Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:53, реферат
В 2005 году исполнилось 270 лет со дня рождения Семена Герасимовича Зыбелина, видного российского ученого, педагога, первого русского профессора медицины Московского университета, действительного члена Российской академии наук (1784), сыгравшего важную роль в развитии гигиены в России, обобщившего и разработавшего систему гигиенических мероприятий по предупреждению многих болезней.
В 2005 году исполнилось 270 лет
со дня рождения Семена Герасимовича
Зыбелина, видного российского ученого,
педагога, первого русского профессора
медицины Московского университета,
действительного члена
Семен Герасимович Зыбелин родился 25 августа (5 сентября по новому стилю) 1735 года. Его отец происходил из среды мелкого духовенства. (Старший брат Семена Герасимовича Алексей впоследствии станет архиепископом Казанским).
Первоначально С. Г. Зыбелин учился в Москве в Славяно-греко-латинской академии при Заиконоспасском монастыре. Курс состоял из восьми классов: четырех низших, двух средних и двух высших. Основное внимание сосредоточивалось на изучении древних языков: латинского и греческого, а также славянского и богословия.
В 1755 году был открыт Московский
университет и произведен первый
набор студентов. Согласно указу
Синода, Славяно-греко-латинская
Будущий профессор-медик
первоначально обучался на философском
факультете "общим наукам": философии,
словесности, истории, физике, логике и
метафизике. По идее инициатора создания
Московского университета М. В. Ломоносова
первоначально все студенты без
исключения должны были прослушать курс
философского факультета, дающий общее
теоретическое образование. Поэтому
С. Г. Зыбелин так же, как и другие
студенты, в течение первых трех
лет изучал общеобразовательные
предметы. С особой любовью он занимался
словесностью. Любовь к литературе
наложила определенный отпечаток на
всю его последующую
Первыми учителями С. Г. Зыбелина
в университете были Н. Н. Поповский
и А. А. Барсов. В течение трех лет
С. Г. Зыбелин с большим вниманием
слушал курс "общих наук", которые
читались рядом передовых русских
ученых и овладение которыми бесспорно
имело огромное значение в формировании
его мировоззрения. Одновременно, будучи
еще студентом, С. Г. Зыбелин начал
выступать и как педагог-
3. Мировоззрение С.Г. Зыбелина
Зыбелин указывал, что многие болезни зависят и от самого человеческого организма, его особенностей, а главное, от поведения человека. Вот почему, чтобы лучше сохранить себя, надо «в свойство всего того проникать, что нас соблюдает». Каждый должен понять, что для него вредно и что полезно. Однако все это не так просто, так как многообразие явлений мира постоянно сбивает человека с толку и он «стези правого пути оставляет, располагая все только по прихотям своим». С. Г. Зыбелин утверждал, что предел жизни нашей значительно превышает тот, который мы видим: человек может жить свыше 100 лет и притом не болея. Но немногие пользуются таким долголетием. Если исключить «жестокий род жизни и непредвиденные исключения», то человек сам виноват в своем коротком веке. Надо изучить свой организм, узнать его склонности и тогда можно прожить долгую и здоровую жизнь. Зыбелин писал: «Если бы возможно было сыскать врачество на праздность, на невоздержание и на вредные страсти, то бы оное было всеобще целительное всем и почти противу всех болезней человеческих».
И жизнь, и здоровье, по Зыбелину,
возникают в результате взаимного
движения твердых и жидких частиц.
От этого же зависят и разные состояния
телесных и душевных способностей.
В одной из своих работ автор
дает яркую характеристику принятых
в медицине еще издавна, со времен
Гиппократа, основных типов сложения-
Излагая образно, порой художественно,
часто не без иронии и сарказма
эти психофизиологические особенности
человеческого организма, как они
представлялись древним, сам С. Г. Зыбелин
относился ко всему этому критически
и считал, что людей нельзя втиснуть
в придуманные
Зыбелин считал, что человек имеет все возможности для долговременной жизни. Но обычно наблюдается обратное и люди чаще умирают в молодом и зрелом возрасте, чем в старческом. Почему это происходит? От чего зависит здоровье? Чтобы ответить на эти вопросы, Зыбелин с предельной тщательностью разбирает все наиболее существенное, что связано с воспитанием ребенка.
У С. Г. Зыбелина, основоположника отечественной науки о больном человеке, в области научно-философского восприятия мира много общего и с М. В. Ломоносовым. Материалистическое решение основных философских проблем, взгляд на организм как на тело, подчиненное всеобщим законам природы, понимание значения окружающей организм среды, - вот те основные положения, из которых вслед за М. В. Ломоносовым и другими отечественными философами-материалистами исходил в своем клиническом учении С. Г. Зыбелин.
В 1759 году вместе со своим
однокурсником П. Д. Вениаминовым С.
Г. Зыбелин был направлен за границу
специально обучаться медицине. Но
предварительно в 1758 году он вместе с
Вениаминовым, Десницким и другими
студентами, окончившими Московский
университет, был направлен в
Петербург, где в течение ряда
месяцев занимался в
Первоначально С. Г. Зыбелин
обучался медицине в Кенигсберге (Пруссия),
а затем в одном из лучших университетов
Европы того времени - Лейденском (Голландия),
особенно славившемся в XVIII веке постановкой
медицинского образования. В Кенигсберге
и Лейдене Зыбелин не ограничивался
изучением теоретических
5. Педагогическая деятельность
Чтобы получить кафедру в Московском университете, С.Г. Зыбелину пришлось проявить большую настойчивость. С. Г. Зыбелин и его товарищ П. Д. Вениаминов подверглись экзамену на конференции университета. "Конференция подвергла их не испытанию, но только ученой беседе о предметах, относящихся к теоретической медицине и естественной истории и особенно ботанике". После этого С.Г. Зыбелин прочел пробную лекцию на заданную ему конференцией тему - афоризм Гиппократа: "Все холодное, например снег, лед, вредно для груди, возбуждает кашель, производит кровотечение и катарры". После пробной лекции С.Г. Зыбелин был допущен к преподаванию в 1765-1766 учебном году курса "теоретической медицины".
Получив право преподавания в Московском университете, С.Г. Зыбелин не имел права врачебной практики, так как Медицинская коллегия отказала ему в этом, воспользовавшись законом, согласно которому право врачебной практики давалось лишь тем, кто сдавал специальные экзамены в Медицинской коллегии. Несколько лет С. Г. Зыбелину пришлось усиленно добиваться этого права, и лишь после новых специальных экзаменов в 1767 году оно было ему дано. Медицинская коллегия признала его "достойным обучать медицину и оную отправлять на практике". В 1768 году С. Г. Зыбелин был утвержден профессором.
Деятельность С. Г. Зыбелина, передового русского врача XVIII века, первого русского профессора Московского университета, была чрезвычайно многогранной. Будучи прекрасным педагогом, образованнейшим человеком своего времени, он стремился не только передать молодежи свои знания, но привить ей любовь к науке, к врачебной деятельности, воспитать в ней веру в науку и критическую мысль. 5
Уже с первых шагов своей профессорской деятельности С. Г. Зыбелин стремился привлечь к преподавательской работе в стенах Московского университета наиболее способных из своих учеников. Последующее поколение русских профессоров-медиков XVIII века - Иван Сибирский, Фома Барсук-Моисеев, Ф. Т. Политковский - фактически были его учениками, и он много содействовал их научному росту.
Более 36 лет проработал С.Г. Зыбелин в стенах Московского университета. Он был первым русским профессором на медицинском факультете.
Медицинский факультет в
течение первых сорока лет своего
существования состоял из трех кафедр:
кафедры химии, профессор которой
должен был обучать студентов "химии
физической и особливо аптекарской",
кафедры натуральной истории
и кафедры анатомии. Все эти
кафедры должны были обеспечить преподавание
анатомии, физиологии, патологии, ботаники,
минералогии и "медицину практическую".
"Доктор и профессор анатомии
должен обучать и показывать практическое
строение тела человеческого и приучать
студентов к медицинской
С. Г. Зыбелин читал различные курсы. Он читал курс теоретической медицины, куда входили анатомия, физиология и патология. Ряд лет он читал натуральную историю, химию, ботанику, врачебное веществование (фармакологию), в последующие годы клиническую медицину - терапию и хирургию. Как преподаватель он пользовался большой любовью студенчества. В немногочисленных воспоминаниях студентов XVIII века "чаще всего в наиболее симпатичном свете являются словесники Барсов, Сохацкий и Чеботарев, философ Аничков, медики Зыбелин и Политковский".
С первых лет вступления в должность профессора медицинского факультета С. Г. Зыбелин был сторонником чтения лекций на русском языке. Эту идею впервые развил перед ним, еще студентом, профессор Н. Н. Поповский в своей вступительной лекции к курсу философии в 1755 году. "Наука, которая рассуждает о всем, что ни есть на свете, - говорил Поповский, - может ли довольствоваться одним римским языком, который, может быть, и десятой части ее разумений не вмещает". Далее он подчеркивает, что "нет такой мысли, кою бы по-российски изъяснить было невозможно".
Стремясь сделать научные данные более доступными русской учащейся молодежи XVIII века, не всегда достаточно владеющей латинским языком, первые русские профессоры Московского университета, ломая вековые традиции западноевропейских университетов, вели преподавание на родном языке. Много внимания Семен Григорьевич Зыбелин уделял и вопросам создания русской медицинской терминологии, многие русские медицинские термины, которые в настоящее время являются общепринятыми, впервые были введены в обиход С.Г. Зыбелиным.