Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 21:33, реферат
Сегодня мне бы хотелось рассказать вам о первой великой женщине, правительнице древней Руси – княгине Ольге. Ольга - это яркая личность в истории. До сих пор неясно, правила ли она своей страной с открытой душой, либо ее преследовали какие-то свои корыстные цели. Действительно ли правительница соблюдала все христианские обычаи или это было показательное выступление. Ольга – самая первая женщина - правитель в истории России. Она показала, что женщина может играть главную роль не только в семье, но и в государстве. На Руси все время господствовал патриархизм. Жен в государственные дела не допускали, их обязанностями были следить за хозяйством и воспитывать детей. Однако правление княгини Ольги говорит о том, что у женщин свой особенный ум, отличный от мужского.
Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Происхождение Ольги………………………………………………….. 4
Глава 2. Месть за смерть мужа ……..…………………………………………… 6
Глава 3. Внешняя и внутренняя политика……………………………………… 10
Глава 4. Принятие христианства………………………………………………… 13
Глава 5. «С образом Христа править до конца»……………………………….. 15
Заключение………………………………………………………………………. 24
Литература………………………………………………………………………… 26
Миссионерская проповедь святой Ольги
посеяла семена христианства в самых
отдаленных областях Руси. Повсюду
возникали небольшие
Но в Константинополе оставались все так же глухи к надеждам миссии среди русов. Это и вызвало где-то в середине 50-х гг. разрыв между Ольгой и императором. Когда нуждавшийся в срочной военной помощи против арабов Константин прислал в Киев напоминание о союзных обязательствах, Ольга выпроводила послов, припомнив те унижения, что вынесла в константинопольской гавани. Убедившись в тщетности надежд на греков, княгиня решила попытать счастья на Западе, у латинян.
Под 959 г. в хронике продолжателя Регинона Прюмского стоит запись: "Пришли к королю, — как после оказалось, лживым образом, — послы Елены королевы ругов, которая при константинопольском императоре Романе крещена в Константинополе, и просили посвятить для сего народа епископа и священников". Сообщение это настолько необычно, что многие, например, А. В. Карташев, из ложно понятого православного патриотизма отказывались верить в возможность подобного шага со стороны святой Ольги. Однако факт остается фактом: княгиня послала к саксонскому королю Оттону I, готовившемуся стать германским императором, послов с просьбой об учреждении епископии; при этом подразумевался ее автокефальный статус. Ольга надеялась, что ревностно миссионерствовавший среди славян Оттон согласится на такие условия. Однако на Западе об автономиях никогда и слыхом не слыхивали, а потому, недолго думая, просто поставили русским епископом монаха Либуция. Однако его выезд в Киев задержался. Византийцы очень нервно отреагировали на вмешательство немцев в русские дела и моментально разорвали отношения с Саксонией. Оттон решил использовать вопрос о русской епископии, шантажируя им греков в борьбе за признание своего императорского титула. Либуций скончался, так и не добравшись до своей епархии, и ему на смену в 961 г. был посвящен нотарий королевской канцелярии брат Адальберт. Он моментально отбыл на место, но уже в следующем году возвратился назад, "ибо не успел ни в чем том, зачем был послан, и видел свои старания напрасными; на обратном пути некоторые из его спутников были убиты, сам же он с великим трудом едва спасся".
Из сообщения незадачливого "русского" епископа неясно, что все же произошло в Киеве и разрушило все его планы. Возможно, что Ольга, убедившись, что чаемой автокефалии Адальберт не привез, вновь возложила надежды на Византию. Об этом как будто бы свидетельствует тот факт, что в 961 г. русы принимали участие в экспедиции полководца Никифора Фоки на Крит. Но не исключено и другое. Решительные и нетерпимые методы насаждения христианства, присущие немецким миссионерам, вызвали взрыв возмущения у языческой партии в Киеве. Ольге пришлось уступить власть сыну. Примерно с начала 60-х гг. Святослав возвращает себе ведущую роль на русской политической арене. Святая Ольга уходит в частную жизнь, отдав себя воспитанию внуков, дабы они могли продолжить дело христианизации Руси. Она возлагала особые надежды на старшего, Ярополка. Хуже всего, по иронии истории, дело обстояло с младшим, Владимиром: в его семье еще долго не могли простить бабке ссылки Малуши.
Святослав пустился в давно задуманные
военные авантюры, сокрушая одного
за другим торговых конкурентов Руси.
Про Киев он совсем забыл, и Ольге
приходилось на время его походных
отлучек брать на себя привычную
роль правительницы государства. Земля,
брошенная князем на произвол судьбы,
стала легкой добычей хищных кочевников,
наводнивших
Пристыженный Святослав быстро вернулся и разгромил печенегов. Однако вскоре ему снова наскучило в Киеве. Уверенный в близкой победе над ненавистной Византией и создании великой Восточноевропейской империи, он решил оставить неприветливые приднепровские просторы и перенести столицу в Переяславец на Дунае. Св. Ольга не имела уже ни сил, ни желания перечить сыну, близкий и бесславный конец которого она предвидела. Единственное, о чем она просила Святослава — это дождаться ее приближающейся кончины: "Когда похоронишь меня, — отправляйся куда хочешь". "Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки ее и все люди..." . Она отошла ко Господу 11 июля. С ее кончиной почувствовали себя осиротевшими не только киевские христиане, потерявшие могущественную покровительницу, но и язычники, которым святая щедро, без счета уделяла милостыню. За время се мирного и мудрого правления выросло целое поколение киевлян.
Похоронили ее непривычно для киевских
князей скромно и тихо. Не было ни
положенных в гроб сказочных богатств,
ни ритуальных надгробных плачей. Княгиня
категорически запретила
Заключение
На заре истории, когда правили язычники, а это означало постоянные войны, народ устал от бесконечных военных походов, на которые требовалось много средств. Не выдержав постоянного увеличения сбора налогов люди ополчились. Князь Игорь погиб. Правителем Руси должен был стать его сын Святослав, но ему в то время было всего три года. Правление перешло в руки Ольги. Ольга, несомненно, была яркой и сильной личностью. Ее природный ум и сильный характер помогли удерживать власть в своих руках, что сыграло важную роль в развитии России. Княгиня Ольга провела ряд реформ, как истинная хозяйка навела порядок в стране, установив погосты и уроки. Погосты – это место сбора дани, что затрудняло нападение на сборщика дани; уроки – это размер дани, т. е. налог теперь был постоянным. Княгиня Ольга опережала свое время. Она - первый правитель в России, который предпринял действия обращения в христианство свой народ. Благодаря своему изворотливому уму, отваге, женственности, жизнелюбию, мудрости, остроумию, решительности, терпимости, милосердию, энергичности Ольга смогла объединить в себе женское начало и качества государственного деятеля. Я думаю, княгиня Ольга любила свой народ, она действительно хотела, чтобы ее народ жил лучше и любил своего правителя. Без любви, без терпимости к людям ей бы не удалось провести реформаторскую деятельность. Причем реформы она проводила, практически не применяя военную силу, понимая, что народ устал от войны в период правления Игоря и может взбунтоваться.
В 2004 году во Владимире поставили памятник княгине Ольге. Ольга - символ единения всей Руси, княгиня, которая думала о единстве и судьбе народа. На Руси много великих женщин, которые достойны памятника и Ольга – первая из них.
В завершении хочу сказать, что Ольга была не просто красивой, умной и сильной женщиной, она была великим политиком своего времени, которая запомнилась не только в Древней Руси, но и за ее пределами. При этом стоит взять во внимание тот факт, что женщины в те времена были существами безропотными, безграмотными, бесправными.
Список используемой литературы
1. Пушкарева
Н.Л. Женщины Древней Руси. –
М. : 1989
2. Пчелов Е.В. Рюриковичи. Тысяча лет одного рода - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. -
3. История цивилизации. Популярная энциклопедия. «Кто такая Ольга?» www.websib.ru/~gardarika/All of all/str_12.htm
4.Экзамен
на 5. Княгиня
Ольга www.home-edu.ru/user/f/
5. Е. Холмогоров. Святая равноапостольная
княгиня Ольга www.portal-credo.ru/site/
6. Подвиг святой
благоверной равноапостольной княгини
Ольги и историческая судьба России www.pravmir.ru/article_585.