Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 15:05, контрольная работа
1 Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 90-е гг. ХХ в.
2 Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе.
3 Оцените эффективность мер Президента и Правительства РФ по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской Республики в 1990-2009гг.
1 Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 90-е гг. ХХ в.
2 Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе.
3 Оцените эффективность мер Президента и Правительства РФ по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской Республики в 1990-2009гг.
Сложные процессы, проходившие в России, не могли не затронуть отношений центра с автономными республиками, областями, национальными округами, входившими в её состав.
Перестройка, ослабление центральной власти обнажили долго скрываемые противоречия советского строя, в том числе нерешенность национального вопроса и его новое обострение, вызванное укреплением позиций национальных элит в союзных и автономных республиках СССР. По мере ослабления центрального руководства начались конфликты на национальной почве.
Непоследовательность национальной политики породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты. Экономический кризис, охвативший весь народнохозяйственный комплекс, усугублял межнациональную напряженность.
Неспособность центральных властей справиться с экономическими трудностями вызывала растущее недовольство в республиках. Оно усиливалось в связи с обострением проблем загрязнения окружающей среды, ухудшением экологической обстановки из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Как и прежде, неудовлетворенность на местах порождалась недостаточным вниманием союзных органов власти к потребностям республик, диктатом центра при решении вопросов локального характера. Центрами, объединяющими местные оппозиционные силы, были народные фронты, новые политические партии и движения (“Рух” на Украине, “Саюдис” в Литве и др.). Они стали главными выразителями идей государственного обособления союзных республик, их выхода из состава СССР. Руководство страны оказалось не готовым к решению проблем, вызываемых межнациональными и межэтническими конфликтами и ростом сепаратистского движения в республиках.
В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против русификации в Казахстане. Поводом для них послужило назначение Г. Колбина, русского по национальности, первым секретарем компартии Казахстана. Открытые формы приняло общественное недовольство в республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии. Участились вооруженные столкновения на почве межэтнических конфликтов.
В 1988 г. начались военные действия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха – территории, населенной по преимуществу армянами, но находившейся в составе АзССР. Вооруженный конфликт между узбеками и турками - месхетинцами вспыхнул в Фергане. Очагом межнациональных столкновений стал Новый Узень (Казахстан). Появление тысяч беженцев – таков был один из результатов происшедших конфликтов. В апреле 1989 г. в течение нескольких дней проходили массовые демонстрации в Тбилиси. Главными требованиями демонстрантов являлись: проведение демократических реформ и независимость Грузии. За пересмотр статуса Абхазской АССР и выделение ее из состава Грузинской ССР выступило абхазское население.
Понимая, что необходимы перемены в сфере национальных отношений, Президент Б.Н.Ельцин образно предложил субъектам Федерации «брать на себя суверенитета, сколько они могут унести».
В результате все республики, входившие в Российскую Федерацию, заявили о своем суверенитете и об отказе от статуса автономий, автономные области (кроме Еврейской) также объявили себя суверенными республиками. Некоторые из них попытались взять курс на постепенный выход из Российской Федерации (Татарстан, Башкортостан, Якутия), а руководство Чеченской Республики прервало все связи с федеральными властями и заявило о готовности защищать независимость Чечни с помощью оружия. Часть республик России прекратила перечисление налогов в федеральный бюджет.
Наряду с принятием новой Конституции на сохранение единства страны был направлен подписанный в Москве в марте 1992 г. Федеральный договор, где уточнялись взаимоотношения между субъектами Российской Федерации. Чеченская Республика отказалась присоединиться к договору. Татарстан одобрил этот документ лишь в 1994 г., оговорив в специальном «Договоре о разграничении полномочий» особые условия пребывания в Федерации. Вскоре аналогичные договоры были подписаны со многими другими республиками, краями и областями РФ. Однако они не решили всех проблем взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации.
Тем временем межнациональные конфликты привели к столкновению североосетин с ингушами. В конце 1992 г. Москве пришлось использовать армию для разведения противостоящих сторон. Через два года возник вооруженный конфликт между военными формированиями президента Чечни генерала Д.Дудаева и силами местной оппозиции, поддерживаемыми федеральным правительством. 11 декабря 1994 г. на территорию Чечни вошли федеральные войска для восстановления там конституционной законности и правопорядка. События в Чечне серьёзно обострили политическую ситуацию в России. 31 августа 1996 г. в Хасавюрте представители федеральной стороны и сепаратистов подписали соглашения о выводе российских войск из Чечни и проведении там выборов президента и парламента.
Выводы:
Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 90-е гг. ХХ в.– весьма сложные социально-политические явления, вызываемые накопившимися и не получившими своевременного разрешения противоречиями. Их опасность усугубляется тем, что противоборствующие стороны далеко не всегда соблюдают международные правила и нормы ведения военных действий.
Из обращения Президента страны с ежегодным Посланием Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 г. выделим перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе.
Предлагается внести поправки в Конституцию, на основании которых объединяются Верховный и Высший Арбитражный суды. Сегодня в трактовке многих законов эти суды часто расходятся, иногда весьма существенно, выносят разные решения по схожим делам, а то и по одним и тем же. В итоге возникает правовая неопределённость, а порой и несправедливость, которая отражается на людях.
Должна поддерживаться гражданская активность на местах, в муниципалитетах, чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим посёлком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяют качество жизни, сильное местное самоуправление способно стать мощным ресурсом для пополнения и обновления кадрового потенциала страны.
В течение ближайших двух лет на программный принцип должны перейти бюджеты всех уровней. Это значит - закрепление персональной ответственности каждого управленца за достижение результата. Нацелить ресурсы на содержательные изменения в конкретных секторах.
Важнейшая задача - создание системы независимой оценки качества социальных учреждений. Этот механизм позволит увязать их финансирование с результатами работы, а значит провести эффективную оптимизацию бюджетной сети.
Нужны законодательные нормы прямого действия, которые определят единые подходы, стандарты и критерии, а также обязательства всех уровней власти по созданию системы независимой оценки качества работы организаций социальной сферы.
Система ОМС должна в полной мере финансово обеспечить государственные гарантии оказания бесплатной медицинской помощи. Особый акцент необходимо сделать на развитии системы профилактики. Уже начиная с 2015 года все дети и подростки должны ежегодно проходить обязательную бесплатную диспансеризацию, а взрослые - один раз в три года. В течение трёх лет надо сформировать условия, чтобы делать в полтора раза больше высокотехнологичных операций, чем сейчас.
Мы знаем всеохватывающую, объединяющую роль культуры, истории, русского языка для нашего многонационального народа и с учётом этого должны выстраивать государственную политику, в том числе в сфере образования. Решающее значение для будущего российской школы приобретает профессиональный рост учителя. Он должен быть готов использовать в обучении современные технологии, уметь работать с детьми с ограниченными возможностями по здоровью. Министерство образования этим уже занимается, включая развитие системы непрерывной подготовки и повышения квалификации учителей
Есть ещё одна проблема, которую нужно решать безотлагательно. Уже сейчас занятия идут во многих школах в две смены: почти четверть российских школ, а в городах почти половина работает по такой системе. А в ближайшие 5-6 лет благодаря позитивной демографической динамике число школьников возрастет на миллион. Это не должно привести к удорожанию проектов детских садов. И как вариант можно рассмотреть возможность строительства школы и детского сада под одной крышей, в едином комплексе.
Мы должны продолжить развитие инфраструктуры массового детско-юношеского спорта. Делать всё, чтобы повышался престиж активного образа жизни.
По последним данным статистики за январь-октябрь текущего года в России зафиксирован естественный прирост населения. Сейчас свои семьи начинает создавать поколение 90-х годов, когда спад рождаемости был самым глубоким, он был катастрофическим. И потому необходимы особые усилия для того, чтобы позитивный демографический поворот в России был необратим.
Сегодня жилищная политика вновь должна стать одним из решающих факторов демографического развития. Правительство уже определило подходы к реализации программы строительства доступного жилья. В её рамках до конца 2017 года планируется дополнительно построить не менее 25 миллионов квадратных метров жилья со всей социальной инфраструктурой. Чтобы семьи со средним достатком могли улучшить свои жилищные условия
Базовое условие для решения задач социального развития - это возобновление устойчивого экономического роста. Да, мы испытываем последствия глобального кризиса. Но нужно прямо сказать, основные причины замедления носят не внешний, а внутренний характер.
По объёмам ВВП Россия - вошла в пятёрку крупнейших экономик мира. Однако по такому ключевому показателю, как производительность труда, мы отстаём от ведущих стран в два-три раза. Необходимо форсировано преодолеть этот разрыв.
Для этого - в полную силу задействовать новые факторы развития. Это высокое качество профессионального образования и гибкий рынок труда, благоприятный инвестиционный климат и современные технологии
Нам необходимо формировать внутренний спрос на высокие технологии. Это чрезвычайно важное обстоятельство - внутренний спрос нужен на эти технологии. Использовать для этих целей необходимо систему государственных закупок, инвестиционные программы госкомпаний.
Надо создать систему статистической оценки уровня технологического состояния отраслей экономики, чтобы иметь объективную картину нашей конкурентоспособности
Следующая задача - поддержка несырьевого экспорта. Такая система в полном объёме так и не заработала. Сохраняется много административных барьеров. Получение разрешения на экспорт занимает более двадцати дней.
Важная задача - повысить привлекательность сельских территорий для жизни и работы. Отрасль демонстрирует очень хорошую динамику. В результате мы по многим позициям полностью обеспечили себя отечественными товарами. Теперь на первый план выходит задача закрепления людей на селе, формирования современной, комфортной инфраструктуры в сельских территориях.
Ещё одна сложная проблема, связанная с состоянием рынка труда. Это иностранная трудовая миграция - деформирует структуру занятости, вызывает дисбалансы в социальной сфере, провоцирует национальные конфликты, обостряет криминогенную обстановку.
Нужно упорядочить приём на работу иностранных граждан, прибывающих в Россию в безвизовом порядке, усилить ответственность работодателей за использование труда иностранных работников. И конечно, если они живут и работают в России, пользуются системами образования и здравоохранения, они должны нести соответствующие обязательства, платить налоги и другие платежи.
Доходы компаний, которые зарегистрированы в оффшорной юрисдикции и принадлежат российскому собственнику, должны облагаться по нашим налоговым правилам, а налоговые платежи должны быть уплачены в российский бюджет. И нужно продумать систему, как эти деньги изъять.
Компаниям, зарегистрированным в иностранной юрисдикции, нельзя будет пользоваться мерами государственной поддержки, включая кредиты и госгарантии. Им, этим компаниям, также должен быть закрыт доступ к исполнению государственных контрактов и контрактов структур с госучастием.
Следует повышать прозрачность экономики. За предоставление заведомо недостоверных, неполных сведений о реальном положении банков, страховых компаний, пенсионных фондов, других финансовых организаций необходимо ввести уголовную ответственность в отношении их руководства.
Несколько слов о наших действиях по дальнейшему укреплению Вооружённых Сил. Для дальнейшего усиления нашей ядерной триады ведется разработка новых ракетных систем стратегического назначения наземного, морского и воздушного базирования. Продолжим укрепление РВСН, строительство атомного подводного флота. Начинаем работу над перспективным комплексом дальней авиации. На очереди формирование глобальной системы разведки. Чрезвычайно важная вещь - формирование глобальной системы разведки и целеуказания, которая будет работать в едином информационном пространстве и реальном масштабе времени в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Это связано и с укреплением нашей космической группировки.
Мы продолжим развитие сил общего назначения: авиации, флота, Сухопутных войск. В текущем году в соответствии с планами до 220 тысяч человек возросло число рядовых и сержантов-контрактников. При этом мы должны думать, как создать подготовленный мобилизационный резерв.
И в этой связи тоже есть предложение: не отказываясь от отсрочек для студентов, изменить саму систему военной подготовки в вузах; дать возможность всем студентам пройти в ходе учебы и последующего военного сбора воинскую подготовку и получить военную специальность.