее начало оказалось бы подорванным в основе. Кровавые межплеменные усобицы наполнили бы Русь, а судьба наследников Рюрика была бы плачевна. Ольга поступила с древлянами «резко», но мудро. Достоинство и авторитет власти были восстановлены в полной мере. Ибо «слухом земля полнится», и, безусловно, весть о том, что вдовствующая княгиня держит власть «крепкой рукою», прошла по всей земле и дошла до последующих поколений. И усобиц не было при Ольге, и жила земля «тихо». Власть могла заниматься насущными делами нации, а не тем, чтобы успокаивать и усмирять «умы» и «души», думать о самосохранении.  Ольга сделала все от нее зависящее, чтобы отдать мужу последний долг. B своей мести она не только наказала бунтовщиков, но и воспроизвела все части похоронного ритуала.

 По правилам первобытного  воинского поединка победитель  является наследником побежденного. А взойти на княжеский трон  можно было, только женившись  на вдове властителя. Согласно  этому архаическому обычаю и  действовал Мал, когда посылал 20 лучших древлянских мужей свататься к Ольге. Древляне хорошо знали гордый нрав князей-варягов и рассчитывали только на перемирие и отсрочку карательной экспедиции. Но прием у Ольги превзошел все ожидания. Княгиня не только спокойно выслушала известие о гибели мужа, но и благосклонно приняла изложение матримониального проекта: "Любезна мне речь ваша, — мужа моего мне уже воскресить, но хочу вас завтра почтить перед людьми своими". Вот тут бы и призадуматься послам. Своими словами Ольга начала хорошо известный по архаическим обрядам и сказкам ритуал свадебной игры: жених получает невесту, только отгадав ее загадку, в противном же случае лишается головы. А загадка уже была произнесена: "почтить" кого-то по-славянски означало и "оказать честь", и "отомстить", "убить". Ни одну из Ольгиных загадок древляне так и не отгадали.

А загадки продолжались: "Ныне же идите в свою ладью и ложитесь в нее с гордостью, а утром я пошлю за вами. Вы же говорите: не едем на конях, ни идем пешком, но понесите нас в ладье. И вознесут вас в ладье". Послы восприняли это как обычную часть обряда сватовства, когда сваты, дабы обмануть злых духов, приезжали "ни пешком, ни на лошади", "ни днем, ни ночью", войдя в избу невесты, заговаривали сперва о посторонних вещах и т.д. Но смысл загадки был угрожающим. Ни пешим, ни на коне, а в ладье, на руках соплеменников, следовал к своему последнему пристанищу знатный рус. Ладья была традиционной погребальной принадлежностью и славян, и скандинавов. Так и произошло на следующее утро: принеся послов на Ольгин двор, киевляне сбросили их в глубокую могилу. И, склонившись к яме, спросила их Ольга:

"Хороша ли вам честь?" Они  же ответили: "Горше нам Игоревой  смерти". И велела засыпать их живыми. Некоторые летописи добавляют, что послов в яме сожгли.

Месть только начиналась. Вскоре Ольга  прислала древлянам требование отправить  в Киев еще лучших мужей в качестве сватов, — мол, киевляне без почетного  эскорта ее не отпустят. Когда следующая  группа древлянских аристократов прибыла на убой, княгиня предложила им сходить в баню. Выглядело это как обыкновенное проявление заботы о гостях. Но древляне позабыли, что у славян было в обычае истапливать баню для покойника и ставить воду для омовения. Еще долго после крещения Pycи в вопросниках и исповедях сохранялся пункт: "В Великую Субботу, и в Пятидесятную, егда память творим усопшим, бани не велел ли еси топити?", и полагалась епитимья. Когда древляне вошли в баню, с ними и поступили как с покойниками: заперли и сожгли.

Третья Ольгина  загадка была сформулирована прозрачнее двух первых: "Вот уже иду к  вам, приготовьте меды многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь  на могиле его и сотворю тризну о своем муже". Кто станет жертвой  в ритуальном жертвоприношении на могиле Игоря - нетрудно было догадаться. Древлян  не насторожило даже то, что княгиня  прямо назвала их убийцами. На вопрос, где посланные за нею в Киев мужи, Ольга отговорилась "Идут следом". Впрочем, это могло означать и  другое: "Идут следом за Игорем". После  надгробного плача был насыпан курган, начался пир, на котором древляне упились. Настало время погребальной военной игры. И тут Ольгина дружина обрушила на беспечных древлян вместо ритуальных ударов мечами — самые настоящие. "И иссекли их пять тысяч. А Ольга вернулась в Киев, где собрала войско на оставшихся."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Внешняя  и внутренняя политика

Из договора  Игоря с  Византией видно, что Ольга занимала в иерархической структуре Киевского  государства третье по значению место  — после великого князя Игоря  и его сына - наследника Святослава. В большинстве источников рождение Святослава датируется 942 годом, то есть к моменту смерти отца летописцы считали его трехлетним ребенком. Понятно, что в таком случае Ольга и должна была взять бразды правления в свои руки.

Первым делом Ольга  жестоко отомстила деревлянам за смерть мужа. Скорее всего, акты возмездия были проведены Ольгой по требованию варяжского окружения Игоря, ибо завет кровной мести не был характерен для славян, но был присущ скандинавским племенам. В том же году совместно с сыном и большим войском Ольга вновь пошла на Деревскую землю. Не встретив никакого сопротивления, войско подошло к Коростену. Жители не пожелали сдавать город, и нападавшие сожгли его дотла. Часть населения вместе со старейшинами взяли в плен, часть перебили, а часть оставили, чтобы было с кого брать дань. По ходу этого же набега был пленен и казнен несостоявшийся жених Ольги князь Мал.

Официальную резиденцию Ольга обустроила в городе-замке Вышгороде, что  стоял на берегу Днепра в 18 верстах  к северу от Киева. Там же она предпочитала и жить. Связано это было, вероятно, с тем, что в Киеве располагалось  представительство Хазарского царства и Ольга не желала умалять свое княжеское достоинство общением с иноверцами-мусульманами. Несмотря на преклонный возраст, княгиня за время своего правления объехала, как сообщают летописи, всю державу и повсюду оставила следы своей хозяйственной деятельности. Уже в первые годы она завоевала расположение народа прекращением внешних военных походов. Отряды наемников-варягов, которые всегда находили себе работу при Игоре, Ольга регулярно отправляла в помощь Византии, экономя тем самым на их содержании. Незаурядные ум и энергия позволили ей создать первую на Руси эффективно работающую систему управления княжеством.

Вся её дальнейшая деятельность была  направлена на упрочение власти киевских князей. Даже после того, как Святослав вырос, Ольга без устали занималась государственными  делами, ибо воинственный сын большую часть времени проводил в походах. Летопись называет Ольгу "мудрейши всех человек" и рассказывает о неустанных заботах княгини по "устранению земли".

Став верховной правительницей Руси, Ольга устанавливает размеры податей с населения в русских регионах, создает погосты, где останавливаются сборщики даней. Ольга Богомудрая вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси. Летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью благоустроения и упорядочения гражданского и хозяйственного быта подданных. Добившись внутреннего укрепления власти Киевского великого князя, ослабив влияние мешавших собиранию Руси мелких местных князей, Ольга централизовала все государственное управление с помощью системы "погостов". В 946 году с сыном и дружиной прошла она по Древлянской земле, "устанавливая дани и оброки", отмечая села, становища и места охот, подлежащие включению в киевские великокняжеские владения. На другой год ходила в Новгород, устраивая погосты по рекам Мсте и Луге, всюду оставляя зримые следы своей деятельности.

 В 946 Ольга посетила  Царьград, с целью налаживания  торговых и дипломатических отношений,  проводила переговоры с византийским  императором Константином VII Багрянородным  и получила от него в дар  золотое блюдо, украшенное драгоценными  камнями.

По возвращении на Русь Ольга в некоторых местах уничтожила языческие святилища и воздвигла  христианские храмы. В Киеве был  создан деревянный Софийский собор. Тщетно пыталась Ольга склонить своего сына Святослава в лоно христианства. Он не поддался на уговоры, хотя многие язычники из его окружения приняли крещение.

Информация о работе Княгиня Ольга