Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 01:37, контрольная работа
Структура и состав современного культурологического знания Культурологии это сложная научная дисциплина, включающая ряд самостоятельных разделов, имеющих свой предмет и методы анализа. Методы культурологических исследований разнообразны. В зависимости от объекта изучения культурологи пользуются методами историко-сравнительным, историко-генетическим, историко-типологическим, историко-системным, методами сравнительной лингвистики, психолингвистики, этнопсихологии, социальной психологии и философии, социологии, антропологии, политологии и других наук.
Введение 3
Глава 1. Закономерности развития культуры. 4-9
Глава 2. Культура и человек. 10-12
Глава 3. Развитие культуры 13
Глава 4. Подходы к культуре 14
Глава 5. Функции культуры 15-16
Глава 6. Формы культуры. 17
Заключение 18
Список литературы
Конкретно-формационные закономерности развития культуры.
Они связаны со спецификой, непохожестью формаций друг на друга. Степень этой непохожести может быть различна. Например, среди 5 формаций мы можем выделить три их типа:
1. Первичная формация, первобытнообщинная (или примитивно-коммунистическая).
2. Вторичная
формация, куда входят рабовладельческая,
3. Третичная
формация является отрицанием
культуры вторичной. Здесь в
области культуры проявляет
Цивилизационные закономерности культуры.
Мы живем в обществе, где каждый из нас занимается каким-то, по преимуществу одним, видом деятельности, а значит, воспроизводит себя как односторонне развитого, частичного индивида. Для того, чтобы преодолеть свою неразвитость, общество вынуждено культивировать какие-то дополнительные виды деятельности, закреплять за ними людей и осуществлять обмен деятельностями, услугами, продуктами между разными людьми. Иными словами, современная культура основана на действии закона общественного разделения труда. Это приводит к тому, что и культура делится, она разделена на две сферы, относительно обособленные, закрепленные за своими областями. Это области материальной и духовной культур. Далее, каждая из областей в свою очередь разделяется на более дифференцированные сферы: например, духовная культура делится на политическую, философскую, художественную, религиозную и другие области. Каждая из областей делится в свою очередь на более дробные сферы культуры. Таким образом, к цивилизационным закономерностям культуры относятся:
Разделение культуры на относительно независимые области.
Специализация работников культуры за конкретными видами деятельности.
Закрепление работников за этими видами деятельности с помощью экономических, политических, правовых мер.
Вынужденный обмен духовных и материальных продуктов между работниками культуры.
Односторонность, частичность развития и, как необходимая мера его преодоления, развитие компенсаторных, дополнительных форм культуры и их освоение населением.
Сохраняющееся отчуждение работников от продуктов их культуры, а значит, и воспроизводство отчужденной культуры.
Следует отметить,
что цивилизация - это исторически возникшее,
а значит, и исторически преходящее состояние
культуры. Истории известны формы культуры,
в которых не действовал закон общественного
разделения труда, следовательно, не действовали
и цивилизационные закономерности в культурных
формах. Для них характерен был культурный
синкретизм, то есть целостность, сложность
культурной жизни, её нерасчлененность
на материальную и духовные сферы. В этих
условиях сама духовная культура органически
вписывалась в материальное производство,
тесно была с ним связана и непосредственно
определялась им. Такое состояние культуры
характерно было для её ранних, неразвитых
форм.
Уже в первоначальном значении язык выразил существенную особенность культуры - содержащееся в ней человеческое начало, единство культуры, человека, его способностей и деятельности. Культура всегда - "творение" человека. Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его осуществления и результаты. Не может быть культуры до или вне человека, как не может быть и человека до и вне культуры; культура, как отмечалось, - сущностное, родовое свойство человека, который сам есть феномен культуры. Способности человека, понимаемые как реализация естественных задатков в процессе собственного жизненного пути - источник всех свершений культуры. Все созданное людьми, все продукты их деятельности могут рассматриваться как объективация этих способностей. Ценности же культуры есть реализованные в деятельности способности людей. Потенциально содержащиеся в них миры возможного актуализируются, осуществляются посредством культуры. Мир культуры, представленный как ценность, есть наличный мир развернутых человеческих способностей, реализованных в деятельности.
Культура, с одной стороны, является аккумулятором общественно значимого опыта, накопленного народами в ходе исторического развития, с другой - стимулирует целеполагание, т.е. постановку социально значимых целей и интенцией их достижения. Культура включает институты, учреждения и механизмы, обеспечивающие, во-первых, сохранность, во-вторых, преемственность базовых ее элементов и образцов, в-третьих, формирование и "творение" новых ценностей и моделей.
Уровень культуры общества лишь, в конечном счете, детерминируется социально-экономическим бытием. Это измерение культуры, будучи сущностным, определяющим, не является единственным: в культуре одного базового уровня наблюдается огромное разнообразие культур. Преобразование культуры, сколь бы ни было оно медленным, происходит путем культурного "взрыва", в результате которого старая культура преодолевается. Преодоление это, однако, происходит только на основе старой культуры, чем и обеспечивается ее преемственность.
Существенную роль в культуре играет культурная норма. Она лежит в основе культуры, ее стабильность - условие бытия культуры как таковой. Культурная норма фиксирует устойчивые исходные моменты трансляции социального опыта в процедурах примера, показа и языковой символики. Ненормативное поведение подлежит культурным санкциям. Норма лежит в основе системы понятий, отражающих реальное бытие культуры и составляющих фундаментальное звено культурной системы - привычка, обычай, этикет, церемония (церемониал), ритуал.
Важнейшее звено
культуры - традиция, представляющая собой
форму социального
Любой факт культуры представляет собой единство материального и идеального, духовного, объективного существования и субъективного осмысления и полагания. Культура включает в себя как предметные и духовные результаты деятельности людей, так и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности. Культура есть то, что возникает вследствие порыва человека из тьмы материального мира к свету метафизического существования. Культура - свет и дух, природа - материя и тьма. В культуре человек избавляется от страха собственной смерти; им проживаются такие сроки, такие жизни, что смерть теряет значение личной катастрофы. Более того, именно культура придает его недолгому пребыванию в материальном мире духовное содержание. "Душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит", - строками А.С. Пушкина можно ответить на неотвратимость смерти [2].
1 См.: Муравьев Ю.А. Истина. Культура. Идеал. М., 1995. С. 108, 109, 114, 116, 118.
2 См.: Мильдон В.И. Природа и культура // Вопросы философии. 1996. № 12. С. 67, 73.
Важнейшей проблемой культуры является ее противостояние диктату товарно-денежных отношений. Коммерциализация культуры, с одной стороны, позволяет многим талантливым творцам добиваться успеха и обрести условия жизни, соответствующие их способностям и усилиям. С другой стороны, она не позволяет массе столь же талантливых людей надеяться на успех и признание при жизни в силу отсутствия спроса на их творения на рынке. Лишь немногие учреждения культуры и художники могут противостоять диктату рынка. Их существование определяется степенью устойчивости культурной традиции в том или ином обществе, отношением государства и власти к проблемам культуры и культурной идентификации страны, деятельностью подвижников и энтузиастов из разных кругов населения, заинтересованных в том, чтобы подрастающие поколения входили в мир подлинной, а не суррогатной коммерческой культуры.
В определенных
условиях культура может стать проблемой
национальной безопасности страны, этнической
самоидентификации отдельных народов,
особенно малочисленных. Довольно остро
в наши дни стоит вопрос культурного многообразия
на планете, с одной стороны, перед лицом
тотального нашествия образцов западной
массовой культуры, а с другой - на фоне
интеграционных мировых процессов.
В
марксизме объективным
Но в условиях общества, разделенного на антагонистические классы, особенно при капитализме, развитие большинства населения носит не универсальный, а однобокий, ущербный характер и находится в глубоком противоречии с развитием материального и духовного богатства. Характеризуя положение рабочего при капитализме, К. Маркс писал: «…чем больше ценностей он создает, тем больше сам он обесценивается и лишается достоинства; чем лучше оформлен его продукт, тем более изуродован рабочий; чем культурнее созданная им вещь, тем более похож на варвара он сам; чем могущественнее труд, тем немощнее рабочий; чем замысловатее выполняемая им работа, тем большему умственному опустошению и тем большему закабалению природой подвергается сам рабочий». К. Маркс называл законом всей истории антагонистического общества такое положение, согласно которому «по мере того как происходит общественное развитие труда и таким образом труд становится источником богатства и культуры,— развивается бедность и обездоленность на стороне рабочего, богатство и культура на стороне нерабочего».
Из этого следует,
что единство культурного и общественного
развития вплоть до построения социалистического
общества внутренне конфликтно по характеру.
Оно может быть понято только в определенной,
исторически конкретной форме.
Представление о материальной деятельности как области, находящейся «по ту сторону» культуры, возникло в буржуазном обществе потому, что труд большинства непосредственных производителей там ограничивает и сковывает их развитие; свободная творческая деятельность выносится при этом за пределы сферы этого труда, осознается, как только духовная деятельность. Соответственно и культуру стали в этих условиях сводить к сфере духовного развития общества.
С таких позиций подходили к культуре, например, французские просветители XVIII в., идеологически подготовившие победу буржуазного общества над феодальным. Они полагали, что к справедливым, разумным социальным порядкам приведет развитие разума и нравственности людей. Но буржуазная революция во Франции разочаровала тех, кто верил в разумность и справедливость буржуазных отношений, разделял натуралистические представления о природе человека. Вполне закономерно, поэтому родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724—1804) видел основу культуры не в естественной природе человека, а в сфере его нравственного существования. При этом он полагал, что принципиально невозможно примирить эту сферу с эмпирической сферой существования человека. В кантовском понимании культура — это способность индивида подняться от обусловленного его животной природой эмпирического, чувственного существования, при котором цель его поведения полагается внешним миром, к моральному существованию, позволяющему ему свободно действовать во имя целей, которые он сам перед собой ставит, сообразуясь с велением нравственного долга.
Значение научного
понятия слово «культура» получило
только в XVIII в., в эпоху Просвещения. В
домарксистской философии было немало
попыток раскрыть содержание этого понятия,
определить сущность культуры, выявить
причины ее происхождения и развития.
Для всех них было характерно, однако,
искаженное представление о культуре,
стремление представить ее как чисто духовную
область, прямо противоположную сфере
материального существования людей и
совершенно оторванную от их практических
интересов. «…Производство и все экономические
отношения упоминались лишь между прочим,
как второстепенные элементы «истории
культуры»,— отмечал Ф. Энгельс. Указывая
на идеалистический характер такого понимания
истории культуры, К. Маркс писал, что она
сводится в идеалистических теориях к
истории религии и государств.