Концепции современного естествознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 23:14, автореферат

Краткое описание

Общение – это не только и не столько просто речь человека. Это, пожалуй, главная и основополагающая деятельность человека, которая лежит в основе развития человеческого общества всех форм социального взаимодействия, и сам социум немыслим без общения. Даже не используя речь, человек задействован в процессе общения, так как средства для этого достаточно разнообразны. Коль скоро существует как минимум два участника, объединенных какой-то ситуацией, то возникает передача информации, а значит, и процесс общения.
В общении выделяются три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона, которая состоит в обмене информации между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции, или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника. И третья, перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Содержание

Введение…………………………….3
1. Виды общения…………………...4
1.1Правила делового общения …...5
2. Функции общения……………....10
2.1Стратегии общения……………...12
3 .Средства общения……………......16
3.1 Жесты…………………………...20
Заключение…………………………21
Список литературы………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

Психология делового общения.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

3) Монологическая-диалогическое общение.

4)   Ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»).

Различные виды общения  предполагающие выбор той или  иной стратегии, подчиняются своим  специфическим правилам.

Тактика общения –  реализация в конкретной ситуации коммуникативной  стратегии на основе владения техниками  и знания правил общения. Техника  общения – совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и  умений слушать.

 

 

 

13

В общении выделяют следующие позиции:

- доброжелательная позиция  по отношению к собеседнику

- нейтральная позиция;

- враждебная позиция,  неприятие собеседника;

- доминирование, или  «общение сверху»;

- общение «на равных»;

- подчинение, или общение  «снизу».

Следующая функция общения – познание людьми друг друга в процессе общения, или перцептивная (от лат. – психологическое восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств). Перцептивная сторона общения – это во многом сложный и уникальный процесс, в котором участвует вся личность человека, все психологические процессы – память, восприятие, ощущение, мышление, воображение, воля, внимание. С. Л. Рубинштейн писал, что в повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы «читаем», то есть расшифровываем значение внешних данных и раскрываем смысл образа в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» происходит бегло, так как в процессе общения у нас вырабатывается определенный, более или менее автоматический, функционирующий подтекст к поведению окружающих.

Чтобы развивать перцептивную способность, умение быстро и точно  воспринимать собеседника, его поведение, нужно этому учиться. Для этого  нужно быть внимательным к собеседнику: развивать коммуникативную память (необходимо помнить предшествующую тональность общения с этим человеком); развивать наблюдательность в процессе общения; стремиться предугадать реакцию собеседника; уметь анализировать внешнее поведение людей – позу, жесты, мимику, экспрессию – то есть внешние проявления обратной связи.

14

В процессе общения нужно  постоянно думать о партнере. В  этом случае процесс общения становится более целенаправленным, ориентированным, приятным для собеседника и одновременно эффективным. Единство собственной личности и личности партнера в процессе общения чрезвычайно важный фактор, который, тем не менее, не совсем очевиден для участников процесса общения. Действительно, если человек не ориентируется в психическом состоянии своего собеседника, то акт коммуникации оказывается неудачным, а это в свою очередь может привести к ухудшению межличностных отношений.

Следующая функция общения -  это организация межличностных отношений.

Процесс формирования плодотворных взаимоотношений предполагает:

- подлинный интерес к другому человеку, стремление познать и понять его;

- осознания себя как  части целого – частички человеческого  взаимодействия;

- стремление так организовать  взаимоотношения, чтобы общение  с вами было приятным для  другого;

- взаимоотношения не  должны складываться стихийно,  необходимо направленно их формировать, тогда быстрее и приятнее пройдет взаимопонимание.

Еще одной функцией общения  является взаимовлияние людей друг на друга (т.е. интерактивная сторона  общения). В процессе общения собеседник всегда пытается, как бы внедрить свои чувства, мысли и переживания, т.е. подать предмет разговора так как он его видит и привлечь таким образом собеседника на свою сторону. Причем эту задачу стремятся  решить как люди эмоциональные, так и внешне спокойные, даже кажущиеся равнодушными.

15

Эффект этот понятен  – это желание влиять на собеседника, но в этом процессе невольно осуществляется взаимовлияние.

Взаимодействие людей  всегда есть борьба – борьба мотивов, установок, позиций. Общаясь с человеком  существует желание «спровоцировать» его поведение в интересующем направлении, найти в системе его контраргументов слабые точки, воздействовать на них и добиться взаимопонимания; определить факторы, которые помогут управлять поведением партнера при самом доброжелательном отношении к нему. В этих случаях используются разнообразные неречевые средства общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

3 .Средства общения

Общение, будучи сложным  социально психологическим процессом  взаимопонимания между людьми осуществляется по следующим основным каналам:

- речевой (вербальный);

- неречевой (невербальный).

Речь как средство общения одновременно выступает  и как источник информации и как  способ воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входит:

- значение и смысл  слов и фраз;

- речевые и звуковые  явления – темп речи, модуляция  высоты голоса, тональность голоса, ритм, тембр, интонация, дикция  речи. Наблюдения показывают, что  наиболее привлекательной в общении  является плавная, спокойная манера  речи.

- выразительные качества  голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плачь, шепот, вздохи и т.д.;

- разделительные звуки,  например, кашель, нулевые звуки  – паузы.

Спектр неречевых средств  общения, достаточно широк:

- чувства и эмоции (их проявления изучает специальная наука кинестика);

- движения мышц лица (изучает мимика);

- жестовые движения  отдельных частей тела (изучается  жестикой);

- моторика всего тела  – позы, осанка, поклоны, походка  (изучается понтамимикой);

 

17

- прикосновения в ситуации общения – рукопожатия, дотрагивания, поглаживания, поцелуи, отталкивания и т.д. (изучается такесикой);

- расположение людей  в пространстве также несет  определенную информацию (изучается  проксемикой).

Ученые установили, что  цели и задачи общения существенным образом влияют на дистанцию между партнерами. Выделяют следующие зоны дистанции между партнерами:

- интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь  близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерно доверительное  общение, исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.

- личная или персональная  зона (45-120 см), для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.

- социальная зона (120-400 см), обычно соблюдается во время  официальных встреч, как правило  с теми, кого не очень знают.

- публичная зона (свыше  4 м), подразумевает общение с большой  группой людей.

Мимика – движение мышц лица, отражающее внутреннее состояние  говорящего.  Мимика способна дать информацию о том, что на самом деле переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека могут сказать больше, чем произнесенные слова. Замечено, что человек пытается скрыть информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

 

18

Взгляд по своей специфике  может быть:

- деловым, когда он  фиксируется в районе лба собеседника,  это предполагает создание серьезной  атмосферы делового партнерства;

- светским, взгляд опускается  ниже уровня глаз собеседника,  до уровня губ. Такой взгляд способствует непринужденной светской обстановке.

- интимным – направлен  не в глаза собеседника, а  ниже лица – на другие части  тела до уровня груди. Специалисты  утверждают, что такой взгляд  говорит о большой заинтересованности  друг другом в общении; взгляд искоса говорит о критическом или подозрительном настрое к собеседнику.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции. Причем легче всего распознаются положительные  эмоции – радость, любовь, удивление, труднее всего воспринимаются отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Много информации несут  жесты. В языке жестов, как и  в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на пять групп:

 

 

 

 

 

 

 

19

1. Жесты-иллюстраторы – это жесты-сообщения – указатели, пиктографы, т. е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигурации»); кинетографы – движения телом; жесты – биты («жесты-отмашки»); идеографы, т. е. Своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые движения вместе.

2. Жесты-регуляторы. Это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивки, направление взгляда, целенаправленные движения руками.

3. Жесты-эмблемы- это заменпители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки на манер рукопожатия на уровне руки во многих случаях означают «здравствуйте», а поднятые над головой – «до свидания».

4. Жесты-адапторы – специфические привычки человека, связанные с движением рук. Это могут быть почесывания, подергивания отдельных частей тела, касания, пошлепывания партнера, перебирания предметов руками и т. д.

5. Жесты-аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и мышц лица определенные эмоции.

Существуют и микрожесты – движения глаз, покраснения щек, слушателя важно приобрести умение понимать ложные, притворные жесты. подергивания губ и т. д.

Практика показывает: когда люди хотят показать свои чувства, они прибегают к жестикуляции. Поэтому для проницательного слушателя важно понимать притворные, ложные жесты. Особенность их в том, что они направлены на преувеличение слабого волнения (демонстрация усиления движений руками и корпусом); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений). Эти ложные движения, как правило, начинаются с конечностей и заканчиваются на лице.

 

 

20

3.1 Жесты.

- жесты оценки –  почесывание подбородка, вытягивание  указательного пальца вдоль щеки;

- жесты уверенности – раскачивание на стуле, соединение пальцев в купол;

- нервозности и неуверенности  – переплетенные пальцы рук,  пощипывание ладони, постукивание  по столу пальцами и т. д.

- жесты самоконтроля  – например, заведение рук за  спину, поза сидящего в кресле  человека. Вцепившегося в подлокотник;

- жесты ожидания –  потирание ладоней, медленное  вытирание ладоней о ткань;

- жесты отрицания-  сложенные на груди руки, отклоненный  назад корпус, скрещенные руки, дотрагивание  до кончика носа;

- жесты расположения  – прикладывание руки к груди, прерывистое прикосновение к собеседнику; жесты неискренности -  прикрытие рукой рта, прикосновение к носу как более утонченная форма прикрытия рта, говорящая либо о лжи, либо о о сомнении в чем-то, поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд» и т. д.

Умение понимать популярные жесты позволяет лучше разбираться  в людях.

 

 

 

 

 

 

 

 

21

Заключение.

Общение – сложный  и многогранный процесс, который  является основополагающим в совместной деятельности людей.

В работе дана характеристика общения именно как процесса деятельности человека; были рассмотрены основные виды общения, функции общения как вида деятельности человека, а также средства общения. Средства общения достаточно разнообразны, предполагают неречевые и речевые формы взаимодействия. Речь – далеко не лидирующее средство социального взаимодействия. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации слова составляют 7%, звуки интонации 38%, а неречевое взаимодействие 53%.

Разные исследователи  рассматривают виды и структуру процесса общения с разных позиций, поэтому в терминологии возникают вариации.

Виды общения можно  выделить, используя разнообразные  формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, времяпрепровождение, операция, игра, социальное взаимодействие, конфликты, ритуальное взаимодействие и другие виды взаимодействия.

Общение – это не только самодостаточный процесс социального  взаимодействия, оно зависит от многих факторов, коммуникативных умений и  навыков субъектов общения. С другой стороны, от общения, его качества и уровня зависит внутреннее психическое состояние участников коммуникации, и в общем, результаты трудовой деятельности человека, целого коллектива.

Объективно процесс  общения определяется закономерностями, определенными правилами, которые должны соблюдаться участниками этого процесса, во имя достижения общих целей в деятельности.

 

 

22

Список литературы.

1.         Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 480 с.

2.         Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Роспедагентство, 1995. – 108 с.

3.         Практическая психология: Учебник. Спб.: «Дидактика Плюс», 1997. – 336 с.

4.         Станкин М. И. Психология общения: курс лекций. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 304 с.

5.         Столяренко Л. Д. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 512 с.  С. 436.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

Автономная некоммерческая организация

         «Поволжский экономика-юридический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет: Психология делового общения.

Информация о работе Концепции современного естествознания