В сельской
местности сопротивление христианству
было не столь активным. Земледельцы,
охотники, поклонявшиеся духам рек,
лесов, полей, огня, чаще всего совмещали
веру в этих духов с элементами христианства.
Двоеверие,
существовавшее в селах на
протяжении десятилетий и даже
веков, лишь постепенно преодолевалось
усилиями многих многих поколений
священнослужителей. И сейчас все еще
преодолевается. Надо заметить, что элементы
языческого сознания обладают большой
устойчивостью (в виде различных суеверий).
Так многие распоряжения Владимира призванные
укрепить новую веру, были проникнуты
языческим духом.
Одной из
проблем после формального (насильственного)
было просвещение подданых в
христианском духе. Эту задачу
выполняли священники иностранцы,
в основном, выходцы из Болгарии,
жители которой еще в IX в.
Приняли христианство. Болгарская
церковь обладала независимостью от константинопольского
патриарха, в частности избирать главу
церкви. Это обстоятельство сыграло большую
роль в развитии церкви на Руси. Не доверяя
византийскому импкратору, Владимир решил
подчинить русскую Церковь болгарским,
а не греческим иерархам. Такой порядок
сохранялся до 1037 года и был удобен тем,
что Болгария пользовалась служебниками
на славянском языке, близкому разговорному
русскому.
Владимир столь
сильно уверовал, что пытался
воплотить христианский идеал:
на первых порах отказался от применения
уголовных наказаний, прощая разбойников;
Раздача питания неимущим.
Время Владимира
нельзя считать периодом гармонии
власти и общества.
Историческое
значение этого времени заключалось
в следующем:
1)Приобщение
славяно-финского мира к ценностям
христианства.
2)Создание
условий для полнокровного сотрудничества
племен Восточно-Европейской равнины
с другими христианскими племенами
и народностями.
3)Русь была
признана как христианское государство,
что опредилило более высокий уровень
отношений с европейскими странами и народами.
Русская церковь,
развивавшаяся в сотрудничестве
с государством, стала силой объединяющей
жителей разных земель в культурную
и политическую общность.
Перенесение
на русскую почву традиций
монастырской жизни придало своеобразие
славянской колонизации северных
и восточных славян Киевского
государства. Миссионерская деятельность
на землях, населенных финоязычными
и тюркскими племенами, не
только вовлекла эти племена в орбиту
христианской цивилизации, но и несколько
смягчала болезненные процессы становления
многонационального государства (это
государство развивалось на основе не
национальной и религиозной идеи. Оно
было не столько русским, сколько православным.
Когдаже народ потерял веру-государство
развалилось).
Приобщение к тысячелетней христианской
истории ставило перед русским
обществом новые культурные, духовные
задачи и указывало на средства
их решения (освоение многовекового
наследия греко-римской цивилизации, развитие
самобытных форм литературы, искусства,
религиозной жизни). Заимствование становилось
основой для сотруднечества, из осваиваемых
достижении Византии постепенно вырастали
ранее неведомые славянам каменное зодчество,
иконопись, фресковые росписи, житейная
литература и летописание, школа и переписка
книг. Крещение Руси, понимаемое не как
кратковременное действие, не как массовый
обряд, а как процесс постепенной христианизации
восточно=славянских и соседствовавших
с ними племен-крещение Руси создало новые
формы внутренней жизни этих сближавшихся
друг с другом этнических групп и новые
формы их взаимодействия с окружающим
миром.
Библиография:
Головатенко
"Истори России: спорны проблемы."
Костомаров
Н.И "Русская история в жизнеописаниях
ее главнейших деятелей"
Соловьев
С.М. "Сочинения. Книга I"
Карташев
А.В. "Очерки по истории русской
церкви" т.I
Бутромеев
"Русская история для всех"