Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 15:29, контрольная работа
Цель этой работы - немного приоткрывая и рассматривая историю данного величественного момента нашей истории, подчеркнуть культурологическое значение принятия Христианства на Руси. Для этого стоит обозначить (поставить) задачи, которые помогут нам раскрыть тему. Самое важное для многих православных – это духовная сторона Крещения Руси, но в данном исследовании мы этой темы коснемся поверхностно, также нужно показать историческую значимость вопроса, а также раскрыть глубину русской культуры (иконопись, архитектура, письменность), которая получила свое основание именно благодаря равноапостольному великому князю Владимиру, который принес Христианство на Русь.
Введение…………………………………………………………….....3
1. Краткая история Крещения Руси…………………………………5
2. Культурологическое и историческое значение принятия христианства на Руси………………………………………………………10
2.1. Русская письменность………………………………………….11
2.2. Музыкальное творчество………………………………………13
2.3. Архитектура и живопись………………………………………14
Заключение…………………………………………………………21
Глоссарий…………………………………………………………..22
Литература…………………………………………………………24
На протяжении долгих веков на Руси развивалось, совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее -- по камню. Деревянные резные украшения вообще стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов.
Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси, особенно времени Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, в украшениях дворцов, соборов стала примечательной чертой древнерусского искусства вообще.
Прекрасной резьбой славились утварь и посуда. В искусстве резчиков с наибольшей полнотой проявлялись русские народные традиции, представления русичей о прекрасном и изящном. Это касалось не только резьбы по дереву и камню, но и многих видов художественных ремесел. Изящные украшения, подлинные шедевры создавали древнерусские ювелиры -- золотых и серебряных дел мастера. Они делали браслеты, серьги, подвески, пряжки, диадемы, медальоны, отделывали золотом, серебром, эмалью, драгоценными камнями утварь, посуду, оружие. С особенным старанием и любовью мастера-искусники украшали оклады икон, а также книги. Примером может служить искусно отделанный кожей, ювелирными украшениями оклад «Остромирова Евангелия», созданного по заказу киевского посадника Остромира во времена Ярослава Мудрого.
Христианство охватывала все сознание человека, и развитие культуры было также неотделимо от православия. Поэтому закономерно, что центром сосредоточения культуры становились монастыри. Монастыри становились центрами книжности, где трудолюбивые монахи переписывали летописи и древние манускрипты. Монастыри отличал и высокий эстетический уровень религиозной деятельности: церковного пения, литургического слова. Именно в монастырях процветали живопись, особенно иконописная, архитектурное творчество.
В образах церковного зодчества в органичное единство сплавлялись не только искусство и религия, но и практически все виды других искусств: живопись, музыка, поэзия, скульптура, прикладное, декоративное искусство, дизайн (особенно во время богослужения в храме).
Именно в эпоху средневековья на Руси были достигнуты значительные успехи и в развитии научной, инженерно-технической мысли, особенно связанной с зодчеством, строительным искусством. Высокие образцы средневекового искусства составили эпоху в развитии мировой культуры, неповторимую, дарственною всем последующим поколениям.
Заключение
В заключение работы хотелось сказать, что Крещение Руси, по мнению многих историков, имело для Русской земли огромное значение, которое оказало всестороннее влияние на культурную жизнь наших предков: на просвещение и литературу, на живопись и архитектуру, на государственные законы и политику. Крепла русская государственность и самосознание древнерусской народности, как единой нации. Развивались ремесла и земледелие. Крещение Руси стало прорывом для нас к величайшей мировой культуре и развитию собственной, тесно связанной именно с Православием.
Что Православная Церковь повлияла на все стороны жизни русского народа, многие из них целиком создала, по иным провела резкую борозду, на иных отразилась неприметно для поверхностного взгляда, но глубоко и существенно, -- это факт общеизвестный. Заниматься составлением полного каталога этих влияний -- задача схоластически небесполезная, но практически скучная. Важно понять, что Православие явилось тем цементом, благодаря которому крупицы древнерусской культуры, укрепленные и приумноженные, стали фундаментом великой Русской культуры, Русской нации и великого Русского государства, название которому - Россия.
Глоссарий
- Икона (греч.-- образ, изображение, отображение) -- священное изображение Господа Иисуса Христа. Богоматери, ангелов, святых или событий Священной и церковной истории, предназначенное для молитвы, написанное в соответствии с принятым каноном и в согласовании с учением Церкви.
- Иконография -- 1. Особенности изображения святого или священного события, согласно канону. 2. Описание и систематизация установленных каноном изображений.
- Иконостас -- перегородка между алтарем и центральной частью храма, на нее ставятся иконы.
- Канон иконописный (греч. коушу -- правило) -- свод правил, приемов, символов, принятых в иконографии для изображения того или иного образа.
- Митрополит (греч. - человек из главного города) - священнослужитель высшей степени церковной иерархии.
- Православие - одно из направлений христианства, окончательно оформившееся в XI в. В результате разделения Церквей.
- Нерукотворный Образ -- Нерукотворный убрус (древнерус, плат, полотенце) или Спас -- тип изображения Иисуса Христа, в основу которого положено предание о чудесном (нерукотворном) отпечатке лика Спасителя на ткани.
- Оранта - (греч. -- Молящаяся) -- один из основных типов иконографии Богоматери. Характерная особенность -- воздетые в молении руки Богородицы и изображение Младенца на уровне груди Божией Матери.
- Оклад -- накладное декоративное украшение иконы.
- София Премудрость Божия -- тип изображения Иисуса Христа в виде ангела с восьмиконечным нимбом, восседающего на престоле. Символизирует Спасителя до Его Воплощения.
- Собор - так в России называют кафедральные храмы в епархиальных городах, главные храмы в городах и монастырях.
- Темпера яичная -- основная техника иконописи: минеральные пигменты, растертые вручную: в качестве связующего используется куриный желток.
- Фреска (итал. -- свежий, сырой) -- роспись по сырой штукатурке.
- Успение Богородицы - один из великих двенадцати праздников Православной Церкви. Совершается 28 августа.
Литература
- Булгаков Сергий, протоиерей. Икона и иконопочитание. М.,1996.
- Высокий русский иконостас / Сост. Т.Н.Кудрявцева, В.А.Федоров. М.: Издательство «Пульс», «Патриаршие пруды», 2004. 208 с.
- История иконописи. Издательство «АРТ - БМБ», 2002.
- Стародубцев О.В. Русское церковное искусство X - XX веков. - М.: Лепта Книга, Издательство Сретенского монастыря, 2007. - 728 с.: илл.
- Карташев А.В. «Очерки по истории русской церкви», М., «Наука», 1991г.
- Панченко А.М. Эстетические аспекты христианизации Руси //РЛ., 1988, ©1.
- Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. -СПб., 1999.
- Соловьев С.М. «Сочинения», М., «Мысль», 1988г.
- Филатов В.В. Краткий иконописный словарь. М., 1996.
- Флоренский Павел, священник. Избранные труды по искусству. М., 1996.
- Христианство: Словарь/ Под общ. Ред. Л.Н. Митрохина и др. - М.: Республика, 1994. - 559 с.
- Языкова И.К. Богословие иконы. М., 1995.
Информация о работе Крещение Руси. Роль православия в развитии древнерусского государства