Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 11:08, биография
Александр Васильевич Колчак—российский политический деятель, вице-адмирал Российского Императорского флота (1916) и адмирал Сибирской Флотилии (1918). Полярный исследователь и учёный-океанограф, участник экспедиций 1900—1903 годов. Участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн. Вождь и руководитель Белого движения, как в общероссийском масштабе, так и непосредственно на Востоке России.
Колчак Александр Васильевич.
Александр Васильевич Колчак—российский политический деятель, вице-адмирал Российского Императорского флота (1916) и адмирал Сибирской Флотилии (1918).
Полярный исследователь
и учёный-океанограф, участник экспедиций
1900—1903 годов. Участник Русско-
Александр Васильевич родился 4 ноября 1874 года в селе Александровское под Петербургом (ныне — исторический район Санкт-Петербурга на проспекте Обуховской обороны, рядом с Обуховским заводом). Ныне на проспекте Обуховской обороны находится памятник архитектуры XVIII века — Троицкая церковь «Кулич и Пасха», построенная в 1785 году архитектором Н. А. Львовым, где был крещён Александр Васильевич Колчак.
Отец Василий Иванович Колчак (1837—1913) — выпускника одесской Ришельевской гимназии. Мать Ольга Ильинична Колчак, урождённая Посохова, происходила из купеческой семьи.
Образование:
Начальное образование будущий адмирал получил дома, затем поступил в 6-ю Петербургскую классическую гимназию, где в 1885—1888 годах окончил 1—3 классы (из 8). Во время обучения в гимназии имел плохую успеваемость, и, при переводе в 3 класс, получив двойку по русскому языку, тройку с минусом по латинскому, тройку по математике, тройку с минусом по немецкому и двойку по французскому языку, чуть не был оставлен на второй год. На повторных устных экзаменах по русскому и французскому языкам исправил оценки на тройки, и был переведён в третий класс.
В 1888 году поступил в Морской кадетский корпус, который окончил в 1894 году, выдержав все экзамены на «отлично» кроме минного дела, по которому удовлетворительно ответил на 4 из 6 вопросов. Несмотря на это, должен был стать первым по успеваемости в своём выпуске, но запротестовал и первым стал его друг Дмитрий Филиппов (у которого было хуже с поведением), а Колчак получил одну из денежных премий имени адмирала П. И. Рикорда как второй в выпуске.
15 сентября 1894 года был
произведён в мичманы, в конце
года зачислен в Петербургский
7-й флотский экипаж, в марте
1895 года назначен для занятий
штурманским делом в
В 1897 году Колчак подавал рапорт с просьбой перевести его на канонерскую лодку «Кореец», которая направлялась в то время к Командорским островам, где он планировал заняться исследовательской работой, однако вместо этого был направлен в качестве вахтенного учителя на парусный крейсер «Крейсер», который использовался для подготовки боцманов и унтер-офицеров.
Экспедиция Толля:
По прибытии в Кронштадт
Колчак отправился к вице-адмиралу
С. О. Макарову, готовившемуся к плаванью
на ледоколе «Ермак» по Северному
Ледовитому океану. Александр Васильевич
обратился с просьбой принять
его в состав экспедиции, однако
получил отказ, так как ко времени
подачи прошения экипаж экспедиции был
полностью укомплектован. После
этого некоторое время Колчак
входил в личный состав судна «Князь
Пожарский», а в сентябре 1899 года
перешёл на эскадренный броненосец
«Петропавловск» и на нём отправился
на Дальний Восток. Однако во время
стоянки в греческом порту
Пирей он получил приглашение
из Академии наук от барона Э. В. Толля
принять участие в
21 июля 1900 года экспедиция
на шхуне «Заря» двинулась
по Балтийскому, Северному и
Норвежскому морям к берегам
Таймырского полуострова, где
предстояла первая зимовка. В
октябре 1900 года Колчак участвовал
в поездке Толля к фьорду
Гафнера, а в апреле-мае 1901 года
они вдвоём путешествовали по
Таймыру. На протяжении всей
экспедиции будущий адмирал
Весной 1902 года Толль принял решение направиться пешком к северу от Новосибирских островов вместе с магнитологом Ф. Г. Зебергом и двумя каюрами. Остальным же членам экспедиции из-за недостатка запаса продуктов предстояло пройти от острова Беннетта на юг, на материк, а в дальнейшем вернуться в Петербург. Колчак со своими спутниками вышли к устью Лены и через Якутск и Иркутск прибыли в столицу.
По прибытии в Санкт-Петербург Александр Васильевич доложил Академии о проделанной работе, а также сообщил о предприятии барона Толля, от которого ни к тому времени, ни позднее никаких вестей не поступило. В январе 1903 года было принято решение организовать экспедицию с целью выяснения судьбы Толля. Экспедиция длилась с 5 мая по 7 декабря 1903 года. В её составе было 17 человек на 12 нартах, запряжённых 160 собаками. Путь до острова Беннета занял три месяца, и был крайне тяжёлым. 4 августа 1903 года, достигнув острова, экспедиция обнаружила следы пребывания Толля и его спутников: были найдены документы экспедиции, коллекции, геодезические инструменты и дневник. Выяснилось, что Толль прибыл на остров летом 1902 г., и направился на юг, имея запас провизии лишь на 2-3 недели. Стало ясно, что экспедиция Толля погибла.
Русско-японская война:
В декабре 1903 года 29-летний лейтенант Колчак отправился в обратный путь в Петербург, где собирался обвенчаться со своей невестой Софьей Омировой. Неподалеку от Иркутска его застало известие о начале Русско-японской войны. Он вызвал отца и невесту телеграммой в Сибирь и сразу после венчания отбыл в Порт-Артур.
Командующий Тихоокеанской эскадрой адмирал С. О. Макаров предложил ему служить на броненосце «Петропавловск», с января по апрель 1904 года являвшемся флагманом эскадры. Колчак отказался и попросил назначения на быстроходный крейсер «Аскольд», что вскоре спасло ему жизнь. Через несколько дней «Петропавловск» подорвался на мине и стремительно затонул, унеся на дно более 600 матросов и офицеров, в том числе самого Макарова и знаменитого художника-баталиста В. В. Верещагина. Вскоре после этого Колчак стал командиром миноносца «Сердитый». Совершив ночную опасную вылазку, Колчак расставил мины, на которых взорвался японский крейсер «Такасаго». К концу осады Порт-Артура ему пришлось командовать береговой артиллерийской батареей, так как тяжелейший ревматизм — следствие двух полярных экспедиций — заставил его покинуть боевой корабль. За этим последовало ранение, сдача Порт-Артура и японский плен, в котором Колчак провёл четыре месяца
Развитие русского флота:
После плена Колчак почти сразу получил чин капитана второго ранга. Главной задачей группы морских офицеров и адмиралов, в которую вошёл и Колчак, стала разработка планов дальнейшего развития российского военно-морского флота.
В 1906 году был создан Морской Генеральный штаб, взявший на себя непосредственную боевую подготовку флота. Александр Васильевич был заведующим его отделением русской статистики, занимался разработками по реорганизации военно-морского флота, выступал в Государственной Думе в качестве эксперта по военно-морским вопросам. Затем была составлена судостроительная программа. Для получения дополнительных ассигнований офицеры и адмиралы активно лоббировали свою программу в Думе. Строительство новых судов продвигалось медленно.
Учитывая значительный численный перевес потенциального противника, Морской генштаб разработал новый план защиты Петербурга и Финского залива — при угрозе нападения все корабли Балтийского флота по условленному сигналу должны были выйти в море и выставить в устье Финского залива 8 линий минных заграждений, прикрываемых береговыми батареями.
Капитан второго ранга Колчак принимал участие в проектировании специальных ледокольных судов «Таймыр» и «Вайгач», спущенных на воду 1909 г. Весной 1910 г. эти суда прибыли во Владивосток, затем отправились в картографическую экспедицию к Берингову проливу и мысу Дежнёва, вернувшись к осени обратно во Владивосток. Колчак в этой экспедиции командовал ледоколом «Вайгач». В 1908 году перешёл на работу в Морскую академию. В 1909 Колчак опубликовал своё наиболее крупное исследование — монографию, обобщавшую его гляциологические исследования в Арктике, — «Лёд Карского и Сибирского морей».
Участвовал в разработке проекта экспедиции с целью изучения Северного морского пути. В 1909—1910 гг. экспедиция, в составе которой Колчак командовал кораблём, совершила переход из Балтийского моря во Владивосток, а затем и плавание по направлению к мысу Дежнева.
С 1910 г. в Морском Генштабе
занимался разработкой
В 1912 Колчак переходит служить на Балтийский флот на должность флаг-капитана по оперативной части штаба командующего флотом. В декабре 1913 года был произведён в капитаны 1-го ранга.
Первая мировая война:
Для защиты столицы от возможного нападения германского флота Минная дивизия по личному приказу адмирала Эссена в ночь на 18 июля 1914 выставила минные заграждения в водах Финского залива, не дожидаясь разрешения морского министра и Николая II.
Осенью 1914 г. при личном участии
Колчака была разработана операция
по минной блокаде немецких военно-морских
баз. В 1914—1915 гг. эсминцы и крейсеры,
в том числе и под
При этом попытка перехвата немецкого конвоя, перевозившего руду из Швеции, в которой Колчак принимал непосредственное участие, закончилась неудачей.
Кроме успешной постановки мин, организовывал нападения на караваны германских торговых судов. С сентября 1915 года командовал минной дивизией, затем морскими силами в Рижском заливе.
В апреле 1916 года был произведён в контр-адмиралы.
Летом 1916 года Ставка начала
подготовку десантной операции для
захвата Константинополя и
А. В. Колчак —
Командующий Черноморским
28 июня 1916 года приказом
российского Императора
Верховный Правитель России:
Прибыв в Японию, Колчак
узнал об Октябрьском перевороте
и ликвидации Ставки Верховного Главнокомандующего
и начатых большевиками переговорах
с немцами. Ответил согласием
на телеграмму с предложением своей
кандидатуры в Учредительное
собрание от кадетов и группы беспартийных
по Черноморскому флотскому
13 октября 1918 он прибыл в Омск, откуда на следующий день отправил письмо генералу Алексееву (полученное на Дону в ноябре — уже после смерти Алексеева), в котором выражал намерение отправиться на Юг России с тем, чтобы поступить в его распоряжение в качестве подчиненного. В Омске же тем временем разразился политический кризис. 4 ноября 1918 Колчака, как популярную среди офицеров фигуру, пригласили на должность военного и морского министра в состав Совета министров так называемой «Директории» — находившегося в Омске объединённого антибольшевистского правительства, где большинство составляли эсеры. В ночь на 18 ноября 1918 в Омске казачьи офицеры арестовали четырёх эсеров-руководителей Директории во главе с её председателем Н. Д. Авксентьевым. В сложившейся обстановке Совет министров — исполнительный орган Директории — объявил о принятии на себя всей полноты верховной власти и затем постановил вручить её одному лицу, присвоив ему титул Верховного Правителя Российского государства. Тайным голосованием членов Совмина на данный пост был избран Колчак. Адмирал заявил о своём согласии на избрание и первым же своим приказом по армии объявил о принятии на себя звания Верховного Главнокомандующего.
После своего прихода к власти А. В. Колчак отменил распоряжение о том, что евреи как потенциальные шпионы подлежат выселению из 100-вёрстной прифронтовой зоны.
Колчак надеялся, что под
знаменем борьбы с красными ему удастся
объединить самые разнородные политические
силы и создать новую
Выдача Колчака союзниками и расстрел:
4 января 1920 в Нижнеудинске
адмирал А. В. Колчак подписал
свой последний Указ, в котором
объявил о намерении передать
полномочия «Верховной
5 января 1920 в Иркутске
произошёл переворот, город
Информация о работе Колчак Александр Васильевич - российский политический деятель