Контрольная работа по "Истории Украины"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 21:23, контрольная работа

Краткое описание

Действующая Конституция является продуктом
сложного и длительного процесса ее создания, в ходе которого был достигнут
нелегкий компромисс, учитывающий интересы основных политических сил в обществе
по таким вопросам, как ограничение вмешательства государства в жизнь общества и
индивидов, формы организации и осуществления государственной власти, права и
свободы личности.

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р.doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

1.Принятие Конституции Украины является важнейшим

этапом формирования украинской государственности, обретшей свои правовые рамки,

как суверенное, независимое, демократическое, социальное, правовое государство

(ст. 1 Конституции Украины). Действующая  Конституция является продуктом

сложного и длительного процесса ее создания, в ходе которого был  достигнут

нелегкий компромисс, учитывающий  интересы основных политических сил  в обществе

по таким вопросам, как ограничение  вмешательства государства в  жизнь общества и

индивидов, формы организации и  осуществления государственной  власти, права и

свободы личности. Правовой порядок  в Украине основывается на принципах, в

соответствии с которыми никто  не может быть принужден делать то, что не

предусмотрено законодательством. Органы государственной власти и местного

самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в

пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и  законами Украины

(ст. 19 Конституции Украины). Впервые  в истории отечественного

конституционализма в Конституции  Украины закреплен принцип разделения властей в

государстве (ст. 6 Конституции Украины), обеспеченный механизмом сдержек и

противовесов между тремя ветвями  власти. На конституционном уровне признаны и

гарантированы права и свободы, полностью соответствующие универсальным и

региональным

международно-правовым стандартам прав человека. Утверждение и обеспечение  прав

и свобод человека является главной  обязанностью государства (ч. 2 ст. 3

Конституции Украины).

 

Однако демократический режим организации публичной

власти, закрепленный в конституции  не гарантирует построения фактического

правового государства и формирования свободного гражданского общества. На

пример,   Конституция СССР 1936 г.,

являясь одной из самых демократических по своему содержанию, фактически

заидеологозированная, не была обеспечена механизмом реализации и носила

формальный характер. Следовательно, конституционная реформа не ограничивается

созданием нормативно-правовой модели конституционализма. С принятием

Конституции Украины, как отмечает М.Ф. Орзих, дальнейшее развитие

конституционной реформы направляется на обеспечение  реализации конституционных

норм [1] ,

обладающих  высшей юридической силой и являющихся нормами прямого действия (ст.

8 Конституции  Украины). Одна из основных задач, которую необходимо решить на

данном  этапе конституционной реформы  – это организация средств  защиты основ

конституционного  строя. При этом основными в сфере  защиты являются правовые

средства  охраны, которые содержатся в конституционно-правовых нормативных

актах. Исследованию этой проблемы, с применением методов   исторического и

сравнительно-правового

анализа, посвящена  данная дипломная работа. Актуальность проблемы

обеспечивается  тем, что 

функционирование  системы конституционализма возможно лишь при наличии

надежной  правовой охраны Конституции при  применении как общих, так и

специальных правовых средств.

Принятие  Конституции Украины 28 июня 1996 года было крупным событием в государственном  строительстве. Основной Закон независимого Украинского государства стал убедительным свидетельством неотвратимости стремлений к утверждению в Украине настоящего народовластия, демократических основ общественной жизни. Вместе с тем опыт подготовки, принятия, тем более — реализации положений Конституции-1996 выявил такие проблемы, как несовершенство гарантий и защиты конституционных прав и свобод гражданина, неэффективность системы сдерживаний и противовесов, наличие определенных несогласований и пробелов. Эта Конституция отображала договоренности политических элит и ветвей власти на переходный постсоветский период развития Украины.

http://ru.wikipedia.org

2.Уровень реального ВВП Украины в процентах[9]

Год

К предыдущему году

К 1990 году

1991

91,3

91,3

1992

90,1

82,3

1993

85,8

70,6

1994

77,1

54,4

1995

87,8

47,8

1996

87,8

43,0

1997

97,0

41,7

1998

98,1

40,9

1999

99,8

40,8

2000

105,9

43,2

2001

109,2

47,2

2002

105,2

49,7

2003

109,6

54,4

2004

112,1

61,0

2005

102,7

62,7

2006

107,3

67,3

2007

107,3

72,2

2008

102,1[10]

74,1[11]

2009

85,2

63,1

2010

104,2[12]

65,8


Динамика  ВВП Украины в процентах в 1990—2009 годах.[13]

24 августа 1991 Верховная рада (Верховный  Совет) провозгласила независимость  Украины, подтверждённую всенародным  референдумом 1 декабря 1991. После распада СССР промышленность Украины оказалась вовлечена в процесс частичной деиндустриализации, которая, в отличие от западных стран, не имела постиндустриального характера.[14]

Сформировалась  демократическая политическая система, закреплённая Конституцией 1996 года.

Первым  президентом независимой Украины  стал представитель коммунистической и советской номенклатуры Леонид Кравчук. Однако непоследовательные реформы приводят к глубокому экономическому кризису, который осложняет политическую ситуацию. Донецкие и луганские шахтёры проводят массовые акции протеста. Идя навстречу политическим требованиям шахтёров, Верховная рада в 1993 году принимает решение о проведении всенародного референдума о доверии президенту и парламенту. Леонид Кравчук пытается отменить это решение и даже вынашивает планы досрочного роспуска Верховной рады — но, по словам самого Кравчука, ему приходится отказаться от этой мысли, поскольку его не поддержал министр внутренних дел Андрей Василишин. Тогда принимается решение о досрочных выборах Рады, которая на тот момент проработала уже четыре года, и досрочных выборах президента, избранного в 1991 году на пять лет.

С 1990 по 2008 год доля машиностроения в  структуре промышленного производства Украины изменилась с 31 до 14 %, чёрной металлургии — с 11 до 27 %.[15]

По  итогам 2009 года ВВП Украины упал на 14,1 %, что являлось одним из худших показателей динамики ВВП в мире.[16] За тот же год промышленное производство упало на 25,0 % (более сильное падение было только в Ботсване и Эстонии).[17]

В феврале 2010 года доктор экономических  наук Сергей Кораблин заявил: «В начале 90-х лишь немногие говорили о риске сырьевого перепрофилирования Украины. Сегодня это уже не риск и не угроза, а свершившийся факт, не вызывающий каких-либо дискуссий. <…> В то время как ведущие страны связывают свое будущее с нанотехнологиями, на Украине оно снова зависит от каменноугольных и железорудных пластов Донбасса и Криворожья. При том, что сто лет назад их мощность отражала новые горизонты отечественной экономики, а сегодня — ее „постиндустриальное“ прошлое. <…> Отечественная экономика, похоже, полностью адаптировалась к новому статусу сырьевой периферии. При этом её динамика довольно жестко привязана к движению мировых цен на сталь, химикаты, зерно и подсолнечник».[15] По оценке Кораблина, накануне экономического кризиса 2008—2009 годов доля сырьевой продукции в структуре промышленности Украины составляла 70 %.[15]

Вице-премьер Сергей Тигипко на инвестиционной конференции в марте 2010 года так охарактеризовал проблемы украинской экономики: «У нас падение ВВП — 15 %, падение промышленного производства — 21,9 %. Банковский сектор увеличил проблемные активы в 3,9 раза, инвестиции в основной капитал упали практически на 44 %

http://www.investgazeta.net

История развития экономики Украины в 90-х годах

 Глобализация международных  экономических связей и усиление  транснационального характера мировой  экономики объективно требуют  постоянно согласовывать действующие  институциональные и хозяйственные  структуры с императивами  и динамикой торгово-экономических отношений. В современных условиях модели макроэкономического регулирования внешнеэкономических связей на национальном и наднациональном уровнях привлекают особое внимание экономистов, аналитиков, управленцев, политиков. Анализ современного международного опыта и практики управления внешнеэкономической деятельностью освещает особенности их использования в условиях нынешних рыночных преобразований в Украине. Развитие рынка и вхождение Украины в международное экономическое сообщество дают возможность любому субъекту хозяйствования принимать участие в международных торговых отношениях. Однако отсутствие практической подготовки у национальных производителей в значительной степени тормозит процесс рыночных трансформаций и использование существующего экономического потенциала страны. Система проектного финансирования является международно признанным условием совместных коммерческих начинаний в рамках плодотворного сотрудничества с иностранными инвесторами.

 Рассматривая интеграцию Украины в мировое хозяйство в контексте развития мировой экономики, можно выделить следующие элементы, характеризующие состояние взаимодействия Украины и мировой экономики: структуру национальной валютной системы, географическую и продуктовую структуру внешней торговли, количество иностранных инвестиций в национальную экономику, участие в международных миграционных процессах.

 Таким образом, состояние  интегрированности республики Украины  в мировую экономику на 1991 г.  определялось следующими параметрами:

 национальная валюта — рубль СССР, неконвертируемая валюта;

 курс фиксированный;

 валютная биржа отсутствовала;

 —собственные валютные резервы  отсутствовали;

 —внешняя торговля жестко  контролировалась посредством лицензирования  и квотирования;

 отсутствовали иностранные инвестиции в национальную экономику;

 Национальный банк Украины  был сформирован только в 1992 г.;

 —география и структура экспорта  и импорта определялись интеграционными  позициями СССР. Основная доля  во внешней торговле приходилась  на страны соцлагеря и центрально-плановой ориентации;

 миграционные процессы существовали  только в пределах республик  СССР.

 В 1997 г. сложилась следующая  ситуация:

 была введена национальная  валюта Украины — гривня;

 валютный курс плавающий  в пределах валютного коридора;

 функционирует в ежедневном  режиме Украинская межбанковская  валютная биржа

 образовались валютные резервы 

 Украина стала членом МВФ; 

 внешняя торговля стала либеральной 

 июне 1997 г. Украина стала 138 государством, принявшим на себя  обязательства выполнения статьи 8 устава МВФ. Это означает, что гривня Украины стала конвертируемой валютой по текущим операциям.

 Внешняя торговля Украины 

 На 1 января 1997 г. Украина торговала  уже с 183 странами мира. Наибольший  объем экспорта приходился на  Российскую Федерацию — 38,7 % от общего объема экспорта. Общий объем внешней торговли в 1996 г. составил 32365,2 млн. дол., в том числе экспорт — 14061,7 млн. дол.; импорт — 18203,5 млн. дол. Дефицит торгового баланса равнялся 4141,8 млн. дол.

 Общий объем внешней торговли услугами за 1996 г. составил 5534,18 млн. дол., в том числе экспорт — 4745,6 млн. дол., импорт — 787,54 млн. дол.

 В структуре внешней торговли  выделяются: продукция животноводства, составляющая 4,2 % экспорта; продукты  растительного происхождения — 6,2 %; продукция пищевой промышленности — 9,1 %; химической промышленности — 11,7 %; металлургического комплекса — 32,3 %; изделия транспорта — воздушного, железнодорожного и др.— 4,5 % .

 С 1996 г. в Украине был  приостановлен процесс либерализации  торговли и осуществлен ряд мер протекционистского характера. В частности, были повышены ставки импортной пошлины, расширен перечень товаров, подлежавших обложению импортной пошлиной, введен нетарифный протекционизм (количественные ограничения, процедуры сертификации и стандартизации). Все это обусловило сокращение объемов импорта и экспорта (см. табл. 1). Экономический и финансовый кризис в Российской Федерации (1998) значительно усилил данный процесс

 Таблица 1. Внешняя торговля  Украины в 1996 -1999 гг. * (млн. дол.)   1996   1997   1998   1999

14400,8   14231,9   12637,4   11581,6

17603,4   17128,0   14675,6   11846,1

 Дефицит   - 3202,6   -2896,1   -2038,2   -264,5

 

 Структура внешней торговли  конкретно отражает сырьевой, факторный  потенциал Украины.

 

 Украина и международное  движение капитала

 В течение всего периода  существования независимой Украины,  начиная с 1990 г., наблюдается экономическое  явление, именуемое «отток капитала  за границу», которое характерно  для любой неустойчивой экономики.  Так как «отток капитала за границу» — это процесс, свойственный скорее теневому сектору экономики и не учитываемый в платежном балансе как прямые зарубежные инвестиции резидентов Украины, то на сегодняшний день об официальном экспорте капитала из Украины говорить трудно.

 Украинская экономика, главным  образом, является объектом инвестирования. Причем Украина в роли реципиента  международного капитала была  в 90-х годах далеко не в  лидерах. По данным ЮНКТАД, в  1995 г. общемировой объем прямых  иностранных инвестиций (ПИИ) вырос по сравнению с 1994 г. на 40 % и составил 315 млрд. дол. 65 % из них пришлись на «Азиатских тигров». На долю 100 стран, замыкающих таблицу реципиентов капитала, в том числе России и Украины, приходится всего 1% ПИИ.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории Украины"