Кревская уния 1385 год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 12:10, реферат

Краткое описание

Руководителей Польши это вполне устраивало, так как открывалась возможность расширить свои владения за счет ВКЛ. В 1384 г. Начались переговоры о женитьбе Ягайло с наследницей польской короны Ядвигой. Когда же голову 12-летней Ядвиги увенчала королевская корона, в Краков и Витебск , бывший тогда резиденцией великого князя литовского ,зачастили специальные посланники. И та , и другая стороны видели множество причин, которые склоняли ослабевшую за период правления Людовика венгерского и польского, а затем и бескоролевья Польшу к сближению и даже союзу с также ослабленным внутренней борьбой Великим княжеством. Одной из них является тот факт, что в конце ХIV в. Укрепилось политическое положение и значение Москвы как центра объединения всех русских земель. Москва привлекала православных белорусов ,хранивших веру как символ этнического самоутверждения .В пользу полонофильских настроений говорило то, что и Польше ,и Великому княжеству угрожали крестоносцы.

Вложенные файлы: 1 файл

1385 кревская уния.docx

— 35.40 Кб (Скачать файл)

 

 

Кревская уния

1385 год

 

 

              Подготовила студентка

                                                                                      группы ДГС-1 курса 1

                                                                                               Бирич Алина

 

  
ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ УНИИ.

После Ольгерда, вследствие междоусобной борьбы, к власти пришел его младший сын Ягайло (1377-1392).С самого начала он столкнулся с целым рядом проблем, стоящих перед Великим княжеством Литовский: внутренней нестабильностью в государстве, вызванной в значительной степени нарушением им принципа родового старшинства в наследовании великокняжеского престола и истощением государственного организма .

После победоносной битвы русских с татарами в 1380 г., на белорусских землях усилилось стремление к сотрудничеству с Московским княжеством. Белорусы видели, что оно, выходя из состояния вассала орды, становится государством со стабильной  внутренней структурой, вступает на широкий путь самоутверждения. И хотя это противоречило стратегической цели ВКЛ, Ягайло решил искать опоры в союзе  с Москвой. В середине 1380-х гг. у Ягайло установились непосредственные отношения с Дмитрием  Донским и началось политическое сотрудничество . Стала рассматриваться возможность  союза между ВКЛ и Московским государством. Московский проект соглашения предусматривал принятие Литвой православия , а великому князю Ягайло предлагалось «быть в  их воле»,  то есть стать младшим братом , вассалом Дмитрия. Однако литовские князья и феодалы отклонили эти условия и была сделана ставка на союз  с Польшей.

Руководителей Польши это вполне устраивало, так как открывалась возможность расширить свои владения за счет ВКЛ. В 1384 г. Начались переговоры о женитьбе Ягайло с наследницей польской короны Ядвигой. Когда же голову 12-летней Ядвиги увенчала королевская корона, в Краков и Витебск , бывший тогда резиденцией великого князя литовского ,зачастили специальные посланники. И та , и другая стороны видели множество причин, которые склоняли ослабевшую за период  правления Людовика венгерского и польского, а затем и бескоролевья  Польшу к сближению и даже союзу с также ослабленным внутренней борьбой Великим княжеством. Одной из них является тот факт, что в конце ХIV в. Укрепилось политическое положение и значение Москвы как центра объединения всех русских земель. Москва привлекала православных белорусов ,хранивших веру как символ этнического самоутверждения .В пользу полонофильских настроений говорило то, что и Польше ,и Великому княжеству угрожали крестоносцы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ УНИИ.

В начале лета 1385г. три больших посольства – Великого княжества, Польши и Венгрии – собрались в Крево. Переговоры велись без торопливости, и к 14 августа были выработаны обязательства Ягайло, которые он должен был выполнить за получение королевской короны. Великий князь обещал принять католичество и обратить в эту веру своих родственников и подданных, покрыть нанесенный Польше ущерб, отвоевать все захваченные другими странами польские земли и «страны свои Литву и Русь навечно присоединить к короне королевства Польского». Была среди договоренностей еще одна. В 1378 г. при подписании договора о женитьбе Вильгельма Габсбурга на Ядвиге стороны условились о выплате компенсации в 200 тысяч флоринов (это более 700 кг золота) стороной, отказавшейся от брака. В Крево и эту огромную сумму Ягайло обязался заплатить за польскую сторону.

На съезде в Волковыске в 1385г. были одобрены такие условия унии: объединенными государствами должен управлять один человек, сочетающий функции короля и великого князя, сначала таковым будет Ягайло, а затем – прямой потомок его и Ядвиги, ведение внешнеполитических дел, касающихся обеих держав, а также защита территории должны быть совместными, внутреннее управление в каждой из стран – раздельное, и в Польше, и в Великом княжестве – свои войска, правительства и отдельная казна. Белорусскому населению была оставлена свобода исповедания восточно-христианской веры.

11 января 1386 г. польское посольство  вручило князю Ягайло документ, утверждающий, что он избран «королем  и обладателем» королевства Польского. Великий князь, хорошо зная сложную  политическую ситуацию в Польше, потребовал подтверждения этого  акта «обществом».

2 февраля в Люблине  представители «народу шляхетского»  заявили Ягайло в присутствии  его многочисленной родни и  знати, что выбирают его своим  «господином». Только после этого  величественно-пышная процессия  во главе с Ягайло направилась  в Краков. В процессе следования  Ягайло принимал польских князей  и вельмож, прибывавших со всех  концов Польши с заверениями  в почтении и покорности.

В связи с существовавшей традицией возводить на польский трон только католика православный Ягайло-Яков крестился по католическому обряду и получил новое имя – Владислав. Вместе с ним в этом обряде принимали участие и его родственники, в том числе и Витовт, который, как уже отмечалось, два года назад уже крестился по католическому обряду. Через четыре дня состоялся брак новоявленного Владислава с Ядвигой. Затем Ягайло в окружении князей и рыцарства с большой пышностью направился из замка в собор. Там архиепископ Бадзанта в сопровождении епископов краковского и познанского возложил на голову Ягайло богато отделанную драгоценными камнями золотую корону короля Польши. На другой день король в соответствии с обычаем вместе со своей свитой объехал город, а затем на рынке, сев на специально подготовленный трон, принес присягу на верность жителям столицы и ее городскому совету.

Уния 1386г. не являлась только династическо-персональной, когда государства объединялись посредством общего для них монарха и его потомков. Практически в Кревском замке был составлен и подписан акт государственно-правового объединения двух государств. Юридически уния была как бы инкорпорацией Великого княжества в королевство Польское. Создавался единый политико-государственный организм. Статус Ягайло определялся «как монарха обеих стран». После принятия унии все литовские и белорусские князья должны были принять присягу на верность короне Польской, а бояре-католики княжества получили те же права, что были у польской знати. Но фактически самостоятельность Великого княжества Литовского не была утрачена. Беларусь и Литва долго еще, до второй половины XVI в., будут жить своей, самостоятельной жизнью. Великое княжество Литовское сохранило свои финансы, войско, символику, самостоятельно проводило внешнюю политику, кроме случаев, затрагивавших совместные с Польшей интересы.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КРЕВСКОЙ УНИИ.

Условия Кревской унии в большей мере были выгодны польской знати, которая упорно стремилась на вечные времена присоединить земли Великого княжества Литовского к Польше. Значительная же часть белорусских феодалов не хотела мириться с ущемлением политической и государственной самостоятельности Великого княжества. Поэтому началась борьба против Ягайло и его политики.

Еще продолжались коронационные торжества, как из Полоцка поступило сообщение: брат Ягайло, князь Андрей Ольгердович, набрав инфлянтских рыцарей и латгальских воинов, при поддержке князя смоленского Святослава напал на Великое княжество. Нападение отличалось особой жестокостью.

Собрав войско, князья трокский Скиргайло, брестско-гродненский Витовт, новгород-северский Корибут выступили к Мстиславлю, который осаждали войска смоленского князя Святослава. В ожесточенной битве смоляне были разгромлены. Святослав с многими своими боярами погиб, его сыновья Глеб и Юрий попали в плен. После этого войска Великого княжества пошли на Полоцк, взяли его, а князя Андрея заковали в цепи и посадили в склеп. В Полоцке стал княжить Скиргайло, в смоленском княжестве остался его ставленник.

Осенью 1386г. Ягайло навестил в Витебске свою мать, посетил Полоцк и другие города Великого княжества. Целью этой поездки, несомненно, было разъяснение своей политики на будущее в новой ситуации с тем, чтобы развеять враждебное отношение к себе как к государственному деятелю. Скорее всего, не везде находил он должное понимание и поддержку. Тем более, что распространялись слухи о его намерении не только крестить язычников, но и обращать православных в католичество.

1. Религиозные  проблемы.

Именно в это время религиозные проблемы в княжестве приобрели серьезное политическое звучание.

Обстановку накалило обязательство Ягайло крестить по западному, латинскому обряду «страны свои Литвы и Руси». И когда во время поездки Ягайло по стране люди увидели в его свите значительное число представителей католического духовенства, насторожились и язычники, и православные. Многие стали убегать из Великого княжества, преимущественно в московские и рязанские земли.

И действительно, с принятием Ягайло католичества стало меняться социально-политическое и правовое положение белорусских земель в Великом княжестве. Чтобы укрепить свое положение, «король польский, великий князь литовский и преемник Руси» Ягайло в 1387г. издал привилей, который давал литовским феодалам большие права и вольности по принятии ими католической веры. Католическая знать получала неограниченные права владения и распоряжения своими вотчинами, освобождалась от ряда государственных повинностей. На православную знать привилегии не распространялись. Этот недальновидный, вызывающе-пренебрежительный, дискриминационный по отношению к знати восточнославянского происхождения акт вызвал не только недовольство с ее стороны, но породил «антилитовские настроения». Тем более, что договор 1401г. снова противопоставлял феодалов католического вероисповедания православным – русским. В постановлении Городельского сейма 1413г. устанавливалось, что только «католики, Римской церкви подвластные», владеют и пользуются экономическими привилегиями. Православные феодалы лишались права избрания великого князя. Его могли избирать только «господа и шляхтичи земли литовской, сторонники христианской религии, Римской церкви подвластные, не схизматики или другие поганые». Здесь же подтверждался запрет на браки между католиками и православными.

Католическому духовенству во главе с гнезненским епископом Андреем удалось добиться того, что Ягайло стал следовать их советам. Он не только дал разрешение на учреждение в Вильно католического епископства, но и чрезвычайно щедро наделил его земельными владениями с людьми. Позволено было во всем Великом княжестве строить костелы. В феврале 1387г. в великокняжеском дворце в Вильно состоялось обращение в католичество большой группы князей, бояр и рыцарей, являвшихся до этого либо язычниками, либо православными. Великий князь одаривал всех, кто принимал католичество, и в частности одеждой из сукна, которое специально для этого было привезено из Польши. Это привлекало простой народ. Католическую веру Ягайло объявил наиважнейшей религией Великого княжества. В Вильно был погашен беспрерывно горевший до этого священный огонь, разрушены языческий храм и жертвенный алтарь. Стали демонстративно убивать почитаемых до этого литовцами-язычниками ужей, вырубать считавшиеся священными березовые рощи. Ягайло столкнулся со сложной внешнеполитической проблемой. Габсбурги начали доказывать в духовном суде в Риме незаконность его брака с Ядвигой, а значит, и провозглашения его королем польским. Польские судьи в свою очередь признали, что единственным законным мужем Ядвиги является Вильгельм. Усилили давление на папу Урбана VI и крестоносцы. Они утверждали, что принятие Ягайло католической веры лживое, как и крещение им Литвы. Поддерживавшая Ягайло часть духовенства, и особенно епископ краковский Петр и епископ познанский Доброгост, в свою очередь представили папе перечень необыкновенно щедрых пожертвований короля виленскому епископству, отдаленным костелам. Передана была папе и богатая «десятина» от крещеных подданных короля Ягайло. Знал папа, конечно же, и о том, что во всех делах христианизации языческого населения личное участие принимал Ягайло, почти год безвыездно находившийся в Великом княжестве. Трудно сказать, что явилось решающим, однако весной 1388г. Ягайло и Ядвига получили благословение и поздравительную буллу папы римского. Это означало, что наивысшим авторитетом того времени литовско-белорусский великий князь, ставший королем польским, ставился в один ряд с королями других держав.

2. Борьба  между Ягайло и Витовтом.

Во всех делах этого периода Ягайло опирался на помощь своего брата Скиргайло-Ивана, который, кстати, к этому времени был православным и никогда уже не отступался от этой веры. С ним Ягайло делил власть в стране и, после смерти Кейстута, отдал брату его удел. Уезжая осенью 1387г. в Краков, Ягайло, как отмечено в «Хронике Быховца», «...губернатором поставил в Вильно и на Великом княжестве Литовском брата своего Скиргайлу».

Усиление влияния Скиргайло и возвышение его фактически до второго лица в Великом княжестве с неодобрением были встречены Витовтом, которому к тому же король не дал обещанную часть Волынской земли с городом Владимиром. Этим сразу же воспользовались силы, заинтересованные в возрождении междоусобицы. Ягайло донесли в Краков, что Витовт будто бы переписывается с московским князем и не иначе как готовит измену. Люди короля переняли возле Витебска посланца Витовта в Москву, и Ягайло, не стесняясь в средствах, допросил его, стремясь добиться нужных показаний.

Витовту также постоянно нашептывали «доброжелатели», что слуги Скиргайло готовят лично против него заговор. Из-за всего этого в отношениях Ольгердовичей и Кейстутовичей снова стала усиливаться напряженность, готовая вот-вот вылиться во враждебность и братоубийственную войну.

В 1389г. по инициативе королевы Ядвиги в Люблине состоялась встреча Скиргайло и Витовта. Последний обязался не слушать доносы и во всем помогать двоюродным братьям, однако, возвратившись в Луцк, начал готовить против них выступление. Попытка выступления не удалась, и Витовт бежал в Гродно. Собрав здесь значительное войско, он напал на Вильно, но взять замки не смог и вместе со своей семьей перебрался в Черск к князю Янушу и своей сестре Анне-Дануте. Мазовецкие властители не захотели портить отношения с Краковом и Вильно и в помощи Витовту отказали. Тогда он при посредничестве плоцкого князя Земовита вступил в переговоры с Ольгердовичами. Однако Ягайло, в отличие от Скиргайло, занял по отношению к мятежнику непримиримую позицию. Последний волей-неволей был вынужден в конце 1389г. с семьей и многочисленной свитой направиться к крестоносцам.

Те, исходя из своих стратегических интересов ослабления как Великого княжества, так и Польши, приняли его. Однако, помня недавнюю измену Витовта, они на этот раз взяли в качестве заложников его жену Анну, сестру Рингалу, брата Сигизмунда, а также сотню свитских бояр. Кроме того, от Витовта потребовали торжественной присяги и подписания заверений, что после утверждения в Великом княжестве он будет верным подданным ордена. Еще одним требованием крестоносцев было возвращение долгов за содержание, оружие и продовольствие, которые он получит. Витовт на все условия согласился, присягнул на Священном писании и при многочисленных свидетелях подписал все необходимые документы. Сепаратистские устремления Витовта нашли поддержку у значительной части населения Великого княжества. К нему потянулись и бояре, и простые люди. В этом выражалась позиция литовских и белорусских феодалов, стремившихся восстановить свою политическую роль в Великом княжестве, а социальных низов – получить награду после победы. И те, и другие поддержали борьбу Витовта с Ягайло, которая продолжалась до 1392 г. Крестоносцы также готовились к наступлению и объявили о предстоящем походе во всей Европе, и рыцарство с целью «распространять среди язычников и схизматиков правдивую веру Христову» на востоке потянулось в орден. Назревала большая война. Причем она началась в обстановке, когда, как говорится в «Хронике...», «наступило разделение на две части. Одна часть бояр и простого народа за Витовта, а другая за Скиргайло стояла и содействовала».

Информация о работе Кревская уния 1385 год