Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 15:49, контрольная работа
«Historia est magistra vitae» («История – наставница жизни»), - говорили древние.
История – одна из важнейших форм самосознания людей. Наша с Вами задача: не обвинять, а изучать прошлое. Историки изучают прошлое не для того, чтобы уйти от настоящего.
Введение………………………………………………………………………...3
Теория и методология исторической науки………………………………….4
Мировая история: средневековье и начало нового времени. Место и роль Руси в мировой истории………………………………………………………5
Факторы самобытности российской истории. Формирование и развитие Древнерусского государства…………………………………………………7
Объективные и субъективные предпосылки феодальной раздробленности Руси. …………………………………………………………………………..10
Борьба с иноземными захватчиками с Запада и Востока. Русь и Орда…….13
Заключение……………………………………………………………………16
Список использованной литературы……………………………………....17
«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ» |
Факультет: Экономический
Кафедра: Рекламы, связей с общественностью и гуманитарных дисциплин
Контрольная работа
по дисциплине: «История»
Вариант № 1
Выполнил: |
Васькина Елена Павловна | ||
ФИО полностью, заполняется студентом | |||
Группа: |
Э-13-С(И) | ||
если номер группы неизвестен, просто, например, М(Ф, ЭУ и т.д.)-10-С(И), заполняется студентом | |||
Контактная информация: |
89223273905, 8(342)6033698 | ||
e-mail, моб.телефон , заполняется студентом | |||
Отметка о регистрации: |
|||
дата, подпись специалиста (заполняется специалистом кафедры) | |||
Проверил: |
|||
ФИО преподавателя | |||
Дата: |
Оценка: |
||
Примечания: |
|||
Пермь, 2013
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………....17
Введение
«Historia est magistra vitae» («История – наставница жизни»), - говорили древние.
История – одна
из важнейших форм
Функции истории:
- познавательная – выявление закономерностей исторического развития;
- прогностическая – предвидение будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего;
- воспитательная – формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств; составляющие воспитательной функции исторического знания:
- история выступает источником моральной ориентации субъектов, стабилизирует общественные отношения и др.
Главной задачей исторической науки является изучение конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого.
Цель контрольной работы изучить основные тенденции формирования средневекового общества.
1.Теория и методология исторической науки.
По мнению известного русского историка В. О. Ключевского (1841-1911), "в научном языке слово история употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс, и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю.
История – это наука, основой которой являются собирание, систематизация, обобщение фактов, рассмотрение их в тесной взаимосвязи и совокупности.
Методология истории подразделяет историческое познание на описательный и системный уровни. На начальном (описательном) этапе работы производится упорядоченное изложение фактов с целью вызвать ясное представление о происходящем. Системный уровень исторического познания ставит задачу выявления исторических объектов как сложных, целостных и внутренне подвижных жизненных систем. Для составления объективной картины исторического процесса историческая наука должна опираться на определенную методологию, т. е. на некие общие принципы, которые позволяли бы упорядочить весь накопленный исследователями материал и создавать эффективные объясняющие модели, как прошлого, так и настоящего или даже будущего. Длительное время в исторической науке определяющей была субъективистская (объективно-идеалистическая) методология, объяснявшая исторический процесс действиями великих людей или правителей. Именно их умные расчеты или ошибки в конечном итоге приводили к тем или иным историческим событиям, совокупность и взаимосвязь которых определяла ход и результаты исторического процесса. При этом решающая роль принадлежала действию объективных надчеловеческих сил, т.е. Божественной воле, Провидению, Абсолютной идее и т.д.
2.Мировая история: средневековье и начало нового времени. Место и роль Руси в мировой истории.
Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы - сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества. Объединение всех восточнославянских племен в едином государстве способствовало их общественно-экономическому, политическому и культурному развитию, значительно укрепляло их в борьбе с общим врагом. Культурные ценности, созданные гением древнерусского народа, выдержали испытание временем. Они стали основой национальных культур русского, украинского и белорусского народов, а лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры. На международной арене Древнерусское государство занимало одно из ведущих мест. Оно поддерживало широкие экономические, политические и культурные связи со многими странами Востока и Запада. Особенно тесными были контакты Руси с Польшей, Чехией, Болгарией, Арменией, Грузией, Средней Азией, странами Западной Европы — Францией, Англией, Скандинавией, с Византийской империей и др. Первоначальной формой классового общества у них являлся феодализм, становление и развитие которого неразрывно связаны с формированием Древнерусского государства. В качестве пережиточных форм на этапе раннего феодализма (IX — начало XII в.) сохранялись и некоторые элементы первобытнообщинного строя (семейная община), однако они были подчинены интересам развития феодального общества. Рабство на Руси существовало в рамках феодальной формации.
Киевская Русь - древнеславянское государство стало великой вехой в истории не только братских славянских народов, но и оказало неоспоримое влияние на развитие мировой культуры. Именно Русь (приняв на себя основной удар и истрепав вражеские войска) спасла европейские народы от разорения и порабощения. Причем, ценой своей крови спасшие Европу, славяне не смирились с татаро-монгольским гнётом. Что характерно для славян (несмотря на угнетения захватчиков) они сохранили свою культуру, вольный дух и память о своей свободе.
Даже под игом продолжалась борьба славян за свою свободу. Со временем вспомнив, что сила в единстве и оправившись от поражения славянские народы сбросили с себя ненавистное иго. В те далекие времена, под тяжелыми испытаниями и формировался свободолюбивый славянский дух, историческая гордость и всенародное мужество. Нам, как прямым наследникам древнеславянского государства нельзя забывать уроков истории.
3. Факторы самобытности российской истории. Формирование и развитие Древнерусского государства.
Возникновение государства – закономерный этап в развитии общества. Государственность является следствием естественного стремления общества к упорядочению усложняющихся отношений между людьми. В первобытном обществе социальная жизнь регулировалась двумя основными принципами: обычаем (традицией) и правом сильного. Этого было вполне достаточно до тех пор, пока сородичи и соплеменники не отличались друг от друга в своих устремлениях и интересах. Экономические факторы (рост производительности труда, появление излишков, разделение труда, развитие торговли), естественно, влияли на возникновение государства. Одной из причин возникновения государства является осознание большинством членов общества необходимости ограничения родовой (патриархальной) власти старейшин, которая опиралась на силу традиций и на их собственный моральный авторитет. На первых порах основными функциями государственной (профессиональной) власти были суд и война. Кроме этого, носители власти заботились и о собственных интересах, что в конечном итоге привело к превращению государства в орудие группового обогащения.
В отечественной историографии имеются две противоположные друг другу концепции происхождения государства на Руси. Старая классическая норманнистика, основоположниками которой принято считать работавших в России немецких ученых Г.З.Байера (1694-1738) и Г.Ф.Миллера (1705-1783), преувеличивала роль скандинавских воинов в столь сложном процессе, каковым является государство – образование. Сама концепция в целом сводилась к тому, что государственность и цивилизация вообще были принесены диким и неспособным к самостоятельному развитию славянским племенам скандинавами. Другая историографическая традиция – антинорманнская теория – обязана своим появлением М.В.Ломоносову (1711-1765). Им была сделана попытка отстоять славянское происхождение Рюрика, а объяснение термина "Русь" найти в славянской топонимике. Антинорманнская теория имела много последователей.
Предпосылками образования государства у восточных славян являлись:
1.Развитие производительных сил восточнославянских племен.
2.Формирование соседской общины.
3.Развитие торговли, в т. ч. и международной.
4.Рост имущественного неравенства.
5.Выделение племенной знати.
6.Появление системы управления.
7.Наличие союзов славянских племен.
Процесс огосударствления княжеской власти у славян значительно ускорился в IX в. под воздействием внешних факторов: на севере Восточно-Европейской равнины обычным явлением стали набеги скандинавов (варягов), а на юге обострились отношения славянских и тюркских племен. Таким образом, и на севере, и на юге возникла необходимость в создании серьезных оборонительных союзов, действующих регулярно, а также в придании княжеской власти постоянный и государственный характер. Начальная русская история – период противостояния двух центров формирующейся славянской государственности – Новгорода и Киева. Первоначально процесс объединения происходил при ведущей роли этих двух местных образований. Поздняя летописная традиция отдает в одних случаях предпочтение Киеву, а в других – Новгороду. Вероятно, это результат возникшего в XII в. соперничества между киевскими и новгородскими летописаниями.
При Владимире произошло великое событие в русской истории — Русь приняла христианство (988 г.). В X в. язычество господствовало среди большинства населения, верховным был бог войны — громовержец Перун. Но среди киевских дружинников уже были христиане. Христианкой была княгиня Ольга, хотя ее сын Святослав оставался, язычником и подвергал гонениям христиан. Придя к власти, Владимир сначала пытался укрепить языческую веру, создав единый пантеон языческих богов во главе с Перуном. Однако язычество, будучи системой демократических пережитков древности, не могло стать духовной основой объединения древнерусского общества в условиях развивающихся феодальных отношений, создания прочного государства и укрепления власти князя.
Таким образом, к середине X в. завершается период становления Древнерусского государства. К этому времени оно становится крупнейшим из известных тогда государств Восточной Европы наряду с Византийской империей и Хазарским каганатом, успешно соперничавшим с ними и не однократно побеждавшим их в открытой борьбе.
4.Объективные
и субъективные предпосылки
феодальной раздробленности
Первый раздел земель произошел при Владимире Святославиче, с его правления начинают разгораться княжеские распри, пик которых пришелся на 1015–1024 гг., когда из двенадцати сыновей Владимира в живых остались только трое. Разделы земель между князьями, усобицы лишь сопутствовали развитию Руси, но не определяли ту или иную политическую форму государственной организации. Они не создавали нового явления в политической жизни Руси. Окончательный распад государства произошел во второй четверти XII в. Причины феодальной раздробленности коренились в феодальных производственных отношениях, развивавшихся на базе роста производительных сил в деревне и в городе. К основным причинам распада Киевского государства можно отнести следующие:
1.Появление и распространение феодального землевладения, не только княжеского, но и частного (вотчинного), возникновение боярских сел.
2.Возникновение местных экономических центров, слабо связанных между собой в силу господства замкнутого натурального хозяйства.
3.Постепенное оседание дружины на землю и малоподвижность князя, который заботился не столько об интересах всего государства в целом, сколько об интересах своего собственного княжества.
4.Постепенное уменьшение роли Киева как общерусского центра в связи с активизацией половцев в причерноморских степях (сер. XI в.), что повлекло за собой отток населения из Киева на северо-восток и на запад.
К середине XII в. насчитывалось 15 княжеств, в начале XIII в. – около 50, а к XIV в. их было уже 250. В конце XII - начале XIII в. на Руси определились три основных политических центра, каждый из которых оказывал решающее влияние на политическую жизнь в соседних с ними землях и княжествах: для Северо-Восточной и Западной (а также в немалой степени для Северо-Западной и Южной) Руси — Владимиро-Суздальское княжество; для Южной и Юго-Западной Руси — Галицко-Волынское княжество; для Северо-Западной Руси - Новгородская феодальная республика.
Общее религиозное состояние и единство церковной организации замедляли процессы обособления и создавали предпосылки для возможного будущего объединения русских княжеств.
Положительные последствия феодальной раздробленности: