Крещение Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:19, контрольная работа

Краткое описание

С самого начала хотелось бы оговорить, что мы будем понимать под словосочетанием «Крещение Руси». Это выражение как бы предполагает наличие в прошлом одноразового события: быстрого и повсеместного приобщения к христианству всего народа, целой страны — Древней Руси. Между тем такого события отечественная история не знает. Был продолжительный, растянувшийся на несколько столетий процесс введения государственной религии централизованной Киевской державы. Официальное начало этому процессу, постепенно подготавливавшемуся всем предшествующим развитием древнерусского общества, положил князь Владимир, крестивший в 988 году только жителей своей столицы, а в последующие годы — и население ряда других городов Киевской Руси.

Содержание

Введение
Предпосылки и причины принятия христианства.
«Выбор» веры князем Владимиром.
Крещение.
Крещение князя Владимира.
Крещение киевлян князем Владимиром.
Крещение Руси.
Значения и последствия принятия христианства.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

история ЯНА.docx

— 47.91 Кб (Скачать файл)

Равноапостольный князь  Владимир заботился и о просвещении своего народа. По свидетельству летописи (под 988 год) он велел "собрать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное".

Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира был его сын великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054), в правление которого христианская вера на Руси, по свидетельству летописи (под 1037 год), продолжала «плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться... и умножались пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав, видя много церквей и людей христианских...» При Ярославе Мудром построены такие выдающиеся памятники русского церковного зодчества, как киевская София (заложена в 1037 году) и новгородская София (1045-1055 годы), основан знаменитый Киево-Печерский монастырь (1051 год), во многом определивший дальнейшее развитие религиозной и культурной жизни Киевской Руси.

Для подготовки духовенства  Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде школу, в которой обучалось 300 детей. Есть основания предполагать, что такие школы существовали и при других архиерейских кафедрах, и прежде всего в самом Киеве. Предметом особого попечения Ярослава Мудрого были переводы новой литературы и умножения книг путем создании списков с имеющихся рукописей. Сам

Ярослав Мудрый, как утверждает летопись (под 1037 год), «книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди наслаждаются учением божественным... Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам», то есть основал первую на руси библиотеку. Благодаря книгам уже второе поколение русских христиан имело возможность более глубоко изучать истины христианской веры. О высокой степени развития просвещения в Киевской Руси при Яроставе Мудром свидетельствует «Слово о Законе и Благодати» Митрополита Илариона, посвященное религиозно-философскому осмыслению события Крещения Руси и написанное, по словам самого автора, «для насытившихся с избытком книжной мудростью».

Говоря о значении христианско-просветительной деятельности святого Владимира и Ярослава Мудрого, вспомним ту образную характеристику, которую дает нам летописец (под 1037 год): «Как если бы один землю вспашет, другой же засеет, а иные и жнут и едят пищу неоскудевающую, - так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть Крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное».

Со страниц летописи звучит похвала книжному просвещению. "Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных мудрость обретаем и воздержание. Это ведь - реки, напояющие вселенную, это - источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержания... Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получает душе великую пользу».

В конце XI - начале XII века христианство окончательно утвердилось в Ростово-Суздальской земле благодаря миссионерским трудам епископов Ростовских святого Леонтия и святого Исани, в Муромо-Рязанской, крестителем которой был князь Константин (Ярослав) Святославович (1096-1129), среди славянских племен вятичей и радимичей, вошедших в состав Древнерусского государства в конце XI век и обращенных к Богу преподобным Кукшей, иноком Киево-Печерского монастыря.

 

    1. Значения и последствия принятия христианства.

Цивилизационное значение

Цивилизационное значение крещения Руси трудно переоценить. Известный  филолог В. Н. Топоров, оценивая значение принятия христианства для Русской  цивилизации, пишет:

«Эти два события [принятие христианства Русью и Литвой], сыгравшие исключительную роль в истории этих стран и предопределившие на многие столетия их место в истории, должны расцениваться и как события вселенского характера… Принятие христианства на Руси не только приобщило к уже христианскому миру наиболее обширную и самую отдалённую часть единого пространства — Восточную Европу, но и тем самым в исторически ближайшем будущем открыло новый огромный мир, который должен был христианизироваться с помощью русских христиан, «тружеников одиннадцатого часа»… И каковы бы ни были последующие судьбы христианства в Восточной Европе, его наследие стало неотменимой составной частью духовной культуры и здесь, — может быть, особенно здесь.»

 

Политические  последствия

Крещение Руси произошло  до окончательного раскола Западной и Восточной церквей, но в период, когда он уже вполне вызрел и получил  своё выражение как в вероучении, так и во взаимоотношении церковной и светской властей.

В византийском церковно-государственном  правосознании Император (Басилевс) мыслился как Хранитель и Верховный Защитник православия (эпистимонарх), а следовательно, и единый самодержец (автократор) всех православных народов. Правители прочих христианских народов (государств) получали от него титулы архонтов, князей, стольников. Таким образом, приняв крещение от Ромеев (византийцев), Владимир включил Русь в орбиту византийской государственности.

Так, Киевскому великому князю в XII в Константинополе усвоялся скромный придворный титул стольника. Киевская же митрополия в Константинопольских  диптихах занимала место в ряду последних: в древнейшем из них — 61-е, а в  более позднем, составленном при  Андронике II Палеологе (1306—1328) — 77-е.

Митрополит Платон (Левшин) в начале XIX века видел особое значение в принятии христианства из Константинополя (а не Рима): «Великое благодарение обязана  Россия воссылать Пастыреначальнику Христу, что не объял её мраком запада, то есть, что не подверглась она игу западныя Римския церкви, где уже в сие время, по многим суевериям и присвоениям Пап себе неограниченной власти, и по духу во всём мирскому, а не Евангельскому, всё почти было превращенно. Свободил нас Господь от сих сетей; хотя запад Антихристовым усилием всемерно тщался нас себе покорить, как впоследствии сие будет более видимо.»

 

Культурные последствия

Принятие христианства содействовало  развитию зодчества и живописи в  средневековых её формах, проникновению  византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической  письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской  письменной культуры.

Принятие христианства как  государственной религии влекло с неизбежностью ликвидацию языческих  культов, пользовавшихся до того великокняжеским  патронатом.

Духовенство осуждало языческие  обряды и празднества (некоторые  из них сохранялись долгое время  вследствие того, что некоторыми исследователями  квалифицируется как религиозный  синкретизм или двоеверие). Разрушались  культовые сооружения — идолы, капища.

Интересно при этом, что, судя по источникам, языческая духовная элита подвергалась репрессиям лишь в том случае, если выступала инициатором  волнений, восстаний или сепаратизма. По мнению некоторых исследователей, опирающихся на «Повесть временных лет», «восстание волхвов» во Владимиро-Суздальской Руси в 1024 (а также в 1071 году) сопровождалось действиями и убийствами, имевшими ритуальный характер. Ярослав Мудрый «жестоко расправился с волхвами, наведя порядок в даннических областях»; в 1070-х годах в Новгороде волхв был убит дружиной князя Глеба («это был религиозный и бытовой конфликт, переплетавшийся с борьбой против власти Киева»).

Предполагают, что начало года по принятии христианства в Киеве  начали считать от 1 марта, а не с  новолуния после дня весеннего  равноденствия, как раньше.

 

Время Владимира нельзя считать периодом гармонии власти и  общества.    

 Историческое значение этого времени заключалось в следующем:     

1)Приобщение славяно-финского  мира к ценностям христианства.     

2)Создание условий для полнокровного  сотрудничества племен Восточно-Европейской  равнины с другими христианскими  племенами и народностями.    

3)Русь была признана как христианское  государство, что опредилило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.    

 Русская церковь, развивавшаяся  в сотрудничестве с государством, стала силой объединяющей жителей  разных земель в культурную  и политическую общность.    

 Перенесение на русскую почву  традиций монастырской жизни  придало своеобразие славянской  колонизации северных и восточных  славян Киевского государства.  Миссионерская деятельность на землях, населенных финоязычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становления многонационального государства (это государство развивалось на основе не национальной и религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько православным. Когда же народ потерял веру-государство развалилось).     

 Приобщение к тысячелетней  христианской истории ставило  перед русским обществом новые  культурные, духовные задачи и  указывало на средства их решения  (освоение многовекового наследия  греко-римской цивилизации, развитие  самобытных форм литературы, искусства,  религиозной жизни). Заимствование  становилось основой для сотруднечества, из осваиваемых достижении Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житейная литература и летописание, школа и переписка книг. Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточно=славянских и соседствовавших с ними племен-крещение Руси создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.

 

    1. Заключение

Таков был в общих чертах процесс крещения. Христианства на Руси.

Русское христианство отличалось от христианства католического и  от христианства византийского образца. Оно заимствовало из славянского отдельные его элементы. Например, поклонение иконам, моления, культ многих святых (при исповедании единого бога в трех лицах – святой Троицы); Николая Угодника, Ильи Пророка и пр. Можно сказать, что русичи до такой степени сблизили свое христианство с язычеством, что трудно сказать, что преобладало в образовавшейся смеси: христианство ли, принявшее в себя язычество, поглотившее христианское вероучение. Конечно. Православная церковь терпела лишь те языческие традиции, которые не разрушали складывающуюся церковную иерархию. Отход от язычества и принятие христианства Русью были важными и прогрессивными явлениями, способствовали экономическому и культурному развитию русских земель.

Принятие христианства на Древней Руси стало новым витком в развитии общественных  отношений восточных славян.

 

Литература

 

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. Истрия Отечества: С древнейших времен до наших дней: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений – 4 изд., стер. – М.:Мастерство, 2002. – 360 с.
  2. Орлов А.С.. Георгиев В.А., Георгиева Н.Г.. Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. Издание второе. Переработанное и дополненное. – М.: «ПБОЮЛ Л.В. Рожников»
  3. Головатенко «Истори России: спорны проблемы.»
  4. Костомаров Н.И «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»
  5. Карташев А.В. «Очерки по истории русской церкви» т.I
  6. Бутромеев «Русская история для всех»
  7. «Русская Православная Церковь 988-1988» Издание Московской Патриархии 1988 г.
  8. «Крещение Руси»: Факты против легенд и мифов. Лениздат 1986г.

 


Информация о работе Крещение Руси