Крещение Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:12, реферат

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы выяснить: что способствовало принятию христианства; была ли в этом необходимость; почему именно это религиозное течение прижилось на Руси; и, наконец, насколько важным было это историческое событие.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3
1. Причины принятия христианства ……………………………………... 4
2. Выбор веры ……………………………………………………………... 5
3. Крещение Руси …………………………………………………………. 7
3.1 Крещение Владимира ………………………………………………… 7
3.2 Распространение христианства на Руси …………………………….. 9
Заключение ………………………………………………………………... 10
Литература …………………

Вложенные файлы: 1 файл

Отечественная история.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

Распространение христианства проводилось княжеской  властью и формирующейся церковной  организацией насильно, при сопротивлении  не только жречества, но и различных  слоев населения. Митрополит Илларион киевский признавал, что крещение в Киеве происходило по принуждению: “никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному богу, и крестились если не по собственной воле, то из страха перед приказавшим, ибо его религия была связана с властью”. Если киевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например, Новгород, приходилось крестить “огнем и мечем”. Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Православная церковь, приспосабливаясь к местной среде, соединила праздники поклонения языческим богам с культами святых. Так, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна - с днем Ильи Пророка. Сохранился и чисто языческий по происхождению праздник масленицы. В итоге, происходил синтез православия и язычества, приведший к складыванию т.н. “двоеверия”, или русского православия. Постепенно языческие элементы из него вытеснялись, но многие из них сохранялись длительное время.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принятие монотеистической религии способствовало укреплению великокняжеской власти, ликвидации «дофеодальной раздробленности», присущей Руси вплоть до конца Х в., когда в ряде восточнославянских земель существовали собственные князья под эгидой Киева.

Принятие христианства на Руси в качестве государственной религии оказало большое влияние на разные сферы общественной и духовной жизни страны. Ускорилось изживание местных, племенных различий в отдельных областях Руси и формирование древнерусской народности с единым языком, культурой, этническим самосознанием. Ликвидация местных языческих культов также способствовала дальнейшей этнической консолидации, хотя различия в этой сфере продолжали сохраняться и обнаружили себя позже, когда в период феодальной раздробленности, усугубленной татаро-монгольским нашествием, отдельные части Руси обособились друг от друга или попали под власть иноземных завоевателей.

Крещение  Руси было важным этапом в развитии ее культуры. Во многих отношениях древнерусская культура обрела принципиально новые черты и особенности. Подобно тому, как христианизация Руси явилась фактором, заметно ускорившим складывание единой древнерусской народности из восточнославянских племен с их различными культами, христианство способствовало и консолидации древнерусского сознания как этнического, так и государственного. Заметим также, что христианство, принеся на Русь славянскую письменность, не могла не усилить и сознание единства происхождения славян и славянской общности.

В то же время в области культуры с  принятием христианства связаны  и отдельные негативные моменты. Устная словесность, литература Древней Руси дохристианского времени была богатой и разнообразной. И в том, что значительная ее часть утрачена, не попала на пергамент и бумагу, определенная вина церковных кругов, которые, естественно, отрицали языческую культуру и, как могли, боролись с ее проявлениями.

С принятием  христианства на Руси возникла и литература. Славянская письменность появилась  в Киеве и других русских центрах  раньше, но вплоть до конца Х в. широкого распространения она не получила. И лишь в XI в., главным образом, со времени правления Ярослава Мудрого, возникает древнерусская литература. И здесь роль христианской церкви была велика. Большинство ранних древнерусских писателей происходило из христианской среды, тесно связанной с Византией и Болгарией.

Но самым  важным последствием принятия христианства явилось то, что оно послужило  мощным стимулом для ознакомления Руси с византийской культурой. Через  Византию из глубины веков в Древнюю  Русь активнее начало проникать и  влияние мировой цивилизации, в том числе наследие античного мира и Ближнего Востока.

Не менее  крупные последствия имело крещение и в области просвещения. Тут, конечно, большее значение имело  то обстоятельство, что еще лет  за сто до крещения Киевской Руси, христианство было принято в Болгарии и греческие миссионеры способствовали выработке славянского алфавита и переводу христианских культовых книг на славянский язык. Таким образом, Киевская Русь получила после  крещения письменность на славянском языке.

Крещение  оказало огромное влияние на культурную жизнь страны, в частности на развитие техники в Киевской Руси под влиянием греческого христианства. В земледелии оно выразилось в значительном повышении техники огородничества. Этому, несомненно, способствовало повышение потребления овощей, которое стимулировалось и многочисленными постами, установленными христианскими аскетическими учениями, и требованиями монастырского жития. То, что в значительной мере культура многих овощей занесена была из Византии, показывает происхождение названий многих из них.

Еще очевиднее  влияние византийского христианства в области строительной техники. С каменной стройкой в Киеве познакомились  на примере церквей, которые строились  по заказу князей греческими архитекторами. От них узнали технические приемы кладки стен, выведения сводов и купольных покрытий, использования колонн или каменных столбов для их поддержания и т.д. Способ кладки древнейших киевских и новгородских церквей -греческий. Не случайно названия строительных материалов в древнерусском языке все заимствованы от греков. И первые каменные постройки светского характера, вроде терема, вероятно, построены теми же греческими архитекторами, которые строили церкви.

Такое же влияние оказало принятие христианства на развитие ремесел. Техника резьбы по камню, как показывают орнаментация мраморных капителей Софийского собора с переплетающимися листьями и крестами и гробница Ярослава в стиле древнехристианских саркофагов, заимствована из Византии для церковных целей. Греческая мозаика стала употребляться для украшения церковных зданий и дворцов. То же надо сказать и о фресковой живописи. Если в области мозаики и фрески Киевская Русь оставалась долгое время в зависимости от греческих мастеров, то «в некоторых видах художественной промышленности ученики-русские,- отмечает И. Грабарь, - сравнялись со своими учителями-греками, так что трудно отличить перегородчатые работы от византийских образцов».

Особенно  ярко влияние византийского крещения выразилось в художественной области. До нас сохранились поразительные  по своей художественной ценности образцы архитектурного искусства Киевской Руси первых времен христианства, навеянные лучшими образцами византийского строительства эпохи его расцвета.

Крещение Руси ввело ее не только в семью христианских славянских государств, но и в целом в систему христианских стран Европы с их культурными достижениями. Обогатилась русская культура и имеющими глубокие исторические традиции достижениями стран Ближнего Востока и, конечно культурными сокровищами Византии. Русь выиграла от союза с Византией, но вместе с тем Руси и в дальнейшем приходилось оказывать постоянное сопротивление политическим и церковным притязаниям Византийской империи, стремившейся подчинить Русь своему верховенству. Тем не менее, Владимир, креститель Руси, чувствовал свою державу полноправной среди других христианских народов мира.

 

Литература

1. «История России» Учебник/ Р.А. Асланов, В.В. Керров, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова. - М.: 2003.

2. «История России» Учебник/А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Т.А. Сивохина. - М.:ТК ВЕЛБИ, изд-во Проспект, 2003.

3. Платонов  С.Ф. «Лекции по Русской истории». - М.: 1993.

4. Соловьев С.М. «Об истории древней России». - М.: Просвещение, 1993.

5. «Введение христианства на Руси» Институт философии АН СССР; отв. Ред. А.Д. Сухов. - М.: Мысль, 1987. 

Информация о работе Крещение Руси