Конституция СССР 1936 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – всестороннее рассмотрение Конституции 1936 г. и ее содержания. Изучение изменений социально-экономической основы общества, а так же изменение избирательной системы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 43.91 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

   За период с 1924 по 1936 г. (после принятия первой Конституции СССР и до принятия второй Конституции) в стране произошли существенные экономические, политические и социальные изменения. Многоукладная экономическая структура была реконструирована с целью усилить государственный плановый сектор. Были ликвидированы Остатки "эксплуататорских классов", изменился социальный состав интеллигенции и рабочего класса. Сильные трансформации произошли в среде крестьянства. Сформировался новый правящий слой, создавший свою бюрократию и идеологов. Произошли значительные изменения в сфере национально-государственного строительства. Много перемен произошло также в структуре и системе органов государственного управления и управления народным хозяйством.

   В феврале 1935 г. Пленум ЦК ВКП(б) выступил с инициативой внести изменения в Конституцию(в частности уточнения социально-экономической основы общества на новом этапе и изменения избирательной системы). Конституция 1936 г. стала знаковой для эпохи. С одной стороны, несомненно, если анализировать ее текст, то можно отметить ее высокую демократичность. Новая Конституция СССР закрепила многие важные аспекты советского государства 30-х гг.

   Актуальность исследования Конституции СССР 1936 года обусловлена тем, что для изучения исторических этапов развития государства и права России, имеет огромное значение исследование ее документов и представителей, чем и является данная конституция. Без изучения этапов развития Советской конституции, нельзя понять тот объем работы и масштабов развития исторической мысли государства и права России, который был вложен в разработку и принятие Конституции СССР 1936 года.

  Цель работы – всестороннее рассмотрение Конституции 1936 г. и ее содержания. Изучение изменений социально-экономической основы общества, а так же изменение избирательной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История создания Конституции СССР 1936 года

 Вступление СССР в новый исторический этап своего развития определило необходимость привести политико-юридическую надстройку советского общества в соответствие с кардинальными изменениями в экономической и социально-политической жизни.

  30 января 1935 г. Политбюро ЦК ВКП(б) внесло на рассмотрение Пленума ЦК вопрос о Конституции. Рассмотрев этот вопрос, Пленум решил войти от имени ЦК партии на VII Всесоюзный съезд Советов с предложением о необходимости внесения некоторых изменений в Конституцию СССР в направлении:

а) дальнейшей демократизации избирательной  системы: замены не вполне равных выборов - равными, многостепенных - прямыми, открытых - закрытыми;

б) уточнения социально-экономической  основы Конституции в соответствии с соотношением классовых сил  в СССР (создание новой социалистической индустрии, разгром кулачества, победа колхозного строя, утверждение социалистической собственности и т.п.

   6 февраля 1935 г. VII Всесоюзный съезд Советов принял постановление, в котором признал вполне правильным и своевременным предложение ЦК ВКП(б), поручил ЦИК СССР избрать Конституционную комиссию для выработки "исправленного текста Конституции СССР" с тем, чтобы внести его затем на утверждение сессии ЦИК Союза ССР. Несмотря на формулировку "исправление текста", на VII съезде Советов речь шла о серьезной перестройке системы высших органов власти по пути движения "к своего рода советским парламентам в республиках и общесоюзному советскому парламенту". Выполняя решение съезда Советов, первая сессия ЦИК Союза ССР VII созыва избрала Конституционную комиссию в составе 31 человека под председательством И. В. Сталина.

   7 февраля 1935 г. Конституционная комиссия на своем первом пленарном заседании образовала 12 подкомиссий по подготовке отдельных разделов Конституции. Были созданы следующие подкомиссии: по общим вопросам Конституции, экономическая, финансовая, правовая, по избирательной системе, судебных органов, центральных и местных органов, народного образования, труда, обороны, внешних дел и редакционная (последняя в составе председателей всех подкомиссий).

   В состав подкомиссий вошли более 100 видных партийных, государственных профсоюзных, военных деятелей, представителей республик, ученые. Подкомиссии создали рабочие группы, к участию в которых привлекались специалисты различных отраслей. К сбору и обобщению материалов по отдельным проблемам широко привлекались работники многих государственных и общественных организаций, ученые-юристы, ведущие деятели юстиции. Членами Конституционной комиссии были, в частности, избраны Н. В. Крыленко (Наркомюст СССР), П. А. Красиков (Верховный Суд СССР), А. Я. Вышинский (Прокуратура СССР). Несколько позднее, (в июле 1935 г.) в состав правовой комиссии, а также подкомиссии по избирательной системе был введен Е. Б. Пашуканис — директор Института советского строительства и права. Работа комиссии продолжалась до конца 1935 г. Уже в начале работы Конституционной комиссии, ее подкомиссий и рабочих групп выяснилось, что речь должна идти не о внесении некоторых изменений в действующую Конституцию, а о создании новой.

  На основе проектов всех разделов Конституции, представленных подкомиссиями, был составлен "Первоначальный проект Конституции СССР", который подвергся уточнениям на заседаниях Редакционной подкомиссии. Почти одновременно в аппарате ЦК ВКП(б) была создана рабочая группа.

   К началу апреля 1936 г. она подготовила документ "Черновой набросок Конституции СССР", который 17, 18, 19 и 22 апреля тщательно обсуждался и редактировался на совещаниях членов группы у председателя Конституционной комиссии И. В. Сталина.

   Тридцатого апреля 1936 г. проект Конституции, прошедший через Редакционную подкомиссию, был разослан членам Политбюро и членам Конституционной комиссии.

Пятнадцатого мая проект был  рассмотрен Конституционной комиссией  и утвержден ею с некоторыми поправками. Первого июня 1936 г. проект был обсужден Пленумом ЦК ВКП(б), который принял резолюцию:

а) одобрить в основном проект Конституции  СССР, представленный Конституционной комиссией ЦИК Союза ССР;

б) ввиду особой важности вопроса  считать целесообразным созыв Всесоюзного съезда Советов для рассмотрения проекта Конституции СССР8.

   Пленум ЦИК СССР 11 июня 1930 г. одобрил проект и постановил созвать Всесоюзный съезд Советов и опубликовать проект для обсуждения. Так впервые в истории был применен этот новый политический институт выявления воли трудящихся. Только в условиях победившего социализма, когда были ликвидированы эксплуататорские классы и классовые антагонизмы, оказалось возможным ввести эту демократическую форму.

   12 июня 1930 г. текст проекта Конституции был опубликован во всех газетах, передан по радио, a также напечатан отдельной брошюрой тиражом более 10 млн. экз. на 100 языках народов СССР. Проект Конституции СССР был переведен также на немецкий, английский, французский и другие иностранные языки.

   Проект был детально обсужден на митингах и собраниях на заводах, фабриках, в учреждениях, колхозах, на общих собраниях граждан. В течение пяти с половиной месяцев проект широко обсуждался на страницах 7 тыс. центральных и местных газет. Насколько велика была политическая активность советских людей, можно судить по тому, что уже к 5 ноября 1930 г. Орготдел Президиума ЦИК СССР рассмотрел 13 721 предложений и дополнений, включая опубликованные в 50 центральных и местных газетах, а также изложенные в письмах в адрес ЦИК СССР.

   Проект новой Конституции СССР получил в целом полное одобрение. Все дополнения и поправки, которые вносились к проекту,— а их было около 2 млн.— свидетельствовали о стремлении советских людей создать наиболее совершенный Основной Закон государства победившего социализма.

Сравнительно небольшое  количество изменений и дополнений внесено в главы IV, VII, VIII, IX, X и XI. Они  посвящены высшим органам государственной власти союзных и автономных республик, местным органам власти, суду и  прокуратуре, правам и обязанностям граждан и избирательной системе.

 Интересно отметить, что наибольшее число поправок и дополнений было внесено к ст. 1, в которой содержалось определение Советского государства как социалистического государства рабочих и крестьян. Многие не вполне соглашались с этим определением, считая, что в обществе победившего социализма было бы более правильно охарактеризовать Советское государство как социалистическое государство рабочих, крестьян и интеллигенции. В некоторых поправках предлагалось вместо слов "рабочих и крестьян" написать: "тружеников социалистической промышленности и сельского хозяйства". Были и предложения определить Советское государство как общенародное, а вместо термина "Советы депутатов трудящихся" применить понятие "Советы народных депутатов". В западносибирской газете "Красное Знамя" предлагалось, например, записать, что "все органы власти, начиная от сельского и кончая Верховным Советом СССР, являются общенародными органами власти".

В газете "Красный Крым" говорилось о целесообразности записать в Конституции: "Вся власть в СССР принадлежит  трудящимся города и деревни; она осуществляется через Советы депутатов трудящихся, являющиеся самой демократической формой государственной власти всего народа". Хотя эти предложения и не были приняты, но сам по себе факт выдвижения подобного рода предложений, в которых победа социализма связывалась с формированием общенародного характера социалистической государственности, весьма примечателен.

   Итоги всенародного обсуждения убедительно свидетельствовали о том, что широчайшие массы трудящихся приняли очень активное и непосредственное участие в разработке и уточнении проекта новой Конституции СССР. Замечания и конкретные предложения во многом способствовали также улучшению деятельности Советов и усилению их связи с трудящимися. Всенародное обсуждение по существу означало массовую проверку деятельности советского государственного аппарата снизу доверху. В ходе обсуждения почти повсеместно проводились отчеты местных Советов и их депутатов перед избирателями. Так, например, по РСФСР, ЗСФСР и Узбекской ССР перед избирателями отчиталось о своей работе около 80% местных Советов и свыше 85% их депутатов.

   С августа 1930 г. широко развернулась подготовка к созыву Чрезвычайного VIII съезда Советов СССР, который должен был окончательно рассмотреть проект новой Конституции. В октябре—ноябре состоялись чрезвычайные районные, областные, краевые и республиканские съезды Советов, на которых подводились итоги всенародного обсуждения проекта новой Конституции СССР. Единодушно одобряя проект, эти съезды в своих постановлениях отмечали наиболее важные поправки и дополнения, которые было бы целесообразно в него внести.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принятие Конституции  СССР 1936 года

   25 ноября 1936 г. в Москве открылся Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР. На нем присутствовали 2016 делегатов с решающим голосом. Социальный состав делегатов убедительно показывает, что съезд имел характер самого широкого представительства трудящихся всей страны. В составе делегатов было 42% рабочих,. 40% крестьян и 18% представителей советской интеллигенции. 72% делегатов являлись членами Коммунистической партии. Среди делегатов было 419 женщин. Делегаты принадлежали к 63 нациям и народностям СССР.

   Доклад о проекте Конституции СССР на съезде сделал председатель Конституционной комиссии И. В. Сталин. Первого декабря 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР принял постановление:

1. Представленный Конституционной  комиссией ЦИК СССР проект  Конституции Союза ССР одобрить и принять за основу.

2. Для рассмотрения внесенных  поправок и дополнений и установления  окончательного текста Конституции  СССР создать Редакционную комиссию  в составе 220 человек.

3. Поручить Редакционной комиссии  в трехдневный срок представить  на рассмотрение съезда окончательный текст Конституции СССР, учтя, при этом, как результаты всенародного обсуждения проекта Конституции, так и обсуждение на самом съезде.

   Вырабатывая окончательный текст проекта Конституции СССР, Редакционная комиссия внесла в него 48 поправок и дополнений, которые коснулись 38 статей проекта. Большинство этих поправок носило редакционный характер. Однако в некоторые статьи были внесены добавления, имеющие существенное значение.

Наибольшее количество изменений  и дополнений вносилось в главы II, III, V и VI, посвященные государственному устройству, высшим органам государственной власти и органам государственного управления

 Пятого декабря 1936 г. состоялось  заключительное заседание Чрезвычайного VIII съезда Советов Союза ССР. Съезд утвердил текст Конституции СССР сначала постатейно, а затем в целом, и поручил ЦИК СССР на основе новой Конституции разработать и утвердить Положение о выборах, а также установить сроки выборов в Верховный Совет СССР. В ознаменование принятия новой Конституции СССР съезд объявил 5 декабря всенародным праздником — Днем Конституции СССР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание Конституции и ее изменения

  Как уже подробно  рассматривалось ранее, Конституция  1936 г.— это конституция победившего  социализма, закрепившая основы  общественного и государственного  строя, достигнутые в результате  ликвидации эксплуататорских классов и установления морально-политического единства советского народа.

Информация о работе Конституция СССР 1936 года