Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 13:05, контрольная работа
11. Смутное время в России, государственное управление в России в начале XVII в.
12. Изменения в системе управления Московского царства при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче. Соборное уложение 1649 г.
13. Реформирование государственной системы управления Петром I и становление рационального типа управления в России. «Табель о рангах».
Петровские государственные преобразования сопровождались коренными изменениями в сфере высшего управления государством. На фоне начавшегося процесса формирования абсолютной монархии происходит окончательное падение значения Боярской думы. На рубеже XVIII в. она прекращает свое существование как постоянное учреждение и заменяется сначала созданной при ней в 1699 г. Ближней канцелярией, заседания которой, превратившиеся с 1708 г. в постоянные, стали называть Консилией министров. Этому новому учреждению, включавшему в свой состав глав важнейших государственных ведомств, Петр I первоначально нору-чал ведение всех государственных дел во время многочисленных своих "отлучек".
В 1711 г. был создан новый высший орган государственной власти и управления, пришедший на смену Боярской думе - Правительственный Сенат. Учрежденный перед отъездом Петра I в Прутский поход вместо упраздненной Консилии министров первоначально как временный правительственный орган, указы которого Петр I повелевал исполнять так же беспрекословно, как решения самого царя, Сенат со временем превратился в постоянно действующий высший административный и контрольный орган в системе управления государством.
Состав Сената с момента его создания претерпел ряд изменений. Сначала он состоял из назначаемых государем знатных особ, которым вверялось управление государством во время отсутствия царя. Позже, с 1718 г., когда Сенат стал постоянным учреждением, его состав изменился, в нем стали заседать все президенты созданных к этому времени коллегий (центральных органов государственного управления, пришедших на смену московским приказам). Однако вскоре выявились неудобства такого положения дел. Будучи высшим административным органом в государстве, Сенат должен был контролировать деятельность коллегий, однако делать этого он в действительности не мог, поскольку включал в свой состав президентов этих же коллегий ("ныне сами будучи в оных, как сами себя могут судить"). Указом от 22 января 1722 г. была проведена реформа Сената. Президенты коллегий были выведены из состава Сената, их заменили специально назначаемые, независимые по отношению к коллегиям лица (право заседать в Сенате было оставлено лишь за президентами Военной коллегии, Коллегии иностранных дел и на время - Берг-коллегии).
Присутствие Сената собиралось три раза
в неделю (понедельник, среда, пятница).
Для производства дел при Сенате существовала
канцелярия, первоначально возглавляемая
(до учреждения должности генерал-прокурора) обер-
При Сенате также состояли: генерал-прокурор, генерал-рекетмейстер,
герольдмейстер и обер-фискал.У
В своей основной деятельности Правительственный Сенат осуществлял практически те же функции, которые в свое время принадлежали Боярской думе. Как высший административный орган в государстве он ведал всеми отраслями государственного управления, осуществлял надзор за правительственным аппаратом и должностными лицами всех уровней, исполнял законосовещательные и исполнительные функции. В конце правления Петра I Сенату были также присвоены судебные функции, сделавшие его высшей судебной инстанцией в государстве.
В то же время положение Сената в системе государственного управления существенным образом отличалось от той роли, которую играла в Московском государстве Боярская дума. В отличие от Боярской думы, являвшейся сословным органом и делившей власть с царем, Сенат изначально был создан как чисто бюрократическое учреждение, все члены которого назначались лично Петром I и ему были подконтрольны. Не допуская самой мысли о самостоятельности Сената, Петр I стремился всемерно контролировать его деятельность. Первоначально за Сенатом смотрел генерал-ревизор (1715), позже для этого назначались штаб-офицеры гвардии (1721), дежурившие в Сенате и следившие как за ускорением прохождения дел в канцелярии Сената, так и за соблюдением порядка в заседаниях этого высшего государственного органа.
В 1722 г. была учреждена специальная должность генерал-прокурора Се
В свете сказанного спорными представляются утверждения о наделении Сената законодательными функциями. Хотя первоначально Сенат имел некоторое отношение к законотворчеству (издавал так называемые "генеральные определения", приравниваемые к законам), в отличие от прежней Боярской думы он не был законодательным органом. Петр I не мог допустить существование рядом с собой учреждения, наделенного правом творить законы, поскольку считал себя единственным источником законодательной власти в государстве. Став императором (1721) и реорганизовав Сенат (1722), он лишил его всякой возможности заниматься законодательной деятельностью.
Пожалуй, одним из наиболее важных нововведений петровской административной реформы стало создание в России действенной системы государственного надзора и контроля, призванной контролировать деятельность администрации и блюсти государственные интересы. При Петре I начинает формироваться новый для России институт прокуратуры. Высшие контрольные функции принадлежали генерал-прокурору Сената. В его подчинении находились другие агенты правительственного надзора: обер-прокуроры и прокуроры при коллегиях и в губерниях. Параллельно с этим создавалась разветвленная система тайного надзора за деятельностью государственной администрации в виде учреждаемых па всех уровнях управления должностей фискалов.
Введение института фискалов явилось
отражением полицейского характера петровской
системы управления, стало олицетворением
недоверия правительства к органам государственной
администрации. Уже в 1711 г. при Сенате была
введена должность обер-фискада. В
1714 г. издан специальный указ о распределении
фискалов по разным уровням управления.
При Сенате состояли обер-фискал и четыре
фискала, при губернских правлениях - четыре
фискала во главе с провинциал-фискалом,
при каждом городе - по одному или по два
фискала, при каждой коллегии также были
учреждены должности фискалов. В их обязанность
входило тайно проведывать обо всех нарушениях
и злоупотреблениях чиновников, о взятках,
разворовывании казны и доносить обер-фискалу.Доносительство по
Выше уже говорилось, что проводимая Петром I модернизация государственного аппарата не отличалась систематичностью и строгой последовательностью. Однако при внимательном рассмотрении петровской реформации нетрудно заметить, что при всем этом две задачи оставались для Петра I всегда приоритетными и неоспоримыми. Такими задачами были: 1) унификация органов государственного управления и всей системы администрации; 2) проведение через всю администрациюколлегиального начала, которое вместе с системой явного (прокурорского) и тайного (системы фискалитета) контроля, должно было, по убеждению царя, обеспечить законность в управлении.
В 1718-1720 гг. были учреждены новые органы центрального управления, получившие названиеколлегий. Они заменили собой старые приказы и были построены по западноевропейским образцам. За основу было взято шведское коллегиальное устройство, которое Петр I считал наиболее удачным и пригодным для условий России. Созданию коллегий предшествовала большая работа по изучению европейских бюрократических форм и канцелярской практики. Для организации новых учреждений из-за границы были специально выписаны опытные специалисты-практики, хорошо знакомые с канцелярской работой и особенностями коллегиального устройства ("в правостах искусных"). Приглашались и пленники-шведы. Как правило, в каждой коллегии из иностранцев назначались по одному советнику или асессору, по одному секретарю и шрейберу (писарю). В то же время на высшие руководящие посты в коллегиях (президентов коллегий) Петр I стремился назначать только русских людей; иностранцы обычно выше вице-президентов не поднимались.
Учреждая коллегии. Петр I исходит из мысли, что "правление соборное в государстве монаршеском есть наилучшее. Преимущество коллегиальной системы виделось в более оперативном и в то же время объективном решении дел ("одна голова - хорошо, две - лучше). Считалось также, что коллегиальное устройство государственных учреждений позволит существенно ограничить произвол высших чиновников и, что не менее важно, изжить один из главных пороков прежней приказной системы -повсеместное распространение взяточничества и казнокрадства.
Свою деятельность коллегии начали в 1719 г. Всего было создано 12 коллегий: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская (морская), Штатс-конторы (ведомство государственных расходов), Камер-коллегия (ведомство государственных доходов), Ревизион-коллегия (осуществлявшая финансовый контроль), Юстиц-коллегия, Мануфактур-коллегия (промышленность), Берг-коллегия (горное дело), Комерц-коллегия (торговля), Вотчинная и Духовная коллегии. Формально коллегии были подчинены Сенату, контролировавшему деятельность коллегий и посылавшему им свои указы. С помощью назначенных в коллегиях прокуроров, находившихся в подчинении генерал-прокурора Сената, Сенат надзирал за деятельностью президентов коллегий. Однако в действительности какого-то четкого единообразия в субординации здесь не было: не все коллегии одинаково подчинялись Сенату (Военная и Адмиралтейская коллегии обладали значительно большей самостоятельностью по сравнению с другими коллегиями).
Каждая коллегия составляла свой регламент, определявший крут ее действий и обязанностей. Указ от 28 апреля 1718 г. постановлял сочинить регламент всем коллегиям на основании Шведского устава, применяя последний к "положению Русского государства". С 1720 г. был также введен "Генеральный регламент", состоявший из 156 глав и являвшийся общим для всех коллегий.
Подобно приказам XVII в. коллегии состояли
из общего присутствия и канцелярии. Прис
Введение коллегиальной системы существенно упрощало (с точки зрения устранения прежней путаницы в системе приказного управления) и делало более эффективным государственный аппарат управления, придавало ему некоторое единообразие, более четкие компетенции. В отличие от приказной системы, в основе которой лежал территориально-отраслевой принцип управления, коллегии строились по функциональному принципу и не могли вмешиваться в сферу деятельности других коллегий. Нельзя, однако, сказать, что Петру I удалось полностью изжить недостатки прежней системы управления. Не удалось не только выстроить строгую иерархию уровней управления (Сенат - коллегии - губернии), но и избежать смешения коллегиального начала с личным, лежавшего в основе старой приказной системы.
Так же как и в приказах, во вновь созданных коллегиях последнее слово часто оставалось за начальствующими лицами, в данном случае за президентами коллегий, которые вместе с приставленными к коллегиям для контроля за их деятельностью прокурорами своим вмешательством подменяли коллегиальный принцип принятия решений единоличным. Кроме того, коллегии не заменили всех старых приказов. Рядом с ними продолжали существовать приказные учреждения, именуемые либо канцеляриями, либо, как и прежде, приказами (Тайная канцелярия. Медицинская канцелярия, Преображенский приказ, Сибирский приказ).
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "История"