Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 15:51, реферат
Цель работы – ознакомиться с древней цивилизацией Китая.
Основные задачи данной работы:
Изучить исторические основы китайской цивилизации;
Рассмотреть важнейшие направления в истории Китая: конфуцианство и даосизм.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Исторические основы китайской цивилизации………………………….4
Глава 2. Конфуцианство и даосизм………………………………………………...7
Заключение………………………………………………………………………….10
Список использованных источников……………………………………………...11
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Исторические основы китайской цивилизации………………………….4
Глава 2. Конфуцианство и даосизм………………………………………………...7
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………...
Введение
Самой многонаселенной и одной из самых древних стран является Китай. Китайская цивилизация возникла в долине реки Хуанхэ. Здесь, на «великой китайской равнине» около 5-го тысячелетия до н. э. появились земледельческие общины культуры Яншао. Постепенно была освоена также долина реки Янцзы. Историю Китая, подобно истории Древнего Египта, можно представить как череду династических правлений. Древнейшую, полулегендарную династию Ся сменила династия Шан (XVIII–XII вв. до н. э.), с которой принято начинать китайскую государственность.
Китайскую цивилизацию всегда со всех сторон окружали племенные образования, стоявшие на более низкой ступени развития. Степные кочевники с севера и запада, южные племена яо и мяо, горцы Шаиьдуна — все они одинаково воспринимались китайцами как дикари, «варвары четырех сторон света», культура которых, даже не имевшая письменности, не шла ни в какое сравнение с китайской. Позднее на границах Китая появились гунны, их сменили монголы. Китай расширил границы на востоке до моря, на юге — до субтропиков, но всюду другие народы уступали Китаю в культурном развитии.
Волна за волной на Китай
накатывались орды кочевников, захватывая
его частью или целиком: тюрки
в IV —VI вв., кидани чжурчжсни в X—XII вв.,
монголы в XII—XIV вв., маньчжуры —
в XVII — XIX вв., — и уходили как
вода в песок, поглощаясь многомиллионным
населением Срединной Империи —
им нечего было противопоставить тысячелетним
традициям и культуре. Что и
обуславливает актуальность темы и
необходимость продолжения
Цель работы – ознакомиться с древней цивилизацией Китая.
Основные задачи данной работы:
Глава 1. Исторические основы китайской цивилизации
Русское название Китай
произошло от названия
Что же до названия
страны, то с древних времен
она именовалась «Чжунго», что
означало «Среднее царство». Китайская
цивилизация сложилась
Время Шан сегодня
почитается в Китае как «
Древние верили, что духи
царей выступают посредниками межу
обществом Шан и верхним
Искусство и ремесла династии Шан получили свое дальнейшее развитие во времена Западной Чжоу. В земледелии был развит севооборот, было доведено до уровня искусство литейное дело.
Была усовершенствована
административная система,
На смену династии Чжоу пришла эпоха династии Цинь, ее сменила эпоха династии Хань.
Китай – классический
образец цивилизации
Цикличность развития китайской
цивилизации подтвердилась
В Китае всегда высоко ценились цивилизованность и культура, обозначавшая иероглифом «вэнь», в ней видели духовную благодать – «дэ», которая исходила от абсолютного «дао». Вэнь накладывалась на человека воспитанием, поэтому культура почиталась выше грубой силы, а гражданская служба была предпочтительнее военной.
Владыки поднебесной
вели себя в общении с послами,
Они видели в европейцах только варваров:
Не знали иероглифов, с их точки зрения, оставались неграмотными;
Не знали Ритуала (китайских церемоний), а значит были «хуже последней крысы».
Все европейцы «отмечали китайское высокомерие».
Основанием пирамиды государственности
китайской цивилизации всегда оставалась
семья. Держалась она на соблюдении
«пяти постоянств» - отец – должен
был следовать Долгу и
Весь род воспринимался как «единая плоть». У всех была одна судьба: нынешние могли изменить участь ушедших, а покойные предки – даровать удачу и богатство. Поэтому так важно было выбрать расположение могилы и совершать жертвоприношение предкам. Китайское общество всегда снизу доверху было связано круговой порукой: сосед отвечал за соседа, отец – за сына, покровитель – за рекомендуемого. Существовала система «бао цзя» по которой ответственность с преступником разделяли соседи с 4-х сторон. Вся семья целиком отвечала за любого своего члена.
Китай – родина многих величайших
открытий и изобретений (шелк, чай, порох,
лак, фарфор, компас, сейсмограф, бумага
и т.д., воздушные велосипеды составом
из бамбука и бумаги. Однако в
целом, отношение к техническим
новшествам было отрицательным. Концепция
из даосизма гласила, тот, кто занимается
механическими ухищрениями
За несколько тысячелетий своего развития китайский народ создал своеобразную легкоузнаваемую культуру, сформировал культурную общность, охватывающую весь дальневосточный регион, где самой отличительной чертой является иероглифическая письменность. Истории было так угодно, чтобы китайская цивилизация, встречаясь со степными кочевниками, обогащала их своей высокой культурой.
Глава 2. Конфуцианство и даосизм.
В середине первого тысячелетия до н. э. философ Конфуции (551—479 гг. до н. э.) создал учение, которому было суждено стать плотью и кровью цивилизации. Цель его философской системы состояла в том, чтобы сделать государство идеальным, основанным на твердых нравственных принципах, с гармоничными социальными отношениями.
Методы управления государством, регулирование отношений между разными социальными слоями, принципы семейной жизни, этические нормы, которым должен следовать человек, — вот что в первую очередь интересовало Конфуция и его последователей.
Государство, которое Конфуций стремился привести в строгое соответствие с Божественным порядком, определялось как большая семья. В этой семье каждый должен занимать свое место и вести себя так, как подобает при его положении.
Стержнем, на котором держится государство, были для философа преданность и покорность. Эти качества должны пронизывать всю жизнь общества сверху донизу. Дети почитают родителей, младшие братья и сестры — старших, а подданные — своих правителей. Принцип большой семьи также означал полную ответственность властей перед народом. Только в этом случае народ будет доверять своим правителям, а без доверия не может существовать прочное государство.
Впоследствии, когда конфуцианство превратилось в государственную религию, учение философа вошло как основной предмет в систему государственных экзаменов: только те, кто блестяще знал работы Конфуция, могли претендовать на получение должности чиновника.
Залогом вечности Поднебесной
конфуцианство считало
Конечно, конфуцианство не
определяло полностью духовную жизнь
Китая. Оно существовало в обстановке
соперничества с другими
Мир духа и мир бесчисленных физических форм объединяет понятие Дао – Пути Вселенной.
Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с эпохи Борющихся Царств (Чжаньго) в V век до н. э., практически одновременно с учением Конфуция. Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди. Несколько более достоверным основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма — «Дао Дэ Цзин». Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма. Еще одним знаменитым текстом раннего даосизма является «Чжуан-цзы», автором которого является Чжуан Чжоу (369—286 гг. до н. э.), известный под именем Чжуан-цзы, в честь которого и названо его произведение.
Попадали в Китай и другие учения, но ничего не привилось на консервативной почве Китая, кроме буддизма.
Буддизм никогда не смог бы войти в число «трех учений» Китая, если бы не его близость к даосизму. Поэтому произошел синтез.
Одни и те же китайцы в дни полнолуний и новолуний посещали храмы обеих конфессий. Буддийские священники вызывали у них подозрение, так как добровольно отказывались от семьи и потомства, нарушали принцип «сыновей почтительности».
Вообще китайцам мир всегда виделся полным духом и божеств, с которыми надо было уметь общаться. Ведь даже загнутые коньки китайских крыш – преследовали практическую цель – отправить обратно по параболе падающих на дома из воздушного пространства злых духов. Человек соединил в себе небесное и земное, доброе и злое, темное и светлое, мужское и женское, изменяющееся и постоянное, поэтому он встает вровень с землей и небом. По мнению китайцев, от человека зависит, будет ли Вселенная функционировать так как ей положено, поэтому любая безнравственность и смута в обществе, отказывается на состоянии природы и космоса. Власть государя в Китае всегда была самодержавной, но были и сдерживающие факторы.
Межэтническое культурно-политическое единство Китая складывалось постепенно. К середине І тысячелетия до н.э. образуется устойчивый этнокультурный комплекс средних царств и возникает представление об их превосходстве над остальной периферией.
Период формирования культурного
типа Древнего Китая охватывает эпоху
«Воюющих царств» – V-II в. до н.э. Эпоху
Цинь, эпоху Хань, эпоху Чжаньго.
Культурная преемственность этих трех
эпох позволила создать неповторимый
тип цивилизации. Китай не заложил
основ замкнутой касты жрецов
и сановников, но он сформировал
радикальный тип чиновника-