Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 13:05, контрольная работа
11. Смутное время в России, государственное управление в России в начале XVII в.
12. Изменения в системе управления Московского царства при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче. Соборное уложение 1649 г.
13. Реформирование государственной системы управления Петром I и становление рационального типа управления в России. «Табель о рангах».
21 апреля 1785 г. была обнародована -"Грамота на права и выгоды городам Российской империи"(так называемая Жалованная грамота городам), положившая начало широкой городской реформе, в ходе которой города впервые получили самостоятельный статус, юридически закрепленное общественное городское управление, закладывались основы ремесленного, цехового устройства. Являясь первым в истории России законодательным актом, закреплявшим организацию городского управления, Жалованная грамота городам признавала за городскими выборными органами право на самостоятельную сферу деятельности.
По Жалованной грамоте городам население города подразделялось на шесть сословных групп (разрядов), различавшихся по имущественному положению и роду деятельности. К ним относились: 1)"настоящие городовые обыватели", к которым принадлежали владельцы городской недвижимости (домов и земель и т.д.); 2) купцы всех трех гильдий; 3) цеховые ремесленники; 4) "иногородние и иностранные гости" (так называли русских и иноземных купцов и специалистов, которые занимались торговой и промышленной деятельностью в городах, но не проживали в них); 5) именитые граждане:выборные должностные лица, ученые, архитекторы, живописцы, скульпторы, представители зарождающейся буржуазии (банкиры, оптовые торговцы, кораблевладельцы и др.); 6) посадские-цеховые люди, занятые ремеслом и имеющие собственный капитал. Каждая из сословных групп наделялась определенными правами, привилегиями и обязанностями.
Жалованная грамота городам устанавливала принцип всесословность городского самоуправления. Формировавшееся на основе Жалованной грамоты "градское общество" наделялось правом юридического лица, имело право владеть собственностью, получать доходы с имуществ, собирать с городского населения специальные сборы. Первичным органом городского сословного самоуправления являлось городское собрание, состоявшее из всех городских жителей и избиравшее выборных должностных лиц: городского голову, бурмистров и ратманов в городской магистрат, старост, судей совестных судов, заседателей от городского сословия в общие и сословные учреждения. Раз в три года городское собрание по распоряжению губернатора избирало общую городскую думу, являвшуюся распорядительным органом городского самоуправления. Она состояла из гласных от всех шести сословных групп городского населения и возглавлялась городским головой. Исполнительным (постоянно действующим) органом городского сословного самоуправления являлась шестигласная дума, избираемая раз в три года общей городской думой на основе равного представительства от всех сословий (каждая из шести сословных групп города имела в шестигласной думе по одному гласному). Она также возглавлялась городским головой. В компетенцию городского самоуправления входили вопросы городского хозяйства и городского благоустройства, развитие торговли и промыслов, продовольственное дело и т.п. В то же время возможности органов городского самоуправления были ограничены из-за нехватки необходимых финансовых средств, постоянного дефицита бюджета городских дум, который формировался за счет различных сборов с городского населения.
Помимо этих объективных трудностей были и другие, не менее существенные. В условиях сохранявшейся самодержавной формы правления деятельность органов городского самоуправления была изначально поставлена в строго определенные рамки, находилась под постоянной опекой бюрократических учреждений. Городские собрания созывались только с разрешения губернатора, который контролировал бюджет шестигласной думы, правильное расходование средств городским обществом; дума должна была представлять отчеты по доходам и расходам губернатору и казенной палате.
Деятельность городских дум была также ограничена полицейскими учреждениями, действовавшими в городах и наделенными нравом вмешиваться в частную жизнь городского населения. По сути дела реальная власть в городе принадлежала не шестигласной городской думе, которую современники иронично называли "безгласной думой", а городничему или полицмейстеру. Екатерина II 8 апреля 1782 г. подписала специальный "Устав благочиния или полицейский", согласно которому в городах создавались городские административно-полицейские органы - Управы благочиния (полицейские управы). Во главе Управ благочиния стояли полицмейстер (в губернских городах) или городничий (в уездных городах), которым подчинялись приставы уголовных дел и приставы гражданских дел, а также два выборных чиновника (ратмана) от купечества. Тем самым была реорганизована городская полиция, и система полицейского надзора в городах приобретала более строгий характер. Управа благочиния выполняла кроме полицейских и широкие административно-хозяйственные функции (следила за исправностью городских сооружений, дорог, чистотой города, осуществляла надзор за торговлей, правильностью мер и весов, принимала меры против пожаров).
В соответствии с новой структурой городского полицейского аппарата города делились на самостоятельные административно-полицейские части (из 200-700 дворов) во главе с частным приставом, который назначался губернским правлением и имел в распоряжении двух полицейских сержантов. Части в свою очередь делились на кварталы (50-100 дворов) во главе с квартальным надзирателем, который назначался Управой благочиния, подчинялся частному приставу и имел в своем подчинении квартальных поручиков, избираемых жителями на три года, а также сторожей и дворников. Таким образом, за редким исключением, все полицейские чины в городе назначались и в совокупности представляли собой, выражаясь современным языком, муниципальную полицию, жалованье которым назначалось из местного бюджета (сборов с городского населения).
Резюмируя сказанное, можно сделать вывод о том, что именно при Екатерине II, а не при Николае I, как принято обычно считать, было положено начало полицейскому государству в России и по функциям, и по источникам формирования администрации. Павел I своеобразно завершил этот процесс, упразднив в 1796 г. дворянское самоуправление, восстановив в городах должность обер-полицмейстера с широкими полномочиями, которому подчинялись все губернские чины, в том числе и губернаторы.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "История"