Таким образом, в стране стремительно
складывался капитализм, но его полноценное
развитие тормозилось крепостническими
отношениями, которые сказывались на формах,
путях и темпах развития в екатерининской
России.
Финансы. Что касается финансов в XVIII
веке, то вообще надо отметить, что средства,
которыми располагало правительство,
были чрезвычайно скудны. Выше было сказано,
какие последствия имело это при Петре
I. В его царствование скудность средств,
которые народ мог давать при всем нажиме
на него, и несоответствие этих средств
постоянно расширяющимся потребностям
государства, реформированного Петром,
привели к полному истощению страны, к
разорению и убыли населения.
Между тем бюджет рос неимоверно
быстро. До начала правления Петра I, в
1680 году, доходы государства не превышали
1,5 млн. руб., в 1724 году они уже составляли
8,5 млн. руб., следовательно, в течение 44
лет номинально бюджет увеличился в шесть
раз. Если же принять в расчет падение
ценности рубля за это время и сравнить
тот и другой бюджет, то все-таки окажется
возрастание бюджета почти в 3,5 раза.
При ближайших преемниках Петра
I, несмотря на расточительность двора,
на его желание тратить как можно больше,
бюджет не рос так сильно, так как не было
таких изнурительных войн. В течение сорокалетия
(между царствованием Петра I и Екатерины
II) бюджет увеличился менее чем вдвое.
Когда Екатерина II вступила
на престол, финансы страны были достаточно
запутанными. В это время проходила Семилетняя
война, в которой Россия принимала участие
неизвестно для какой надобности, и оказалось,
что солдаты не были за целый год удовлетворены
жалованием. А когда императрица явилась
в Сенат, то Сенат доложил ей, что нужно
произвести на 15 млн. руб. неотложных расходов,
между тем как казна пуста. Екатерина весьма
ловко этим воспользовалась и в высшей
степени уместно проявила большое великодушие,
тотчас же отпустив из средств императорского
кабинета, предназначавшихся на личные
нужды царствующего императора, значительную
сумму на ближайшие государственные нужды,
чем сразу приобрела популярность.
Затем она провела очень удачную
реформу - уменьшение налога на соль. Этот
налог имел свою историю. Соль - продукт,
без которого никто не может обходиться,
и налог на нее был чрезвычайно тяжел для
населения... Екатерина II решила, чтобы
привлечь к себе народное сочувствие,
которое было для нее так необходимо ввиду
шаткости ее положения в начале царствования,
значительно уменьшить этот соляной налог,
ассигновав из кабинетских средств 300
тыс. руб. на покрытие возможного дефицита.
Но уменьшение налога привело к увеличению
потребления соли, в результате чего доход
от казенной соляной монополии даже увеличился.
Однако, несмотря на удачные
первые шаги, в конце концов, все-таки Екатерина
II никакой правильной финансовой системы
не вела, при ней состояние финансов оставалось
таким же плачевным, как и прежде. Впрочем,
такого напряжения народных средств, как
при Петре I, при Екатерине II все-таки не
было. В экстренных случаях, когда встречалась
необходимость в крупных чрезвычайных
расходах (начиная с первой турецкой войны),
она пользовалась основанным еще до ее
вступления на престол ассигнационным
банком. Государственного кредита до тех
пор не существовало. Во время Семилетней
войны Елизавета пыталась прибегнуть
к внешнему займу всего в 2 млн. руб., но
попытка потерпела полное фиаско. Екатерина
при помощи ассигнационного банка получила
возможность делать крупные внутренние
займы. Сначала эта операция сошла довольно
удачно. В 1769 году было уже выпущено ассигнаций
на 17 млн. 841 тыс. руб., и курс ассигнаций
стоял al pari, т.е. бумажный
рубль был равен серебряному. Последующие,
сравнительно небольшие выпуски также
сходили благополучно. Даже когда вслед
за объявлением войны сразу начался огромный
выпуск ассигнаций на 53 млн. руб., - почти
равный тогдашнему годовому бюджету, то
и этот выпуск не повлиял сколько-нибудь
заметно на падение курса ассигнаций:
общее количество выпущенных ассигнаций
достигло в это время 100 млн. руб., и курс
их упал лишь на 97 коп. серебром за рубль
ассигнаций. Но следовавшие затем выпуски
ассигнаций влекли уже постоянное дальнейшее
падение курса. За все царствование Екатерины
II ассигнаций было выпущено на 157 млн. руб.,
и курс их к концу ее царствования упал
ниже 70 коп. Такое положение вещей грозило
в будущем государственным банкротством.
Между тем расходы росли с огромной быстротой.
За царствование Екатерины II государственные
расходы возросли (номинально) почти в
пять раз: в начале ее царствования они
равнялись 16,5 млн. руб., а в конце - уже 78
млн. руб.
Таково было положение финансов
при Екатерине II. Это положение ухудшалось
благодаря страшному воровству высших
чиновников. (Позднее это вызовет у молодого
великого князя Александра Павловича
вопль в письме к Лагарпу: "Непостижимо,
что происходит, все грабят, почти не встретишь
честного человека".)
Внешняя
политика. Во внешних отношениях и столкновениях
Екатерина II не стремилась подражать своим
предшественникам, но в то же время умела
понять исконные задачи российской политики.
Из трех вопросов, стоявших
еще при Петре I - шведского, польского
и турецкого, Петр разрешил только первый.
Два других решила Екатерина II, хотя и
с лишними жертвами и отклонениями с прямого
пути. При Екатерине Россия завоевала
Крым и берега Черного моря от Днестра
до Кубани, возвратила от Польши все русские
области (кроме Галиции). Южнорусские степи
вошли в сельскохозяйственный оборот,
открылись для оседлой колонизации и культуры.
К экономическим выгодам прибавилась
и новая политическая сила: возникший
с присоединением Крыма военный флот в
Севастополе обеспечивал приморские владения
и служил опорой русского протектората
над восточными христианами. В 1791 году
Ушаков успешно дрался с турецким флотом
ввиду Босфора, и в голове Екатерины II
засветилась мысль идти прямо на Константинополь.
С другой стороны, была воссоединена почти
вся Западная Русь, и титулярная форма всея Руси получила
значение, соприкасающееся с действительностью.
Дипломатическая победа России
на Тешенском конгрессе 1779 года способствовала
установлению дипломатических связей
с Венгрией, Генуей, Мальтой, торговых
отношений с Австрией, Францией, Османской
империей, Данией, Португалией.
За внешнеполитическими успехами
России стояла деятельность самой Екатерины
II и ее советчиков - Панина, Румянцева,
Обрескова, Потемкина, Орлова, Репнина...
Помощников и проводников своего внешнеполитического
курса Екатерина выбрала умело. Основной
его опорой был Никита Иванович Панин.
Отношения Панина с императрицей складывались
следующим образом: из дипломатической
почты он выбирал наиболее важные бумаги
и отправлял их с замечаниями на полях
к императрице, которая обычно с ними соглашалась.
Затем в Коллегии составлялся рескрипт,
который Екатерина, как правило, утверждала.
Прекратив приготовление для
войны с Данией и сохранив нейтралитет
в Семилетней войне, Екатерина II уничтожила
прусское влияние при русском дворе и
постаралась поставить себя вне всяких
союзов и дипломатических обязательств.
Она хотела мира, чтобы упрочить свое положение,
и избегала обязательств, чтобы развязать
себе руки в отношении Польши. "Со всеми
государствами Европы я веду себя как
искусная кокетка"10, - говорила Екатерина.
Она стремилась быть l'arbitre de l'Europe -
третейским судьей Европы. Но в Европе
того времени было трудно разыгрывать
такую роль. За 34 года своего царствования
Екатерина умудрилась перессорить Россию
почти со всеми крупными государствами
Западной Европы. Она заключила союз с
Пруссией, вела войну с Польшей, была вынуждена
принять войну с Турцией. Однако политический
мир признавал за Екатериной II "великое
имя в Европе и силу, принадлежащую ей
исключительно"11.
Екатерина II не руководствовалась
лишь случайностями и мимолетными соображениями.
С первых же лет правления у нее выработалась
определенная политическая система. Она
родилась в голове у русского немца - дипломата
Корфа, разработана была Паниным и принята
Екатериной. Она известна под названием
"Северного аккорда" и являлась весьма
утопической. При постоянном воздействии
западных держав, очень сложных политических
затруднениях дипломатия России не всегда
могла достигнуть того, к чему стремилась.
Простейшее общее впечатление от внешней
политики Екатерины II выразил Безбородко,
самый видный дипломат того времени после
Панина. Уже в конце своей карьеры он говорил,
наставляя молодых дипломатов: "Не знаю,
как будет при вас, а при нас ни одна пушка
в Европе без позволения нашего выпалить
не смела".
Сословия. Становясь привилегированным
сословием, дворянство до правления Екатерины
II не имело еще сословной организации.
Дворянство каждого уезда становилось
целым сплоченным обществом и управляло
всеми делами уезда. В руках дворян находились
и полиция, и администрация. С упадком
старой аристократии дворяне стали ближайшими
помощниками верховной власти. Таким образом,
с 1775 года вся Россия - от высших до низших
ступеней управления - оказалась под руководством
дворянства. Реформы 1775 года дали дворянству
сословную организацию и главенствующее
административное положение в стране.
В 1785 году была принята "Жалованная
грамота". Основным новшеством в этой
грамоте было то, что целым обществом с
характером юридического лица признавалось
дворянство не одного уезда, но и целой
губернии. Этой грамотой был закончен
процесс сложения и возвышения дворянского
сословия, наблюдавшийся на протяжении
всего XVIII века.
Политика Екатерины II привела
к тому, что дворянское сословие получило
исключительные личные права, широкое
право сословного самоуправления и сильное
влияние на местное управление.
При Екатерине II, взошедшей
на престол с помощью дворянства и его
поддерживавшей, крепостное право росло.
Но вместе с тем росли и думы о его уничтожении
в самой императрице и в людях, шедших
за течением века. Во время правления Екатерины
крестьяне практически не имели никаких
прав и считались полной собственностью
дворянства. Но в глазах закона крестьянин
одновременно оставался и частным рабом,
и гражданином. Такая двойственность законодательства
указывала на отсутствие твердого взгляда
на эту проблему у правительства. В правительстве
существовало два вопроса о крестьянстве:
Екатерина хотела освобождения крестьян,
а правительство было за усиление помещичьих
прав
Исследователи отмечают, что
в эпоху Екатерины II крепостное право
достигло своего расцвета и в то же время
общественная мысль обратилась к яростному
осуждению крепостного права.
Екатерина II хотела создать
в России "среднего рода людей", подобно
среднему сословию на Западе. Этот класс
также называли мещанами. В него, согласно
Наказу, входили люди, занимающиеся художествами,
науками, мореплаванием, торговлей и ремеслами,
а также дети приказных людей.
"Наказ"
и "Комиссия Уложения" (1767-1768). В 1762 году советник Екатерины
II граф Никита Панин подал на рассмотрение
императрицы обстоятельно мотивированный
проект утверждения императорского Совета.
Но он предлагал старые средства - "верховные
места" (Верховный Тайный совет и Кабинет),
которые не предохраняли от фаворитов
и не охраняли законности. С другой стороны,
"верховное место" стесняло бы верховную
власть, для защиты которой его предназначал
Панин. Подписав этот проект, Екатерина
заколебалась и, опросив государственных
людей, не увидела к нему большого сочувствия.
Ей высказали (Вильбуа) мнение, что Панин
таким образом склоняется к более аристократическому
правлению. Обязательный и государственным
законом установленный императорский
совет и влиятельные его члены могут с
течением времени подняться до значения
соправителей13. Таким образом, Екатерине
указали, что, приняв этот проект, она может
превратить Россию из самодержавной монархии
в монархию, управляемую олигархическим
советом чиновной аристократии. Екатерина
не могла пойти на такой шаг и отклонила
проект Панина.
Но, отклонив проект Панина,
Екатерина II приняла весьма оригинальное
решение. Она стремилась создать новые
законодательные нормы, которые содействовали
бы установлению законности и порядка
в государстве. Екатерина желала создать
новое законодательство, а не приводить
старое в систему.
Уже с 1765 года Екатерина II принялась
за изложение законодательных принципов
и работала, не говоря о том полтора года
ни слова (как сообщает сама императрица).
"Преуспев, по мнению моему, довольно
в сей работе, я начала казать по частям
статьи, мною заготовленные, людям разным,
всякому по его способностям"14. Эти
статьи были ее известным "Наказом".
Большая часть статей "Наказа" является
пересказом сочинения Монтескье "О
духе законов".
Наряду с общим либерализмом
Екатерина II поставила и мотивировала
в "Наказе" ясное утверждение, что
единственной возможной для России формой
власти является самодержавие - как по
обширности страны, так и потому, что одной
власти лучше повиноваться, чем разным
господам. Она писала: "Россия есть Европейская
держава. Доказательство сему следующее:
перемены, которые в России предпринял
Петр Великий, тем удобнее успех получили,
что нравы, бывшие в то время, совсем не
сходствовали с климатом и принесены к
нам смешением разных народов и завоеваниями
чуждых областей. Петр I, вводя нравы и
обычаи, европейские в европейском народе,
нашел тогда такие удобности, которых
он и сам не ожидал"15.
Издана была лишь четвертая
часть "Наказа". Часть статей Екатерина
II уничтожила сама в процессе работы над
"Наказом". Когда же в Москву съехались
депутаты Комиссии Уложения, она призвала
"нескольких персон, вельми разномыслящих",
для предварительного обсуждения "Наказа".
"Тут при каждой статье родились прения,
я дала им волю чернить и вымарывать все,
что они хотели, они более половины того,
что написано было мною, помарали, и остался
"Наказ Уложения" яко напечатан"16.
Более всего было уничтожено
глав о крепостном состоянии, где было
сказано об освобождении крестьян. Этого-то
больше всего и боялись цензоры-депутаты
из дворян. Екатерина, воспитанная на освободительных
теориях XVIII века, не могла не желать освобождения
крестьянам. В ее бумагах находили интересные
проекты постепенного уничтожения крепостной
зависимости. Но на полное освобождение
крестьян Екатерина не имела ни смелости,
ни желания. Она была, как бы вынуждена
изменить свои взгляды, уступая своим
консервативным советникам. Но это "отступничество"
не было искренним. Впрочем, "Наказ",
даже рецензированный, вызвал сильнейшее
волнение, как в России, так и за границей.
Во Франции он даже был запрещен для распространения.