Контрольная работа по дисциплине "История"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 13:05, контрольная работа

Краткое описание

11. Смутное время в России, государственное управление в России в начале XVII в.
12. Изменения в системе управления Московского царства при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче. Соборное уложение 1649 г.
13. Реформирование государственной системы управления Петром I и становление рационального типа управления в России. «Табель о рангах».

Вложенные файлы: 1 файл

GUR_11-15 нормальны!.docx

— 69.93 Кб (Скачать файл)

11. Смутное время в России, государственное управление в  России в начале XVII в.

Период смуты в русском государстве характеризуется неустойчивостью государственной власти и частой сменой политических режимов: Династический этап (1598 - 1605),  Социальный этап (1605 - 1610).

В этот период появляются фигуры Лжедмитрия I и Лжедмитрия II.

Зимой 1608 - 1609 гг. Лжедмитрий II расположился недалеко от Москвы в Тушино. Тушинский лагерь превратился в настоящий укрепленный город с царским дворцом. «Тушинский вор» установил контроль над значительными территориями к востоку, северу и северо-западу от Москвы.

В тушинском лагере сложилась своя система управления: Боярская дума, состоявшая из бояр, перешедших на сторону самозванца, и приказы. Их захваченного тушинцами Ростова был привезен митрополит Филарет (Федор Романов) и провозглашен патриархом.

В феврале 1610 г. посольство во главе с боярином Михаилом Салтыковым заключило с польским королем договор об условиях восшествия на московский престол его сына Владислава.

Бояре и дворяне в июле 1610 г. свергли Шуйского и заставили его постричься в монахи. Власть временно перешла в руки правительства из семи бояр (Боярская Дума как Временное правительство - 1610 г. Страной стала править Боярская Дума во главе с Ф.И. Мстиславским. Дума состояла из 7 человек, и ее правление в период междуцарствия получило наименование «семибоярщина»), решившего посадить на русский престол Владислава.

Швеция, воспользовавшись ситуацией, захватила Новгород и стала грабить северозападные российские территории. Одновременно по стране бродили отряды польских шляхтичей, осаждавшие и грабившие города и монастыри. Тем же занимались и казаки. Центральной власти, по сути, не было. Перед страной встала угроза потери независимости.

В январе 1613 г. в Москве собрался Земский собор, самый представительный в истории средневековой Руси. На нем присутствовали и бояре, и высшее духовенство, и дворяне, и посад, впервые были представлены казаки и черносошные крестьяне. После продолжительных споров 21 февраля 1613 г. русским царем был избран Михаил Романов (1613-1645 гг.), племянник последнего царя Федора Ивановича.

В 1613 г. в Москве состоялся Земский собор, на котором стоял вопрос о выборе нового русского царя. В качестве кандидатов на русский престол были предложены польский королевич Владислав, сын шведского короля Карл-Филипп, сын Лжедмитрия II и Марины Мнишек Иван, прозванный «Воренком», а также представители крупнейших боярских фамилий. 21 февраля собор остановил свой выбор на Михаиле Федоровиче Романове, 16-летнем внучатом племяннике первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовой. В Игнатьевский монастырь под Костромой, где находился в то время Михаил с матерью, было направлено посольство. 2 мая 1613 г. Михаил прибыл в Москву, 11 июля венчался на царство. Вскоре ведущее место в управлении страной занял его отец - патриарх Филарет, который «всеми делами царскими и ратными  владел».  Власть  восстановилась  в  форме  самодержавной монархии. Руководители борьбы с интервентами получили скромные назначения. Д. М. Пожарский был направлен воеводой в Можайск, а К. Минин стал думным воеводой[14].

Смута привела к новому способу управления страной. Идея вотчинного управления государством на основе произвола и свободно толкуемого обычая уже не могла возродиться. Россия встала на путь восстановления сословно-представительной монархии. К управлению страной активно привлекались Боярская дума и Земские соборы в широком составе.

Земские соборы, заседавшие почти непрерывно, занимались законодательством, изысканием средств для пополнения казны, церковными и внешнеполитическими делами[15].

Боярская дума по-прежнему оставалась верховным органом по вопросам законодательства, управления и суда. Состав Боярской думы пополнялся приближенными и родственниками царя, думными дворянами и думными дьяками. Для XVII в. характерна тесная связь личного состава Боярской думы с приказной системой: многие ее члены выполняли обязанности судей приказов, воевод, находились на дипломатической службе  и т.д.

 
12. Изменения в системе управления  Московского царства при Алексее  Михайловиче и Федоре Алексеевиче. Соборное уложение 1649 г.

1)Важнейшая тенденция, проявившая себя в правление Алексея Михайловича, связана с началом становления в России абсолютизма. Отличительной особенностью нашей страны явился факт несовпадения между установлением самодержавия и окончательным складыванием абсолютизма. Признаки, которые нередко называются атрибутами абсолютизма (сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной власти в руках наследственного монарха; выстраивание унифицированной иерархической системы органов центральной и местной власти, непосредственно подчиненной монарху; унификация налоговой системы; становление и развитие чиновничье-бюрократического аппарата; становление и развитие регулярной армии и полиции; регламентации всех видов службы и состояния сословий и др.) в России времени Алексея Михайловича начали свое становление, но в полной мере не сложились.

Начальный этап становления абсолютизма в первую очередь был связан с преодолением наследия системы сословно-представительной монархии. Именно при Алексее Михайловиче утратили свое значение Земские соборы: Собор 1653 г. стал последним полнокуриальным собором. Возобладала практика совещания с сословными комиссиями.

Следствием процесса явилась проблема усиления царских прерогатив и трансформации привилегий аристократии. Последние реализовались посредством важнейшего государственного органа - Боярской думы. Задачей Алексея Михайловича стало подчинение Боярской думы политике царской власти, превращения думных чинов наряду с другими категориями служилого населения в носителей идей абсолютизирующегося государства.

Согласно Соборному уложению, Боярская Дума являлась законодательным органом наряду с царем и под его эгидой. Она утратила право самостоятельно выносить постановления, имевшие силу закона. Боярский приговор имел значение проекта постановления, подлежавшего дальнейшему обсуждению и утверждению царем. Какое бы решение Дума не приняла, она была обязана поставить в известность государя, согласно присяге, приносимой думными чинами.

Думные чины в царствование Алексея Михайловича стали управлять почти всеми важными приказами, что отразило процесс централизации управления, бюрократизации Боярской думы и ослабления ее самостоятельности. Помимо тенденции постепенного превращения самой Думы в своеобразный совещательный орган приказных судей, отметим и факт увеличения в ней количества думных дьяков, так же отражавший тенденцию усиления в Думе бюрократического элемента на начальной стадии становления в России абсолютизма. Ближайшее окружение царя - и в том числе руководители важнейших приказов - стали теми силами, которые вместе с царем вырабатывали практические решения, на которых строилась государственная политика.

Существенную роль в ограничении функций Боярской думы в пользу царской власти сыграл такой орган, как Ближняя дума. Термин “Ближняя дума” известен еще в источниках XVI в., однако только при царе Алексее Михайловиче этот орган получил официальный статус, так как сложилась система пожалования в ближние боярские и ближние окольнические чины. Основанием их пожалования так же, как и в случае с чинами Боярской думы, служил царский указ. Функции Боярской и Ближней дум, круг вопросов, которые могли решать два эти органа, практически совпадали. Монарх по своему желанию - либо вследствие секретности вопроса, либо при попытке отстранить Боярскую думу от решения определенной проблемы - мог вместо Боярской думы собрать Ближнюю. Тем самым Ближняя дума становилась инстанцией, подменявшей думу Боярскую и снижавшей зависимость царской власти от важнейшего органа боярской аристократии.

Существенные изменения во второй половине столетия происходили и в таком важном государственном органе, как Комиссия “на Москве”. Комиссия относилась к числу временных органов. Ей поручалась столица и координация деятельности государственных структур на период отсутствия в Москве царя. Традиционно Комиссию возглавлял думный боярин. Помимо него в этот орган мог входить еще один представитель боярского чина, окольничий и думный дьяк. В 60-е гг. XVII в. численность комиссий “на Москве” сократилась с 5 до 2-3 человек (боярина и окольничего). Из органа, наделенного как административными, так и судебными функциями, Комиссия едва не превратилась в обыкновенный исполнительный орган. Его новая роль стала заключаться в быстром и оперативном предоставлении царю нужных ему сведений и своевременном выполнении принятых им решений при помощи приказного аппарата и местной власти. В 70-е гг. царская политика в отношении комиссий “на Москве” изменилась. С этого момента численный состав Комиссий значительно увеличился. Вместо одного дьяка, по росписи приписывавшегося к Комиссии, в ее распоряжение попадали все дьяки: думные, приказные и неприказные. Комиссия для своей работы получала разветвленный бюрократический штат. Позднее, в царствование Федора Алексеевича, Комиссия “на Москве” стала базой для формирования нового государственного органа, обсуждавшего основные вопросы до их вынесения в Боярскую думу, - Расправной палаты.

Развитие государственной системы в условиях начала становления абсолютизма отразилась и на приказной системе. В правление Алексея Михайловича сложились две сменившие одна другую модели приказного функционирования. Наиболее ранняя (50-60-е гг. XVII в.) строилась на принципе сокращения роли приказной системы как целостного механизма и переадресовании ее полномочий Тайному приказу - личной канцелярии царя. Приказ был создан Алексеем для свободной реализации царских инициатив в управлении. Формально он возглавлялся тайным дьяком, реально - самим государем. Весь штат приказа находился под постоянным царским контролем, даже размеры жалованья служащих определял сам царь. В помещении приказа размещался личный царский рабочий стол, куда стекались на исправление и утверждение государя важнейшие документы. Тайный приказ имел право затребовать в другом приказе любое из дел, заинтересовавшее царя. По сути, приказ превращался в контрольную инстанцию над всей приказной системой. В то время, когда царь и Боярская дума заслушивали доклады глав различных приказов, Алексей Михайлович нередко передавал дела от ведомства, которое вело их ранее, Тайному приказу. В середине 60-х гг. XVII в. правительство все более осознавало возможность превращения Тайного приказа в инстанцию, подменившую остальную приказную систему. Это было тупиковое направление, так как оно не учитывало потребность государства в расширяющейся и мощной бюрократической системе. В силу этого требовалось четко ограничить круг вопросов, решавшихся Тайным приказом, избавить это ведомство от перегруженности рядом разрозненных или несущественных проблем. Началось реформирование системы: в важнейшие приказы (Разряд, Посольский приказ, Челобитный приказ, Оружейную палату, Большой дворец, Стрелецкий приказ) назначались лица, прошедшие школу Тайного приказа, остававшиеся на жаловании в этом ведомстве, непосредственно подчиненные царю. К 1675 г. приказы, находившиеся через доверенных лиц под непосредственным царским контролем, были собраны в единую группу, которой поручалось ведать “тайные” (непосредственно касавшиеся государя и интересовавшие его) дела. Главную роль среди них стали играть Тайный, Челобитный, Стрелецкий приказы во главе с И. Полянским, Д. Башмаковым, Л. Ивановым.

2)Царствование Федора Алексеевича отмечено характерной динамикой численности Боярской думы1. Состав Боярской думы был увеличен Федором Алексеевичем с 66 человек в 1676г. до 99 в 1681г. Можно отметить, что увеличение численности Боярской думы не было не свойственным процессам усиления центральной власти и власти Романовых. Так, в начале царствования Михаила Романова в 1613 году Боярская дума насчитывала 29 человек, к окончанию его правления в 1645г. в думу входило всего 28 человек. В тоже время в период правления Алексея Михайловича, которого Котошихин точно охарактеризовал как самовластного государя, численность Боярской думы значительно увеличилась. С 1646г. по 1659г. Дума разрослась с 39 до 71 человека, затем количественный состав думы относительно стабилизировался и в последний год царствования Алексея Михайловича составил 70 человек.

Также представляется очень важным то обстоятельство, что рост численности Боярской думы при Федоре Алексеевиче произошел в немалой степени за счет привлечения властной и политической элиты. В 1676г. Боярская дума насчитывала всего 23 боярина, в то время как в 1681г. их уже было 44. Такое увеличение Боярской думы не было свидетельством деградации государственного аппарата вследствие расхитительского приобретения все новых должностей представителями властной элиты. Политическая борьба во время правления Федора Алексеевича несколько утратила свой накал и ни одна из группировок, в том числе и Милославские, не приобрела решающего перевеса над противником. Распределение важнейших мест в системе государственного управления не было основано на слепом фаворитизме и клановости.

Расклад сил в боярстве представляется достаточно уравновешенным. Причина этой уравновешенности видится именно в том, что пожалования следовали рационально, в силу обычных причин. В силу традиции прежде всего на получение наиболее высоких должностей могли рассчитывать, опираясь на знатность рода. Примером этого является число представителей выдающегося по своей знатности рода Одоевских среди бояр Федора Алексеевича, которое доходило до 4 человек. В то же время молодой царь поощрял выдающиеся боевые заслуги. К концу царствования Федора Алексеевича Ромодановские, отличившиеся своими боевыми заслугами, также насчитывали 4 бояр в своих рядах. До трех мест в Боярской думе занимали выслужившиеся Долгоруковы и Прозоровские. Стоявшие на особом счету Шереметевы Голицыны насчитывали до 3 бояр. Род Черкасских, Куракиных, Хитрово, Хованских, Стрешеневых насчитывали по двое бояр. На прорыв во власть нельзя было рассчитывать, опираясь исключительно на какого-либо рода близость к царю. Сами Милославские имели двое бояр. Федор Алексеевич необдуманным фаворитизмом не нарушал отлаженную систему государственного аппарата.

На фоне отсутствия значительных успехов кланово-политической борьбы увеличение состава Боярской думы с привлечением наиболее влиятельных лиц представляется развитием сугубо государственной функциональности этого высшего властного органа.

Динамика численности Боярской думы при Федоре Алексеевиче и лежавшие в ее основе назначения сообразно с интересами государственного строительства представляются частью общей картины предшествующей эволюции политического и государственного аппарата. Несмотря на значительные события XVI века и смуты, в целом в XVII веке численное преобладание в Думе осталось за членами родовитых фамилий.

Соборное уложение

Под влиянием московских событий правительство решило ускорить принятие нового свода законов -Соборного уложения, над созданием которого работал Земский собор 1648- 1649 гг. Составленное на основе прежних русских законодательных установлений, в первую очередь Судебника Ивана Грозного, и дополненное нормами византийского и литовского законодательства Соборное уложение 1649 г. представляло собой уникальный для своего времени памятник государственного права. Основную причину появления этого документа его составители связывали не только с необходимостью упорядочения и кодификации существовавшего в то время законодательного материала, но и с назревшей потребностью создания принципиально нового законодательного кодекса, который охватывал бы все сферы государственной жизни. В этом принципиальное отличие Соборного уложения от прежних Судебников. Последние преимущественно представляли собой законодательство о суде, в то время как в новом кодексе были представлены практически все отрасли права - государственное, гражданское, уголовное.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "История"