Контрольная работа по "Истории отечества государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:27, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос о формировании и развитии государственности на Руси является без всяких преувеличений одним из центральных для отечественной исторической науки с самого, наверное, её возникновения. Этой теме посвящено бесчисленное количество работ, поскольку тема российской государственности, ее эволюции, значения и роли в истории, имеет не только научный, но и общественно значимый характер.

Содержание

Возникновение и развитие древнерусского права. Появление феодальной собственности на землю. Обязательное, наследственное и уголовное право по «русской правде». ………….
Воинский артикул 1715 года. Основные черты уголовного права в законодательстве Петра I. …………………………………………….
Основные положения судебной реформы 1864 года. …………….

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Министерство образования и науки.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

   8. К преступлениям против нравственности  относили изнасилование (факт  которого, согласно закону, должен  быть кроме заявления подтвержден  данными экспертизы), мужеложество (наказываемое смертной казнью  или ссылкой на галеры), скотоложество  (за которым следовало тяжелое телесное наказание), "блуд", кровосмешение или связь между близкими родственниками, двоеженство, прелюбодеяние (наказываемое тюремным заключением и каторгой).

   Основной  целью наказания по Артикулам  являлось устрашение, что явствовало из специальных оговорок типа "дабы через то страх подать и оных от таких непристойностей удержать". Устрашение сочеталось с публичностью наказаний. Преступнику отсекали тот орган, посредством которого он совершил преступные действия. Изоляция, исключение из общества преступника, становится определенно выраженной целью наказания. Труд преступников использовали при строительстве Санкт-Петербурга, гаваней, дорог, каналов, при работе в рудниках и мануфактурах.

   Наказание и его применение характеризовались  рядом особенностей:

   а) отсутствием индивидуализации, когда  вместе с преступником или вместо него наказывались его родственники;

   б) неопределенностью формулировок ("по суду наказан будет", "по обстоятельствам  дела наказан будет" и т.п.: неопределенность приговора усиливала общее состояние страха);

   в) отсутствием формального равенства  перед законом. Смертная казнь по Артикулам была предусмотрена в 122 случаях, причем в 62 случаях - с обозначением вида, она подразделялась на простую  и квалифицированную.

   К простой смертной казни относились отсечение головы, повешение и расстрел. К квалифицированным видам казни относили четвертование, когда поочередно отсекались конечности, потом голова, иногда конечности отрывались щипцами, колесование, закапывание в землю заживо, залитие горла металлом, сожжение, повешение за ребро на железном крюке. Телесные наказания подразделялись на членовредительные, клеймение и болезненные. К членовредительным относили урезание языка или прожигание его каленым железом, отсечение руки, пальцев или суставов, отсечение носа и ушей, вырывание ноздрей. Клеймение заключалось в наложении каленым железом особых знаков на тело преступника (лоб, щеки, руки, спину). Цель этого наказания - выделить преступника из общей массы, привлечь к нему внимание. К болезненным наказаниям относили битье кнутом, батогами, плетью, линьками (на флоте, канат с узлами), шпицрутенами (толстыми прутьями при прогоне через строй три, шесть или двенадцать раз), розгами. К болезненным видам относили также заковывание в железо, ношение на себе седла и ружья, посажение на деревянную лошадь, хождение босиком по деревянным кольям.

Каторжные работы назначались в виде ссылки на работу по строительству гаваней, крепостей, на работу в рудники и  мануфактуры навечно или на определенный срок. К каторге приравнивалась ссылка на галеры гребцом. Расширяется применение тюремного заключения, иногда сопровождающееся заковыванием в железо. Более мягкой формой заключения являлся арест.

Лишение чести и достоинства осуществлялось в виде позорящих наказаний и особой процедуры - шельмования. К позорящим наказаниям относились повешение за ноги после смерти, удар щеке, прибитие имени на виселице, раздевание женщин донага, положение тела на колесо. Процедура шельмования включала следующие действия: имя преступника прибивалось к виселице, палач над коленопреклоненным преступником ломал шпагу и его объявляли вором. Преступник предавался церковной анафеме и объявлялся вне закона, отлучался от церкви и ее обрядов, от таинств, брака и возможности принесения присяги. Он фактически исключался из общества Близким к шельмованию видом наказания была политическая смерть, заключавшаяся в конфискации имущества, лишении чести, всех прав, состояния и службы.

Сенат являлся высшей апелляционной инстанцией и его решения были окончательными. Новыми чертами организационной судебной системы в первой четверти XVIII в. стали: коллегиальное устройство судов и попытки выделения судебной организации. Абсолютистское государство первой четверти XVIII в. называют полицейским.

Помимо  вышеприведенных преобразований Петр I произвел реформу органов государственной власти, церкви, создал табель о рангах.

С 1708 г. Петр начал перестраивать старые органы власти и управления и заменять их новыми. В результате к концу  первой четверти XVIII в. сложилась следующая система органов власти и управления. Вся полнота законодательной, исполнительной, и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войны получил титул императора. В 1711 г. был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. Он принципиально отличался от своего предшественника - Боярской думы. Члены Сената назначались императором. В порядке осуществления исполнительной власти Сенат издавал указы, имевшие силу закона. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений. Генерал-прокурор должен был выполнять функции контроля, который он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения. В первой четверти XVIII в. к системе прокуроров добавилась система фискалов, возглавляемая оберфискалом. В обязанности фискалов входило донесение обо всех злоупотреблениях учреждений и должностных лиц, нарушавших государственный. 

Взамен  устаревшей системе приказов в 1717-1718 гг. было создано 12 коллегий, каждая из которой ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась  Сенату. Главными считались три коллегии: Иностранная, Военная и Адмиралтейство. В компетенцию Комерц-, Мануфактур- и Берг-коллегии входил вопросы торговли и промышленности. Три коллегии ведали финансами: Камер-коллегия - доходами, Штатс-коллегия - расходами, а Ревизион-коллегия контролировала поступления доходов, сбор податей, налогов, пошлин, правильность расходования учреждениями отпущенных им сумм. Юстиц-коллегия ведала гражданским судопроизводством, а Вотчинная, учрежденная несколько позже, - дворянским землевладением.

     Кроме коллегий было созданы конторы, канцелярии, департаменты, приказы, функции которых были четко разграничены.

     В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка  органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения. Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу.

     Губернии  в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе  провинции стоял воевода с  канцелярией при нем. Провинции, в свою очередь, делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. Некоторое время в царствование Петра уездная администрация была заменена на выборным земским комиссаром из местных дворян или отставных офицеров. Его функции ограничивались сбором подушной подати, наблюдением за выполнением казенных повинностей, задержанием беглых крестьян. Подчинялся земский комиссар провинциальной канцелярии. В 1713 г. местному дворянству было предоставлено выбирать по 8-12 ландратов (советников от дворян уезда) в помощь губернатору, а после введения подушной подати были созданы полковые дистрикты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей, пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.

     Табель  о рангах, созданный Петром I, вводил новую классификацию служащих. В  нем определялись все новоучрежденные должности, выстроенные по табели в три параллельных ряда: воинский, статский и придворный, с разделением каждого на 14 рангов, или классов: 6 обер-офицерских чинов - от прапорщика до капитана в армии и от коллежского регистратора до титулярного советника в гражданской службе; 5 штаб-офицерских от майора до бригадира в армии и от коллежского асессора до статского советника в гражданской службе; 3 генеральских - от генерал-майора до фельдмаршала в армии и от действительного статского советника до действительного тайного советника в гражданской службе. Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и придворной службе.

     В 1721 г. Петром I было ликвидировано патриаршество, для управления церковью был создан "Святейший правительствующий Синод", или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату. Фактическим главой Духовной коллегии являлся обер-прокурор, назначаемый императором из числа высокопоставленных чиновников. Сторонник петровских преобразований архиепископ Феофан Прокопович написал "Духовный регламент", изданный как законодательный акт. В нем обосновывалась церковная реформа, определялись функции Синода по управлению церковью. Церковная реформа обозначала ликвидацию самостоятельной роли церкви. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви с монастырских крестьян, систематически изымало значительную часть их на строительство флота, содержание армии, школ и др. Запрещалось создание новых монастырей, ограничивалось число монахов в существующих. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Основные положения  судебной реформы  1864г. 

     В 1864 г. была произведена судебная реформа, нашедшая свое отражение в Уставах, опубликованых как законы. Уставы состояли из 4-х книг:

     1. Устав гражданского судопроизводства.

     2. Устав уголовного судопроизводства.

     3. Учреждение судебных установлений.

     4. О наказаниях налагаемых мировыми судьями.

     Основной  целью реформ было отделения суда, как ветви власти, установление гласности, несменяемости судей, устранение самостоятельности  мировой юстиции для маловажных дел, отмена формальных доказательств, учреждение кассационного суда, устройство прокурорского надзора и появление присяжных заседателей, адвокатуры, нотариата, судебных следователей .

     Судебная  стала иметь 2 уровня:

     Общие суды. Все изменения произошли  в общих судах. Общие суды освободили от решения мелких дел, решали споры о недвижимости.

     Мировая юстиция. Они могли наложить штраф, телесные наказания, но не более.

     Создавались судебные округа, в них созданы  окружные суды, состоящие из 2-х палат, по гражданским и уголовным делам. Присяжные работали в отделах  по уголовным делам.

     Второй  инстанцией была судебная палата. Их по России было около 10, они обладали надзорными функциями, ведали исполнительным судопроизводством.

     До  реформы, следствие велось либо полицией, либо судом. После реформы у полиции  сохранились функция предварительного дознания, были введены следующие должности.

     Во-первых, судебный следователь, который входил в состав суда, назначался министром  юстиции и утверждался императором, так же, как и весь состав суда. В работе судебный следователь подконтролен прокуратуры.

     Во-вторых, прокурор являющийся независимым от местной администрации, подчиненным министру юстиции и императору. Прокурора обязательно ставили в известность о следствии, после окончания следствия он мог передать дело в суд, либо прекратить его. При поступлении дела в суд знакомил с собственноручно составленным актом подсудимого и защитника.

     В-третьих, адвокатура, которая была представлена присяжными и частными поверенными. Присяжные работали при суде, частные  – отдельно от него. Термина “адвокат”  до этого не было. Подсудимый сам выбирал себе адвоката, по ряду дел присутствие адвоката было обязательным, при отсутствии средств могли выбрать или назначить государственного защитника. 

     В-четвертых, судьи общих судов. Весь состав назначался императором. Появились судебные приставы, присяжные заседатели. Списки присяжных заседателей составляли в количестве 30 человек, каждая сторона могла отклонить без причин по 6 кандидатур. В заседании участвовало 12 присяжных. Эта работа была бесплатной. Присяжные решали 2 вопроса:

     о действительности событий подавших повод для обвинения;

     о виновности подсудимого.

     Судебный  процесс различался по гражданским  и уголовным делам в общих  и местных судах. Уголовный процесс  был смешанным следственно-состязательным. Государство в лице следователя начинало уголовное преследование и вело тайно, в интересах следствия. Но участвующие в деле могли подавать жалобы прокурору или суду. Главная стадия – судебное заседание, где устно и гласно проверялись материалы предварительного следствия, обвинение и защита в правах равны. После председатель объяснял присяжным обстоятельства дела и законы, относящиеся к этому преступлению. Разъяснял юридические основания о силе доказательства в пользу и против подсудимого, затем председатель формулировал вопросы, на которые должны были ответить присяжные. Это очень тонкий момент, учитывая юридическую грамотность присяжных, председатель мог сформулировать вопросы по-разному.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории отечества государства и права зарубежных стран"