Крестовое движение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:09, реферат

Краткое описание

В истории классического западноевропейского средневековья нет, вероятно, эпохи, более захватывающей воображение своей грандиозностью, размахом и величием, чем эпоха крестовых походов, продолжавшаяся с конца XI до самого конца XIII века. Это было время масштабных военных экспедиций западных держав и католической церкви на Ближний Восток, ставивших своей официальной целью освобождение Святой Земли от неверных - мусульман и завладение общехристианскими святынями, отданными якобы на поругание Исламу1. Следует отметить, что, однако, ни сами участники этих походов, ни современные событиям авторы не называли подобные экспедиции “крестовыми походами». Да, собираясь в Святую Землю, за море они, по терминологии того времени, «принимали крест».

Вложенные файлы: 1 файл

крестовое движение.docx

— 53.31 Кб (Скачать файл)

В XIII веке было предпринято  еще несколько крестовых походов, однако они фактически ничего не изменили в положении дел на Востоке. Во время Восьмого крестового похода среди крестоносцев вспыхнула эпидемия, от которой погиб и сам король Людвиг IX, возглавлявший поход. После этой неудачи призывы папства к новым крестовым походам не имели успеха. Одно за другим владения крестоносцев на Востоке переходили к мусульманам. В конце XIII века Иерусалимское королевство перестало существовать.         Крестоносное движение, причинившее столько разрушений и бедствий народам Востока и стоившее огромных жертв западным странам, изжило себя и прекратилось. Причиной этого было не только то, что в католическом мире разочаровались в успехах крестовых походов. Коренным образом изменились жизненные условия отдельных слоев феодального общества в Западной Европе. С укреплением королевской власти рыцарство нашло себе лучшее применение на службе у королей или в менее рискованных, чем крестовые походы, военных предприятиях. Для крестьян в условиях развития товарно-денежных отношений и роста городов открывалась возможность приобрести большую хозяйственную самостоятельность или уйти в город. Они разочаровались в наивных надеждах избавиться от феодального гнета, уйдя за море, и становились на путь более активной борьбы. Купцы североитальянских городов тоже потеряли стимулы участвовать в рискованных крестоносных походах и теперь предпочитали заключать с мусульманскими правителями выгодные торговые соглашения, добиваясь прочных позиций на рынках Востока.      Важнейшую роль сыграли политические перемены на Востоке – объединение мусульманских княжеств под эгидой Египта. Крестоносцам нечего было помышлять о новых захватах, они с трудом обороняли остатки своих владений.

 

2.2. Итоги крестовых походов

 

Хотя крестовые походы не достигли поставленной цели и, начатые  при всеобщем воодушевлении, завершились  крушениями и разочарованием, они  составили целую эпоху в европейской  истории и оказали серьезное влияние на многие стороны европейской жизни. 

Самую большую выгоду из крестовых походов извлекли купцы  и ремесленники итальянских городов, которые обеспечивали армии крестоносцев снаряжением, провиантом и транспортом. Кроме того, итальянские города, прежде всего Генуя, Пиза и Венеция, обогащались за счет торговой монополии  в странах Средиземноморья.    Итальянские купцы установили торговые связи с Ближним Востоком, откуда вывозили в Западную Европу различные предметы роскоши – шелка, пряности, жемчуг и т.п. Спрос на эти товары приносил сверхприбыли и стимулировал поиски новых, более коротких и безопасных путей на Восток. В конечном счете эти поиски привели к открытию Америки. Крестовые походы сыграли также чрезвычайно важную роль в зарождении финансовой аристократии и способствовали развитию капиталистических отношений в итальянских городах.           В крестовых походах погибли тысячи крупных феодалов, кроме того, множество знатных родов разорилось под бременем долгов. Все эти потери в конечном счете способствовали централизации власти в западноевропейских странах и ослаблению системы феодальных отношений.

Если первые походы способствовали укреплению авторитета римского папы, взявшего на себя роль духовного лидера в священной войне против мусульман, то 4-й крестовый поход дискредитировал  власть папы даже в лице такого ее выдающегося  представителя, как Иннокентий III. Деловые  интересы нередко оказывались выше религиозных соображений, заставляя  крестоносцев пренебрегать папскими запретами  и вступать в деловые и даже дружеские контакты с мусульманами.

При столкновении западного  мира с восточной цивилизацией в  ходе Крестовых походов в Европу было привнесено много нового. Несомненно, что западная культура могла бы обогатиться гораздо больше, если бы не ограниченность некоторых деятелей крестоносного движения. Священнослужители предавали огню книги из арабских библиотек; крестоносцы, обуреваемые жаждой добычи, уничтожали многие памятники искусства в завоеванных городах.

Тем не менее Запад перенял у народов Востока многие технические достижения: ветряные мельницы, усовершенствованное водяное колесо, бумагу. С конца VII века на Западе стала применяться голубиная почта. С Востока в европейские страны пришли такие сельскохозяйственные культуры, как абрикосы, лимоны, арбузы, рис, гречиха. Начал употребляться сахар, добываемый из сахарного тростника.

Вероятно, восточная техника  оказала немалое влияние на текстильную  промышленность и на обработку металлов. Ряд тканей, которые начали изготовляться  на Западе, носит восточные названия (дамаск, муслин и т.д.). Текстильная  промышленность Запада во многом зависела от ввозимых с Востока товаров. Оттуда прибывали шелк, хлопок, ряд красящих веществ. Были заимствованы некоторые предметы вооружения, например, арбалет, а также труба и барабан. В Европе распространились и некоторые восточные обычаи: омовение рук перед едой, ношение бороды, горячие бани, обычай носить гербы на щитах и т.д. 

Еще сложнее вопрос о влиянии  крестовых походов на общественный строй Западной Европы. Изменились потребности господствующего класса. Побывавшие на Востоке рыцари уже  не довольствовались грубой домотканой одеждой и плохим вином, выжатым  на своих виноградниках, не удовлетворялись  своими тесными и неуютными замками. Потребности их теперь увеличились, а вместе с тем умножились способы  удовлетворения их благодаря росту  товарооборота с Востоком, откуда привозились предметы роскоши, дорогие  и редкие вина, а также пряности, на которые был большой спрос  в высших классах европейского общества.     Но если крестовые походы оказали известное влияние на культуру Западной Европы, познакомив европейцев с более высокой культурой Востока, то восточным странам они принесли лишь разгром и разорение. В странах мусульманского Востока крестоносцы оставили память о своем варварстве и жестокости. Имя христиан-европейцев, «франков», стало ненавистным и презираемым на Востоке.      

Когда-то было принято считать, что именно крестовые походы подвели  Европу к Возрождению, однако сейчас такая оценка представляется большинству  историков завышенной. Что они несомненно дали человеку Средневековья, так это более широкий взгляд на мир и лучшее понимание его многообразия.       

О подвигах крестоносцев в  Средние века было сложено несчетное  количество поэтических произведений. Среди них встречаются подлинно великие произведения, как, например, «История священной войны», описывающая  подвиги Ричарда Львиное Сердце, или предположительно сложенная  в Сирии «Песнь об Антиохи», посвященная 1-му крестовому походу. Новый художественный материал, рожденный крестовыми походами, проникал и в древние легенды. Так, получили продолжение раннесредневековые циклы о Карле Великом и короле Артуре.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, под общим  именем крестовых походов обозначают военно-колонизационными предприятия  европейцев на Востоке в XI – XIII вв. В крестовых походах принимали участие самые различные социальные группы феодального общества, и причины, которые заставляли их двигаться на Восток, были различны, хотя их всех объединял один лозунг – освобождение христианских святынь. Для крупных феодалов и рыцарства главным мотивом была нажива, захват земель и богатой добычи. Крупные сеньоры стремились создать на Востоке самостоятельные княжества, а участвовавшие в походах монархи западных стран – колониальные владения. Духовенство ожидало доходных церковных должностей и богатых приходов. Папство, выступая в роли единого руководителя, преследовало цель укрепить свое верховенство не только над католической церковью, но и над всеми западными государствами, а также распространить влияние римского престола в странах Востока.       

Для крестьян уход в далекие  страны давал надежду обрести  свободу, может быть, и разбогатеть. Эти надежды оказались тщетными, и последующие крестовые походы уже не вызывали среди бедноты  прежнего энтузиазма. Они стали чисто  завоевательными походами феодалов и королей отдельных государств. Потеряли свое прежнее значение и  религиозные мотивы походов, превратившихся в обычные грабительские экспедиции.

Крестовые походы принесли много бедствий и разрушений. Однако, они оказали и некоторое положительное влияние на общественное развитие Западной Европы, ускорив те социально-экономические процессы, которые начались уже раньше. Они благоприятствовали росту торговли, ремесла и распространению товарно-денежных отношений на Западе. Ускорился процесс замены натуральной ренты денежной, что способствовало ослаблению крепостной зависимости крестьян. Но вместе с тем рост потребностей у феодалов вызывал усиление эксплуатации крестьян, что приводило к обострению классовой борьбы.

Длительное общение с  населением, обладавшим более высокой  материальной и духовной культурой, способствовало распространению в  Западной Европе многих достижений Востока  в области хозяйства и быта. Крестоносные идеи вскоре утратили прямую связь с походами в Святую землю и стали использоваться в самых разных предприятиях католической церкви. Римская курия приспособила крестоносные призывы для защиты своих политических интересов внутри Западной Европы. Различные феодальные группировки прибегали к идеям крестовых походов в своих целях. 

В итоге крестоносные принципы стали универсальными в католическом мире, и любое военное мероприятие, санкционированное апостольским престолом, возводилось в ранг Крестового похода.  А сами крестовые походы, наверное, всегда будут волновать воображение ученых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Доманин, А.А. Крестовые походы. Под сенью креста. – М.: Центрполиграф, 2003. – 429 с.

2. Грицак, Е.Н. Краткая история крестовых походов. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 480 с.

3. Егер, О. Всемирная история: в 4 т. Т. 2. Средние века. – М.: АСТ, 2000. – 696 с.

4. Заборов, М. Крестовые походы. - М., 1956.

5. Заборов, М. Историография крестовых походов (XV–XIX вв.). - М., 1971

6. Кулидж, О. Крестовые походы. – М.: Центрполиграф, 2002. – С.221.

7. Лучицкая С.И. Образ другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. – СПб.: Алетейя, 2001. – 412 с.

8. Поляков, А. В краю уцелевших тамплиеров / А.Поляков // Эхо планеты. – 2009. - №13. – С. 38-42.

9. Райт, Д.К. Географические представления в эпоху крестовых походов: исследование средневековой науки и традиции в Западной Европе. – М.: Наука, 1988. – 478 с.

10. Шестаков, А. Меченосцы: ливонские походы: хроника XIII в. / А.Шестаков // Исторический журнал. – 2007. - №1. – С. 52-73.

1 Заборов М. История крестовых походов в документах и материалах. - М., 1977. – С. 192.

2 Мишо Ж.-Ф. История крестовых походов. – Од., 2004. – С. 274.

3 Мишо Ж.-Ф. Указ.соч. С. 275.

4Эпоха крестовых походов. - М., 1914. – С. 165.

5 Куглер Б.С. История крестовых походов. - Пб., 1895. – С. 478.


Информация о работе Крестовое движение