Корейское чудо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 10:52, реферат

Краткое описание

Корейское чудоФеномен восточно-азиатского капитализма (или стран НИС – новые индустриальные страны) представляет собой особо интересное явление. Этим государствам, а именно: Японии, азиатским «тиграм», в т.ч. Южной Корее, а теперь уже и Китаю удалось сравнительно за короткие промежутки времени добиться впечатляющих экономических успехов и войти в элиту мировой экономики. И путь Южной Кореи является одним из наиболее подходящих для использования в странах СНГ.
Лидерство Японии, давшей модели экспортно-ориентированной экономики путевку в жизнь в значительной степени осталось позади. Страна «восходящего солнца», пережив глубокий финансовый кризис 90-х годов выбиралась из него очень долго. Модель Китая, хотя и основана на постоянном инновационном росте и промышленной революции, имеет много издержек, вряд ли приемлемых для стран СНГ. Это низкая стоимость доступной и массовой рабочей силы, ее высокая эксплуатация, низкая степень социальных гарантий (система пенсионного обеспечения не распространяется на основную часть населения – крестьянство), отсутствие политических реформ, устаревшая идеологическая платформа, высочайшие экологические издержки.

Содержание

Общие черты Южной Кореи
«Отец» южнокорейских реформ.
Взлет «чеболей».
«Азиатский» кризис.
Образование и наука
Предложения для России

Вложенные файлы: 1 файл

Чудо.docx

— 35.92 Кб (Скачать файл)

В результате кризиса произошел  рост процентных ставок с 15 до 35 % годовых. Началось банкротство мелких компаний. Однако курс валюты продолжил падение  до 2000 вон за доллар, а резервы  упали до 4 млрд.долл.  Руководство  страны призвало к помощи население, призвав его продавать золото для пополнения резервов. Таким образом, было собрано около 227 тонн золота на общую сумму 2.2 млрд.долл.  Южная Корея сумела вполне благоприятно использовать рецепты МВФ. В результате реформ была проведена реструктуризация финансового сектора, улучшение качества управления корпоративным сектором, повысилась прозрачность компаний. В результате антикризисных мер, притока иностранных инвестиций и сокращения импорта уже к марту 1998 г. резервы выросли до 24 млрд.долл., ставки опустились. С конца 1998 г. экономика восстановила докризисные темпы роста.

Прошедший кризис имел вполне «очищающее»  значение. В результате принятых мер  изменилась структура самих чеболей, их структура была реорганизована, «лишние» активы были переданы тем  чеболям, где их использование было бы более эффективно исходя из их рыночного  профиля. Увеличился уровень контроля за чеболями, повысился их уровень менеджмента, прозрачности. Повысилась эффективность банковской системы. В результате ее приватизации включились рыночные механизмы предоставления ресурсов, при котором все неэффективные предприятия оказались изолированы от получения ресурсов.

Развитие малого и среднего бизнеса. В течении 60-80-х годов экономика Южной страны весьма успешно развивалась на базе модели высокомонополизированной экономики, в которой на долю чеболей в до конца 90-х годов приходилось до 53 % ВВП страны. Чеболи получали буквально все ресурсы, банковские кредиты, гарантии. При этом малый и средний бизнес в стране чувствовал себя на обочине экономики.

После кризиса, рыночное мышление нового руководства страны помогли улучшить позиции среднего бизнеса. Мелкому бизнесу были облегчены условия долгового бремени путем реструктуризации и частичного списания. Банки, ставшие в значительной степени частными, и на печальном опыте познавшие чего может стоить крупные «невозвратные» кредиты,  более охотно стали сотрудничать с мелкими и средними предприятиями. Регистрация предприятий стала носить заявительный характер. С участием государства были созданы консалтинговые, технические, кадровые центры, инвестиционные фонды по поддержке малого и среднего бизнеса. Специально для этого сектора экономики была создана ассоциация внешней торговли, помогающая продвижению товаров на внешних рынках путем организации помощи на выставках и ярмарках. Были созданы специальные фонды по развитию производств, в основном легкой промышленности,  на территории Северной Кореи, использующие ее дешевую рабочую силу. Получили развитие специальные центры розничной торговли, предоставляющих площади за льготную низкую плату (!).  В совокупности этим меры привели к значительному росту продукции выпуска продукции этого сектора. Реализация программы повысила занятость населения, способствовала улучшению социального климата в стране. Напротив, проблема развития малого бизнеса в России со стороны государства до сих пор не имела адекватного внимания. Тем не менее все меняется, и в программе развития страны до 2020 г., а также выступлениях Д.Медведева - этому вопросу уделено значительное место.

Атомная энергетика. По количеству производимой атомной электроэнергии  страна входит в шесть крупнейших производителей мира. Ю.Корея имеет 20 атомных блоков, согласно планам развития атомной энергетики, их число увеличится к 2020 году на 10 и  достигнет 30. Эта программа предусматривает  создание полного собственного цикла  технологии строительства атомных реакторов.  Для сравнения отметим, что согласно программе развития атомной энергетики России на период 2007-2015 годы планируется строительство 10 новых энергоблоков общей мощностью не менее 9.8 ГВт, при этом  в Китае до 2020 г. планируется построить 32 блока (!). И если энергетическое обеспечение наших амбициозных планов будет неадекватным, они могут столкнуться с самыми серьезными ограничениями.

Образование и наука.  Ю.Корея  извлекла очень много полезного  не только из опыта успеха Японии, но также и из анализа ее ошибок. Как известно, Япония во многом потеряла лидерство в результате того, что  существуя за счет покупки технологий, страна не смогла создать их собственное  производство,  не смогла поддерживать высокий уровень технических  инноваций.  Руководство страны четко  понимает, что именно развитие образования  и науки является фундаментальной  предпосылкой успешного экономического развития. В стране имеется 408 высших учебных заведений и колледжей, 3.5 млн. студентов – из них 32 % получают инженерное образование. По удельному  числу студентов страна занимает одно из ведущих мест в мире. Помимо государственных особенно велики частные  вложения в развитие науки за счет пожертвований крупнейших корпораций страны. Согласно планам правительства, к 2012 году страна планирует войти  в пятерку стран с самой  развитой наукой и техникой. С этой целью планируются массированные  инвестиции в самые передовые  отрасли науки и технологии, объем  затрат на НИОКР составит до 3.5 % ВВП.

Уроки для России. И в Ю.Корее, и в Китае новая рыночная экономика -  рыночные предприятия создавались  не путем приватизации, а строились  с нуля.  У нас напротив - все  бросились приватизировать остатки  великой державы – СССР. Но крупных  новых предприятий, особенно в промышленном производстве по сути не создано. Именно и только поэтому Россия ни может сравниться ни с Китаем, ни с Южной Кореей.  Здесь много зависит от личности «творца» компании, и есть большая разница между приватизацией и созданием нового бизнеса. Большинство создателей новых инновационных компаний, вошедших в элиту мирового бизнеса были великими творцами, прошедший труднейший путь реализации своего замысла.  Наши капитаны бизнеса пока отличились лишь тем, что смогли сохранить и приумножить старое, но до создания инновационных продуктов мирового уровня  они пока не дошли.

Конечно, наше государство сейчас делает определенные попытки пойти  южнокорейским путем. В своем  послании В. Путин заявил о развитии судостроительной области. Появились  интересные совместные проекты по строительству  гражданских самолетов на базе концерна Сухого. И Путин и Медведев подтвердили  курс на развитие инновационной экономики. Но до Южной Кореи нам пока очень  далеко. Хотя успехи российской экономики  и велики, но они все-таки относительны. И все потому, что эффективность нашей экономики крайне низка. Сейчас мы по уровню ВВП на 9 месте (1.7 трлн.долл.) и почти догнали небольшую Италию, производящую чуть больше.  Да, с учетом того, что темпы роста в Европе составляют 2-2.7 %, а у нас 6-8 % мы можем в течении нескольких лет обогнать Францию (7 место, 1.87 трлн.долл.),  Англию (6 место, 1.903 трлн.долл.), позже -  Германию (5 место 2.583 трлн.долл.) и по величине ВВП и выйти на 5 место в мире. 

Однако Россия, с населением 140 млн. человек и с самой большой территорией в мире не может производить такой же объем продукции, сколько сравнительно небольшие государства. По показателю эффективности нашей экономики, наиболее простейший из которых является уровень ВВП на человека (более точно ВВП/число занятых) мы занимаем по итогам 2006 г. невысокое 81 место с результатом 12 100 долл. на человека. Даже такие бывшие части СССР, как Латвия и Литва имеют намного более высокий уровень  - 15 400 долл. Так что если мы хотим строить высокоразвитую экономику, нам следует иметь более высокие амбиции в будущем. И если у нас будет российское экономическое чудо, т.е. средние темпы роста экономики составят  около 9 %, что вполне достижимо, РФ к 2030 году спокойно могла бы выйти на 4 место в мире.

Чем же все таки для нас является наше безумное сырьевое богатство ? Да с одной стороны это наше конкурентное преимущество. Но с другой … У всех великих индустриальных азиатских стран – Японии, Южной Кореи, Китая был один недостаток, который стал их преимуществом -  сырьевая бедность и значительная численность населения. Именно это помогло толкнуть их на единственной возможный путь - путь создания инновационных материальных ценностей, т.е. промышленной продукции, имеющей мировое качество. Так почему поток нефтедолларов пока не идет в инновационные отрасли ?  Ответ прост – национальной буржуазии не всегда выгодно идти инновационным путем -  для этого нужна политическая воля государства.

Существует некий миф, что мол мы русские не такие работящие как немцы, китайцы и корейцы. Действительно, традициями частного предпринимательства, тщательно уничтожавшиеся в советское время, мы похвастаться пока не можем. В то же время посмотрите на Южную и Северную Корею. Вот вам два одинаковых народа, но находящихся в разных экономических и политических системах. Увы, Северная Корея ( с ВВП 40 млрд.долл. – в 30 раз меньше и темпами роста – 1%) по сравнению с Южной пребывает в полной нищете  и поразить мир ничем не может. Таким образом, главное - не изначальный менталитет нации, а наличие условий для развития эффективной рыночной системы, позволяющей его «проявить».  Но главное даже не это.  Все очень просто – развитие начинается только в тех странах, где власть ставит задачи развития. Нет таких задач – ничего не изменится.

В странах, где рынок только формируется,  можно ждать 30-40 лет, когда рыночные силы созреют до такой степени, что  начнется массовый прогресс, а можно  и не ждать. В этом случае роль созидателя, подталкивающего рынок в нужном направлении, великолепно исполнит просвещенное и деятельное государство. Был у нас Великий Петр I, который  решил сделать из Россию мировую  державу, вот страна и развивалась, хоть и под жестким прессом, но сколько было достижений!  Был Александр III, заботившейся о величии страны, были созданы экономические механизмы роста -  страна стала успешно развиваться.  Хотел И.Сталин сделать из СССР  сильнейшее государство – да,  было много ошибок и «перегибов», но он достиг цели.

Но только время у нас сейчас другое, не из-под палки нужно  работать, не повторять многочисленные ошибки прошлого,  а создавать  экономические, финансовые и правовые  механизмы, позволяющие людям нормально  работать, развиваться, создавать бизнес, получать кредиты, строить жилье. Для  достижения этих целей государство  должно стать более целеустремленным и эффективным, просвещенным и рациональным, отстаивающим интересы общенациональные, а не «клановые».  План Путина поставил задачу кардинальным образом улучшить благосостояние людей и вывести  страну в мировые лидеры – и   использование лучшего мирового опыта нам не помещает. Так давайте  его изучать и использовать на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. К.Асмолов, Генерал Пак Чон Хи, Очерк политической биографии, «Сеульский вестник», http://vestnik.tripod.com/articles/park-jong-hee.html

2. Экономика Южной Кореи,  http://ru.wikipedia.org/

3. А.С.Селищев, Н.А.Селищев, «Китайская  экономика в XXI веке», СПб, Питер, 2004 г.

4. Республика Корея: достижения  догоняющего развития, www.mgimo.ru/fileserver/2004/kafedry/mirec/prog-mirec2006_11-market-dem6.doc

5. Б.Б.Рубцов, «Реформа финансового  сектора республики Южная Корея:  опыт преодоления кризиса», «Сеульский вестник», http://vestnik.tripod.com/library/rubzov.pdf

6. Валерий Гуенков, «Студентов в Корее становится всё больше», «Сеульский вестник», http://vestnik.tripod.com/novosti07/112602.html


Информация о работе Корейское чудо