Контрольная работа «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 17:40, реферат

Краткое описание

Родился 30 мая (6 июня) 1220. Второй сын переяславского князя (позже великого князя киевского и владимирского) Ярослава Всеволодовича от второго брака с Ростиславой-Феодосией Мстиславовной, дочерью князя новгородского и галицкого Мстислава Удатного. Родился в Переяславле-Залесском в мае 1220 года.
В 1225 году Ярослав «учинил сыновьям княжеский постриг» — обряд посвящения в воины, который совершил в Спасо-Преображенском соборе Переяславля-Залесского епископ Суздальский святитель Симон.

Содержание

Александр Невский - биография 3
Прозвище 4
Происхождение, родословная князя Александра Невского и ее влияние на формирование его мировоззрения. 4
Историческая обстановка к началу княжения Александра Невского 9
Отражение агрессии с запада 15
Великое княжение 17
Смерть 20
Мощи св. Александра Невского 20
Значение деятельности Александра Невского в период раннего средневековья Руси. 21
Литература 27

Вложенные файлы: 1 файл

невский 2.docx

— 66.01 Кб (Скачать файл)

Есть сведения о двух посланиях папы римского Иннокентия IV Александру Невскому. В первом папа предлагает Александру последовать примеру отца, согласившегося (папа ссылался на Плано Карпини, в трудах которого данное известие отсутствует) перед смертью подчиниться римскому престолу, а также предлагает координацию действий с тевтонцами в случае нападения татар на Русь. Во втором послании папа упоминает о согласии Александра креститься в католическую веру и построить католический храм во Пскове, а также просит принять его посла — архиепископа Прусского. В 1251 году к Александру Невскому в Новгород приехали два кардинала с буллой. Почти одновременно во Владимире Андрея Ярославича с Устиньей Даниловной венчал митрополит Кирилл — сподвижник Даниила Галицкого, которому папа предлагал королевскую корону ещё в 1246-1247 годах. В том же году литовский князь Миндовг принял католическую веру, тем самым обезопасив свои земли от тевтонцев. По рассказу летописца, Невский, посоветовавшись с мудрыми людьми, изложил всю историю Руси и в заключение сказал: «си вся съведаем добре, а от вас учения не приимаем».

В 1251 году при участии  войск Золотой Орды победу в борьбе за верховную власть в Монгольской  империи одержал союзник Батыя  Мунке, и уже в 1252 году против Андрея были двинуты татарские полчища  под предводительством Неврюя. Андрей, в союзе с братом Ярославом  Тверским выступил против татар, но был  разбит и через Новгород бежал  в Швецию, Ярослав закрепился во Пскове. Это была первая попытка  открытого противодействия монголо-татарам  в Северо-Восточной Руси, и она  закончилась неудачей. После бегства  Андрея великое княжение владимирское перешло к Александру. В том  же году из монгольского плена был  отпущен в Рязань захваченный  в 1237 году раненым князь Олег Ингваревич Красный. За вокняжением Александра во Владимире последовала многолетняя  междоусобная война на Руси и новая  война с западными соседями.

Уже в 1253 году, вскоре после  начала великого княжения Александра, его старший сын Василий с  новгородцами был вынужден отражать литовцев от Торопца, в том же году псковичи отбили тевтонское вторжение, затем вместе с новгородцами и  карелой вторглись в Прибалтику и разбили тевтонцев на их земле, после чего был заключён мир на всей воле новгородской и псковской. В 1256 году на Нарову пришли шведы, емь, сумь и начали ставить город (вероятно речь идёт о уже заложенной в 1223 году крепости Нарва). Новгородцы просили  помощи у Александра, который и  провёл с суздальскими и новгородскими полками удачный поход на емь. В 1258 году литовцы вторглись в Смоленское княжество и подступали к Торжку.

В 1255 году новгородцы изгнали  от себя старшего сына Александра Василия  и призвали Ярослава Ярославича из Пскова. Невский же заставил их снова  принять Василия, а неугодного ему  посадника Ананию, поборника новгородской вольности, заменил услужливым Михалкой Степановичем. В 1257 году монгольская  перепись прошла во Владимирской, Муромской  и Рязанской землях, но была сорвана  в Новгороде, который не был разорён  в ходе нашествия. Большие люди, с  посадником Михалкой, уговаривали новгородцев  покориться воле хана, но меньшие и  слышать о том не хотели. Михалко  был убит. Князь Василий, разделяя чувства меньших, но, не желая ссориться с отцом, ушёл во Псков. В Новгород явился сам Александр Невский с татарскими послами, сослал сына в «Низ», то есть Суздальскую землю, советчиков его схватил и наказал («овому носа урезаша, а иному очи выимаша») и посадил князем к ним второго своего сына, Дмитрия. В 1258 году Невский ездил в Орду «чтить» ханского наместника Улавчия, а в 1259 году, угрожая татарским погромом, добился от новгородцев согласия на перепись и дань («тамги и десятины»).

Принявший в 1253 году королевскую  корону Даниил Галицкий своими силами (без союзников из Северо-Восточной  Руси, без католизации подвластных  земель и без сил крестоносцев) смог нанести ордынцам серьёзное  поражение, что повлекло разрыв с  Римом и Литвой. Даниил предпринял поход на киевскую землю — владение Александра — причём план установления контроля над Киевом великий русский  историк Карамзин Н. М. называет «освобождением». Литовцы были отбиты от Луцка, после  чего последовали галицко-ордынские  походы на Литву и Польшу, разрыв Миндовга с Польшей, Орденом и  союз с Новгородом. В 1262 году Дмитрий  Александрович с новгородскими, тверскими и союзными литовскими полками предпринял поход в Ливонию  и взял город Юрьев, захваченный  в 1224 году крестоносцами.

Смерть

В 1262 году во Владимире, Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле и  других городах были перебиты татарские  откупщики дани, а сарайский хан  Берке потребовал произвести военный  набор среди жителей Руси, поскольку возникла угроза его владениям со стороны иранского правителя Хулагу. Александр Невский отправился в Орду, чтобы попытаться отговорить хана от этого требования. Там Александр заболел. Уже, будучи больным, он выехал на Русь.

Приняв схиму под именем Алексия, он 14 ноября (21 ноября) 1263 скончался  в Городце (есть 2 версии - в Городце  волжском или в Городце Мещерском). Митрополит Кирилл возвестил народу во Владимире о его смерти словами: «Чада моя милая, разумейте, яко  заиде солнце Русской земли», и  все с плачем воскликнули: «уже погибаем». «Соблюдение Русской земли, —  говорит знаменитый историк Сергей Соловьёв, — от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым  видным историческим лицом в древней  истории от Мономаха до Донского». Александр  сделался любимым князем духовенства. В дошедшем до нас летописном сказании о подвигах его говорится, что  он «Богом рожен». Побеждая везде, он никем  не был побеждён. Рыцарь, пришедший  с запада посмотреть Невского, рассказывал, что он прошёл много стран и  народов, но нигде не видал такого «ни в царях царя, ни в князьях  князя». Такой же отзыв будто бы дал о нём и сам хан татарский, а женщины татарские его именем пугали детей.

Мощи св. Александра Невского

Невский был погребён в  монастыре Рождества Богородицы во Владимире и до середины XVI века Рождественский монастырь считался первым монастырём на Руси, «архимандритьей  великой». В 1380 году во Владимире открыты  его мощи. Согласно спискам Никоновской  и Воскресенской летописей XVI века, во время пожара во Владимире 23 мая 1491 года «тело князя великого Александра Невского згоре». В списках тех же летописей XVII века рассказ о пожаре полностью переписан и упомянуто, что мощи были чудесным образом сохранены от пожара.

Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 г., святые мощи были привезены  в Шлиссельбург 20 сентября и оставались там до 1724 г., когда 30 августа были установлены в Александро-Невской  церкви Александро-Невского Свято-Троицкого  монастыря по повелению Петра  Великого. При освящении в монастыре в 1790 году Троицкого собора мощи положены в нём, в серебряной раке, пожертвованной императрицей Елизаветой Петровной. В мае 1922 года мощи были вскрыты и вскоре изъяты. Изъятая рака передана в Эрмитаж, где находится по настоящее время. Мощи святого возвращены в лаврский Троицкий собор из запасников музея религии и атеизма, раполагавшегося в Казанском соборе, в 1989 году.

Частичка мощей святого  благоверного князя Александра Невского находится в Храме Александра Невского в городе София, Болгария. Также часть мощей (мизинец) Александра Невского находится в Успенском  соборе города Владимира. Мощи были переданы указом Святейшего Патриарха Московского  и всея Руси Алексия II в октябре 1998 года в канун празднования 50-летия открытия подворья Болгарской Православной Церкви в Москве.

Значение деятельности Александра Невского в период раннего средневековья Руси.

Может ли один человек повлиять на ход истории? Не напрасно ли принесена  в жертву свобода? Верно ли выбран путь православия на Руси? Трудно через  столько лет размышлять над этими  вопросами. Осуждать или оправдывать  те или иные действия. Но значения событий  того времени, и роли в этих событиях Александра, несомненно, велико.

Можно отметить, что в  целом эпоха была насыщена политическими  событиями большого значения. И этот стремительный ход событий, смена  обстановки, не позволяют однозначно определить мотивы и причины поступков. Этим отчасти объясняется субъективизм и расхождение точек зрения на одни и те же факты историков. Бесспорно то, что данные исторические события были первопричиной, зарождения новых стереотипов поведения и особенностей “русского характера”. Александр выступает, как пособник новых идей. Именно ему принадлежит существенная роль в формировании новых черт русского менталитета. Что же именно было сделано? Он путешествовал, анализировал, сравнивал, вел переговоры, вводил новые житейские правила и государственные законы.

Первое - это договор с  монголами. С одной стороны - защита от западных агрессоров, с другой порабощение  на 300 лет. С точки зрения Гумилева: этот союз положил начало формированию новых этнических традиций в отношениях с народами Евразии. Целью союза была защита общего Отечества, “понимал ли он сам глубокое значение сделанного им шага - неизвестно, да и не столь важно”, ибо “в соборном мнении потомков его выбор получил высшее одобрение”. Волей или не волей, на этот счет возникают сомнения. В этническом смысле это действительно верно. Но вот для защиты ли общего Отечества? А что же не поддерживающие его современники? Выходит, были настолько глупее, или они менее патриотичны. Ведь не исключено, что это одобрение, выражалось лишь в попытке задним числом найти поддержку выбранному государственному курсу, а вместе с тем и оправдание войн и внутренних противоречий. Здесь возможна игра на чувстве патриотизма. Впрочем, существует и противоположная оценка действий князя: “На период пребывания Александра на великом княжении Владимирском приходится упорядочение системы монгольского владычества над Русью (перепись 1257 -1259 гг.) Исходя из этого факта, нередко изображают Александра чуть ли не главным виновником установления ига, задушевным другом Батыя и Сартака. Получение Александром Великого княжения “знаменовало... начало новой эпохи подчинения Руси татарскому государству... Так называемое, татарское иго началось не столько во время нашествия Батыя на Русь, сколько с того момента, как Александр предал своих братьев” ” Точки зрения историков, как мы видим, диаметрально противоположны. Почему? Безусловно, их определяет субъективная позиция авторов, которая, в свою очередь зависит от культурно-исторической и религиозной специфики данного общества в данный исторический период. Как мне кажется не стоит, столь однозначно рассматривать события минувших лет, особенно, если подтверждение историческими источниками затруднено? Представленные точки зрения - крайние подходы к рассмотрению вопроса. Но скорее, всего в каждой из них есть доля истины.

 Практически все значимые  события того периода так или  иначе связаны с религией и  отстаиванием идей христианства. Утверждение церкви имело, как  позитивный, так негативный смысл,  так или иначе влияло на  политику и экономику страны. Историками отмечено, что: “Процесс  христианизации Руси - весьма длительный  период, несводимый к единичному  акту.” Причиной этого было  нежелание населения страны в  ежечасье расстаться с языческими  традициями предков. Ко времени  правления Александра новые церковные  порядки не имели еще твердой  почвы под ногами. Церковь была  полна решимости наделить все  победы, свершенные во имя защиты  ее интересов, высокими мотивами. Это мы видим в описаниях  современниками событий Невской  битвы и Ледового побоища. Здесь  некоторые факты преувеличены, превозносится  фигура Александра, его роль в  этих событиях.

Учитывая терпимость монголов к альтернативным верованиям, церковь  благосклонно смотрела и на союз с  “погаными”, оправдывая его тем, что иго чужеземцев - это кара Всевышнего за земные грехи, и надо смириться и пройти через эти страдания, во искуплении грехов, как только Русь очистится - гнет татар закончится.

Когда анализируешь влияние  церкви, напрашивается вывод о  своего рода договоре князя с церковью: возвеличивание и поддержка в  обмен на защиту интересов. 

Лишь вольнолюбивые новгородцы время от времени противостояли  Великому князю. И по всей вероятности, за это он их не мог не уважать  и считался с их мнением. И все  же, интересы государства стояли выше его личных чувств и желаний. Об этом свидетельствуют, жестокость и ухищрения, на которые шел Александр в  выборе тактики отношений с непокорным народом вставшего в разрез с  общими интересами (восстание против численников, “отречение” верхушки новгородских бояр от тягот ордынской  дани в “пользу“людей “меньших”, да и боевые действия проводимые против Новгорода). Не мог не видеть князь тревог и тягот народа, но интересы всего государства были важнее.

Возможно, здесь работало правило выделенное Карамзиным: “... Добродетели государя, противные  силе, безопасности, спокойствию Государства  не суть добродетели”. Не в состоянии  отказаться от поддержки союзников  бояр, закрывал зачастую глаза Александр  и на нарастающие социальную несправедливость и неравенство. Впрочем, “и по самому своему положению Александр, конечно, был ближе к Новгородской знати, “вятшим”, нежели к “меньшим”. Он, вероятно, не представлял мир иначе, как разделенным на “больших” и “меньших”, богатых и бедных. Таким создал мир Всевышний. И могут ли люди усомниться в мудрости его замысла?” Такого рода стереотипов в поведении русских князей, да и русичей было в то время не мало. Причиной этому была традиция, “старина”. Люди постоянно оглядывались назад и сопоставляли свои достижения с трудами своих предков. Вероятно, и сам Александр осознавал и оценивал себя через биографию своего отца”. “Оглядывая весь круг деяний невского героя, легко заметить: он удивительно схож с послужным списком его отца. Во всех своих делах и походах Александр не был первопроходцем; он шел буквально “след в след” за отцом, повторив его судьбу даже в деталях. Однако, его победы выглядят несравненно ярче не только из - за перемены исторического фона (они словно вспышки во мраке всеобщего отчаяния!), но и благодаря его молодости, блеску личного мужества и какой - то особой веселой дерзости”.

Следующий отличительный  момент деятельности русских князей - неукротимое стремление к власти. Александр ощутил на себе правила  жестокой игры после смерти своего отца. “Хочет он этого или нет, но ему предстоит тяжелая борьба за власть. Его соперниками станут не только младшие братья отца - Святослав, Иван, но и собственные братья - Андрей, Михаил, Ярослав, Константин, Василий, Даниил. Так уж издавна повелось в княжеских семьях: властолюбие неизменно торжествует над братолюбием, желание занять лучший богатейший “стол” оказывается сильнее страха “впасть в грех”, и тем навлечь на себя гнев Божий, о котором так часто говорили призывающие к миру проповедники”. Впрочем, в то время Русь уже знала примеры качественно другого поведения - принятие монашества. “Такие люди на Руси пользовались особым авторитетом. Эта традиция находила отражение в духовно-нравственных изысканиях передовых русских людей в более позднее время. В основе подобных, на первый взгляд, необъяснимых поступков лежало стремление пострадать за народ, несший все тяготы жизни и тяжелого труда, а страдая, тем самым искупить свою вину, грехи, снять тяжесть с души, обретя посредством физических и духовных страданий нравственную чистоту и царство небесное. Люди уходили от мирской жизни, мирских свобод в поисках внутренней свободы, отгораживаясь от внутренней суеты одиночеством, сознательно отказываясь от жизненных благ, ибо только одиночество создает условия для подлинного служения богу. “Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене”, - учил апостол Петр”. Александр уважал таких людей, но этот путь был не для него.

Информация о работе Контрольная работа «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»