Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 20:43, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. Раскройте предмет курса «История», охарактеризуйте его основные задачи.
Ответ. История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках.

Содержание

Задание №1 ------------------------------------------------------------------------------------------------------ 3
Задание №2 ------------------------------------------------------------------------------------------------------- 5
Задание №3 ------------------------------------------------------------------------------------------------------- 6
Задание №4 ------------------------------------------------------------------------------------------------------- 10
Задание №5 ------------------------------------------------------------------------------------------------------- 13
Список используемой литературы ------------------------------------------------------------------------ 14

Вложенные файлы: 1 файл

История.docx

— 39.69 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Задание №1 ------------------------------------------------------------------------------------------------------ 3

Задание №2 ------------------------------------------------------------------------------------------------------- 5

Задание №3 ------------------------------------------------------------------------------------------------------- 6

Задание №4 ------------------------------------------------------------------------------------------------------- 10

Задание №5 ------------------------------------------------------------------------------------------------------- 13

Список используемой литературы ------------------------------------------------------------------------ 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1. Раскройте  предмет курса «История», охарактеризуйте  его основные задачи.

Ответ. История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.

История выполняет несколько социально  значимых функций:

    • Познавательную
    • Практически-политическую
    • Мировоззренческую
    • Воспитательную

Соответственно и история  – наука многоотраслевая, она  слагается из целого ряда самостоятельных  отраслей исторического знания.

Отрасли исторического знания:

    1. Экономическая история
    2. Политическая история
    3. Социальная история
    4. Гражданская история и др.

К историческим наукам относятся  также этнография, изучающая быт  и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности – орудиям  труда, домашней утвари, украшениям и  др., а также целым комплексам – поселениям, могильникам, кладам.

История подразделяется и  по широте изучения объекта: история  мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России).

Существуют вспомогательные  исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие  его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом. К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография, задача которой описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.

История не только одна из двух тысяч существующих наук, служащих современному человечеству, но и одна из наиболее древних. История тесно связана с другими науками, в частности, с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математикой, математической статистикой, языкознанием, литературоведением и др. В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.) и их взаимосвязи и взаимообусловленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Выделите основные типы древних цивилизаций, охарактеризуйте их специфику.

Ответ. Выделяются три основных типа цивилизации:

  1. Народы без идеи развития, т.е. вне исторического времени. К этому типу относится первобытное состояние общества, для него характерны адаптация, гармония человека и природы, повторение традиций и запрещение нарушать, выраженное через табу. Этот тип цивилизации в настоящее время представлен отдельными племенами, сохранившимися в различных районах земного шара, например, — в Австралии, Африке, Америке, Сибири.
  2. Восточный (циклический характер развития). Для этого типа характерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозных приоритетов. Его отличают отсутствие ярко выраженных классовых различий и развитой частной собственности, наличие кастовых общин, которые, не будучи связанными друг с другом, опираются на сильно централизованную власть. Прогресс в таком обществе идет циклами, замедленно,
  3. Европейский (прогрессивный). В его основе — идея непрерывного развития. Этот тип становится общим для европейских стран с распространением христианства. Для него характерны рационализм, престиж результативного труда, развитая частная собственность, рыночные отношения, классовая структура с активно действующими политическими партиями, наличие гражданского общества.

 

Все типы цивилизации равны  перед историей, им присущи недостатки и достоинства. В первом решена проблема гармонии человека и природы, но человек  не само реализуется. Восточное же общество направлено на духовность, но не ценит  личность. Европейская цивилизация  дает человеку шанс самореализации, но быстрые темпы развития приводят к мировым войнам, революции, острой социально-классовой борьбе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3. Перечислите  основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в XIX веке. Обоснуйте свой выбор.

Ответ. В Европе и Северной Америке XIX век — это век окончательного утверждения западного типа цивилизации в качестве техногенной цивилизации. Техногенная цивилизация — это особый тип цивилизационного развития, основанный на ускоряющемся прогрессе науки и технологии, быстром изменении предметного мира и социальных связей, на доминировании в культуре научной рациональности, которая выступает как самодавлеющая ценность. На основе техногенной цивилизации в XIX веке формируются индустриальные, в XX веке постиндустриальные общества.

Индустриальное общество — это общество, в котором машинная индустрия (техника и технология) занимают ведущее место, определяя  его экономическое благополучие, военный потенциал, международный  статус. Главную роль в культуре данного общества занимает научная  рациональность. Развитию естественных и технических наук придается  приоритетное значение. В результате формируется огромная армия специалистов в области естественных наук и  техники, которые заняты обслуживанием  производства.

Рассмотрим же более внимательно  определяющие черты индустриальных обществ:

1. Быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний. Сформировавшийся в XVIII веке союз науки и производства, в XIX веке оформляется окончательно, создав принципиально новые возможности для наращивания темпов развития производства. В аграрной доиндустриальной цивилизации важнейшее значение имела повторяемость, усвоение опыта предшествующих поколений. Орудия труда и технология изготовления изделий не менялось столетиями. В техногенной цивилизации происходит непрерывное технологическое обновление.

2. Следствием союза науки и производства являются промышленная, научная и научно техническая революции, существенным образом изменившие взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства.

Вследствие узкой специализации  и жесткой организации труда  человек превращается в придаток машины, он становится как бы частью технологического процесса.

3. По мере развития техногенной цивилизации происходит ускоряющееся обновление искусственно созданной человеком предметной среды, в которой непосредственно протекает жизнедеятельность человека (механического транспорта, бытовой техники и т.д.).

4. Индустриальный характер производства, формирование развитой прослойки технических специалистов, культ научной рациональности обусловливают распространение идеологии технократизма. В основе технократизма лежит идея рационального, технологического устройства общества по типу производственных организаций, стремление перенести методы управления производственной организацией на все общество.

5. Вместе с тем техногенная цивилизация внедряет на производстве корпоративный коллективизм. Разделение труда обусловливает тесную взаимозависимость людей в производственном цикле. При такой организации производства не одиночка-ремесленник, а значительные коллективы должны работать как единый слаженный механизм. И поскольку труд стал коллективным, каждый зависит от коллектива, формируются коллективные интересы. Производственные организации выступают как корпоративные объединения людей, имеющих общие интересы. Производственные организации-корпорации (фабрики, заводы и т.д.) становятся ведущей формой социальной организации общества.

6. Параллельно с корпоративным коллективизмом формируется социально-групповое и классовое сознание. Развитие частнособственнических капиталистических отношений углубляло социально-классовую дифференциацию общества. С одной стороны, осознает общность своих социальных интересов буржуазия, класс капиталистов, с другой стороны, рабочий класс, пролетариат. Переход от ручного труда, от мануфактуры к фабрике и заводу привел к массовой пролетаризации населения, образованию постоянно растущего класса неимущих людей: фабрично-заводских рабочих, пролетариев. В ходе совместной борьбы за свои права у них формируется осознание общности своих коренных интересов — классовое пролетарское сознание. Теоретическое оформление этого сознания происходит в трудах идеологов пролетариата К.Маркса и Ф.Энгельса.

В результате классообразующих процессов XIX век в Европе — это век обострения классовой борьбы, развернувшихся социальных революций. Начало классовым битвам было положено еще в ХVII-ХVIII веках. Великая английская (1640-1660) и Великая французская революции (1789-1794) положили начало процессу утверждения буржуазии в качестве господствующего класса в политической организации европейского общества. В XIX веке буржуазные революции охватили другие европейские страны. В 1820-1821, 1848 гг. революции произошли в Италии. В 1830 г. вспыхнула революция в Бельгии. Целая серия революций 1854-1856 гг. сотрясала Испанию. В 1848 г. произошли революционные выступления в Германии. В 1849 г. революция в Венгрии. Роль лидера социальных революций в Европе играла Франция. После Великой буржуазной революции 1789-1794 гг. она пережила еще три — в 1830,1848 и 1871 гг. Наряду с буржуазией в социальных революциях XIX века активно выступает пролетариат. В форме крупных восстаний он стремится отстоять свои права. Восстание лионских ткачей во Франции (1830 и 1839), 1839 восстание силезских ткачей в Германии, чартистское движение в Англии свидетельствуют о растущей силе рабочего класса. К середине XIX века организуется политическая организация рабочего класса Европы — Первый Интернационал.

Под влиянием социальных революций  существенным образом изменилась жизнь  государств этого континента. Огромную роль в этих преобразованиях сыграли  наполеоновские войны. Захват территории различных европейских государств наполеоновскими армиями, как правило, сопровождался крупными политическими и социальными преобразованиями в этих странах: отменой феодальных привилегий, секуляризацией церковных земель, установлением cвободы печати и гражданского равенства, утверждение правовых отношений на основе Кодекса Наполеона и т.д. Поскольку разрушение феодальных основ общества в Германии, Италии, Испании осуществлялось в насильственной форме, постольку в этих странах развивались сильные национально-освободительные движения. Поражение Наполеона в 1814 году привело к реставрации старых порядков. Но возникшие ростки нового уже пустили такие глубокие корни, что продолжали оказывать существенное воздействие на сознание и конкретные формы жизнедеятельности Европейского общества.

В XIX веке происходят изменения  в расстановке сил в Европе. Страны старого капитализма —  Англия и Франция, продолжают занимать лидирующее положение в Европе, но в силу вставших перед ними проблем, их полное и безусловное лидерство  было поколеблено. Англия к концу XIX века по производству стали и чугуна, объему капиталовложений уступает свое лидирующее положение США.

Франция к концу века оказывается  на четвертом месте мира. Особенно низкими темпами развивается  во Франции собственное машиностроение, станки в основном ввозились из-за границы. В стране сохранялось множество  мелких и средних предприятий, на которых работало не более 100 человек. Многие из них специализировались на производстве предметов роскоши. Отставало  от технического прогресса и сельское хозяйство Франции. По урожайности  пшеницы она занимала одно из последних  мест в Европе. Зато процветал ростовщический банковский капитал. По его концентрации Франция шла впереди других стран. Во Франции стал распространенный особый тип буржуа — не труженики и  предприниматели, а рантье, стригущие  купоны от финансовых вложений.

Крупный рывок на пути модернизации сделала в XIX веке Германия. С середины XIX века почти вся Германия была объединена под властью Пруссии — самого могущественного из немецких государств. Таким образом были созданы благоприятные условия для интенсивного развития экономики. В 1850е годы были проведены реформы в сфере земельных отношений. Часть земель была безвозмездно передана крестьянству. Другая же часть — самые доходные земли — подлежали выкупу. Помещики сохранили за собой большую часть земли, создавали на ней крупные капиталистические хозяйства, в которых применялись машины, химические удобрения и другие новшества. В результате всех преобразований к концу XIX века Германия выдвинулась на первое место в Европе по уровню промышленного производства, в котором ведущие позиции занимали черная металлургия, машиностроение и химическая промышленность. Относительно высоким был и уровень развития сельского хозяйства.

Распространяясь по земному  шару, капитализм экономически все  теснее связывал страны и континенты через мировой капиталистический  рынок. В результате промышленной революции  отчетливее проступало деление мира на небольшую группу европейских  государств и США, в которых ускоренно  развивалась промышленность, и огромное большинство отсталых аграрных стран (включая колонии), превращавшихся в  поставщиков промышленного сырья и продовольствия для экономически передовых метрополий.

Я считаю, что научные открытия XIX в. составили огромный по своим масштабам комплекс знаний, имеющих чрезвычайную глубину и пространство для дальнейших исследований. Это способствовало изменению мировоззрения и изменило многие косные взгляды на природу и ее связь с человеком, породило новый способ мышления — диалектико-материалистический.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"