Кризис версальской системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 10:42, контрольная работа

Краткое описание

Версальско-Вашингтонская система мирного урегулирования установлена государствами победителями, Великобританией, Францией, США, Японией, после первой мировой войны. Основу этой системы составил Версальский мирный договор, связанные с ним договоры с бывшими союзниками Германии и соглашения, заключенные на Вашингтонской конференции 1921-22гг.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....
Формирование Версальско-Вашингтонской
системы………………………………………………………………………
Стабилизация Версальско-Вашингтонской
системы.……………………………………………………………………..
Распад Версальско-Вашингтонской
Системы………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

0136840_3CCF9_versalsko_vashingtonskaya_sistema.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

 

Введение………………………………………………………………….....

Формирование Версальско-Вашингтонской 

системы………………………………………………………………………

Стабилизация Версальско-Вашингтонской

системы.……………………………………………………………………..

Распад Версальско-Вашингтонской 

Системы………………………………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………..

Список литературы…………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Версальско-Вашингтонская  система мирного урегулирования установлена государствами победителями, Великобританией, Францией, США, Японией, после первой мировой войны. Основу этой системы составил Версальский мирный договор, связанные с ним договоры с бывшими союзниками Германии и соглашения, заключенные на Вашингтонской конференции 1921-22гг.

Версальский договор  подписан в Версале 28июня державами-победительницами – США, Британской империей, Францией, Италией, Японией, Бельгией и др., с одной  стороны,  Германией-с другой. На Парижской мирной конференции 1919-20 гг., были выработаны условия договора. Неразрывной  частью Версальского мирного договора был статус Лиги Наций. США не ратифицировали Версальский мирный договор и в августе 1921 года заключили особый договор, почти идентичный В.м.д., но не содержащий статей о Лиге Наций. Этот договор носил империалистический характер, и представлял собой подготовку к новой войне, под видом борьбы за его пересмотр.  

«Четырнадцать пунктов»- Условия мира, выдвинутые президентом  США Вильсоном в конце 1 мировой  войны (в январе 1918 года) в противовес Советскому Декрету о мире; ставил целью установлении гегемонии США в международных делах.

Договор, который должен был сплотить мировую общественность после 1 мировой, по сути, из-за не дальновидности политиков породил массу конфликтов и противоречий, и началу новой более кровопролитной войне.

 

 

 

 

 

 

 

Формирование Версальско-Вашингтонской системы

 

Мирная конференция, на которой предстояло выработать условия  послевоенного мирного урегулирования, открылась в Париже 18 января 1919 г. Ключевая роль в этом процессе принадлежала великим державам. Однако у каждой из них были свои интересы, которые далеко не всегда совпадали. Та программа, с которой лидеры держав прибыли в Париж, определялась конкретными итогами войны. Формально в работе Парижской конференции на равных участвовали три делегации всех 27 стран, прибывших туда.

Однако реально основные вопросы обсуждались на заседаниях «Совета десяти», куда входили по два представителя (глава государства  и министр иностранных дел) от пяти ведущих держав – США, Англии, Франции, Японии и Италии. Уже по ходу дела многие функции этого органа перешли к «Совету четырех», куда входили президент США В.Вильсон, премьер-министр Англии Д.Ллойд Джордж, премьер Франции Ж. Орландо. Наиболее жесткую позицию занимала Франция. Она добивалась максимального ослабления Германии, даже ее расчленения. Граница Франции с немецким государством (или государствами) должна была пролегать по Рейну.

В самом начале конференции Клемансо заявил, что главные усилия должны быть направлены на подготовку текстов мирных договоров с Германией и ее союзниками. Против этого решительно возражал В.Вильсон, настаивавший на первоочередности обсуждения устава Лиги Наций. С этой организацией президент США связывал далеко идущие планы: рассчитывая занять в ней главенствующее положение, Америка предполагала превратить ее в основной инструмент своего влияния на мировые дела.

Противоречия между  США и Францией достигли такого накала, что Вильсон угрожал покинуть конференцию, что означало бы полный ее провал. Великий мастер компромиссов Ллойд Джордж сумел урегулировать  этот кризис. 14 февраля 1919 г. устав Лиги Наций был готов.

Кроме этого, после длительных дискуссий 28 июня 1919 г. в Версальском дворце был подписан мирный договор с  Германией, где условия мира были исключительно тяжелыми для нее. Во-первых, произошло существенное изменение границ. Германия потеряла Эльзас и Лотарингию, которые отошли к Франции,  округа Эйпен и Морене передавались Бельгии, Северный Шлезвиг– Дании. Данцинг (Гданьск) объявлялся вольным городом. Левый берег Рейна должен был быть демилитаризован, и там оставались оккупационные войска. Наконец, Саарский угольный бассейн передавался Франции, а сама область на 15 лет переходила под управление Лиги Наций. В целом Германия потеряла 1/8 часть своей территории.

Во-вторых, она лишилась своих колоний. В-третьих, было решено осуществить разоружение Германии. Ее армия сокращалась до 100 тыс. Германии запрещалось иметь подводный флот и военную авиацию. Распускался генеральный штаб, и уничтожались все укрепления на ее западной границе. И, в-четвертых, поскольку именно Германия объявлялась ответственной за развязывание войны, то ей предстояло выплатить победителям репарации.

Версальский договор являлся той  основой, на которой строилась вся  модель послевоенных международных  отношений. Он зафиксировал сложившуюся  на тот момент расстановку сил на международной арене. Однако в этой фиксации было много изъянов, ибо сформировавшаяся система международных отношений не охватывала своим влиянием многие взрывоопасные проблемы послевоенного мира. Завершение Парижской мирной конференции не принесло долгожданной стабилизации. Во многих странах шли гражданские войны, острейшие социальные конфликты потрясали даже страны, где уже сложилось устойчивое гражданское общество.

В тот период один из наиболее запутанных узлов противоречий образовался на Дальнем Востоке, где сталкивались интересы Японии, США и Англии. Ситуация там обострилась настолько, что в прессе стали поговаривать о возможном начале новой войны. Американская дипломатия предложила провести международную конференцию для обсуждения спорных проблем. Она открылась 12 ноября 1921 г. в Вашингтоне. Ее итогам стало подписание трех крупных соглашений, позволивших достроить ту конструкцию, сооружение которой началось на Парижской мирной конференции.

Первое соглашение – «Договор четырех» - было подписано 13 декабря 1921 г. представителями США, Англии, Франции и Японии. В нем говорилось о том, что его участники обязуются гарантировать взаимную неприкосновенность своих владений в бассейне Тихого океана.

6 февраля 1922 г. был  подписан «Договор пяти» об ограничении морских вооружений, где впервые в истории Англия официально согласилась признать право другой державы (в данном случае США) на паритет в размерах военно-морского флота. Это был отход от давней традиции британской военной политики и свидетельства общего ослабления Великобритании. Заметно укрепила свои позиции Япония, хотя ее флот несколько уступал английскому и американскому.

Третий договор, подписанный на Вашингтонской конференции, «Договор девяти», касался проблем Китая. Американские дипломаты сумели ввести в международно-правовую практику принцип «открытых дверей», в противовес традиционной европейской линии на раздел мира на сфере влияния.

С завершением Вашингтонской конференции  закончилась фаза становления новой  модели международных отношений. Возникли устойчивые центры силы, которым удалось выработать сравнительно устойчивый модус взаимоотношений. В основном были разрешены наиболее спорные проблемы, связанные с послевоенным урегулированием, снята напряженность в отношениях великих держав.

Вместе с тем нельзя не отметить того, что новая модель международных отношений была внутренне  противоречивой, а, следовательно, и  не особенно устойчивой конструкцией. Вне ее осталась Советская Россия (а это 1/6 часть земного шара), не ясно было, как впишутся в нее побежденные державы, при ее создании были, по сути, обойдены молчанием многочисленные проблемы пробуждавшегося азиатского континента. Все это предвещало ей нелегкую жизнь, сулило человеческой цивилизации в целом серьезные потрясения.

Стабилизация  Версальско-Вашингтонской системы

 

После того как в ходе целой серии международных конференций, посвященных проблемам послевоенного  урегулирования в 1919-1922 гг., были заложены основы новой модели организации  мирового сообщества, система международных отношений начала постепенно втягиваться в фазу стабилизации.

Предстояло еще решить как минимум  две крупные проблемы: 1) выработать устойчивый модус взаимоотношений  с Германией, который позволил бы, решив проблемы, связанные с выполнением условий Версальского мира, в то же время вернуть ее в мировое сообщество в качестве полноправного члена; 2) интегрировать в систему СССР, а более широком смысле – разработать нормы взаимоотношений с государством, живущем в ином измерении, чем остальные компоненты системы.

Решение германской проблемы предшествовал  острейший Рурский кризис (1923), когда  авантюристские действия Франции, оккупировавшие Рур, создали исключительно взрывоопасную  обстановку в центре Европы. Выход  из нее был найден после того, как США предложил свой вариант решения проблемы, известный как «план Дауэса» (1924). В том же 1924 г. после долгого перерыва были восстановлены дипломатические отношения между большинством великих держав и СССР.

Исключение составляли США, продолжавшие вплоть до 30-х годов политику непризнания СССР. Процесс интеграции СССР в рамки системы международных отношений еще только начинался, но уже на этом этапе наша страна подключилась к ряду проблем, в которых у России традиционно были значительные интересы. Стабилизации всей совокупности межгосударственных отношений способствовало то, что, начиная со второй половины 1923 г., наметился выход ведущих стран из полосы экономической нестабильности и социальных неурядиц. Все более четко обозначившийся подъем как раз и создавал тот фундамент, опираясь на который можно было искать развязки самых запутанных проблем. Меняется и общий психологический климат, царивший на международной арене. Дух конфронтации, столь привычный для великих держав в первые послевоенные годы, постепенно выходил из моды. Набирала обороты деятельность Лиги Наций. Она вносила определенную лепту в разрешение локальных кризисов, в разработку вопросов, связанных с ограничением вооружения, в поиск путей создания системы безопасности в Европе.

Помимо объективных моментов, изменения в политическом и психологическом климате были связаны с выходом на ведущие позиции целой когорты политических деятелей нового поколения, не связанных напрямую с конфликтами уходящей эпохи, во многом по-другому смотревшими на будущее Версальско-Вашингтонской системы и место в ней своих стран.

Важной вехой в развитии Версальско-Вашингтонской  системы стала Локарнская конференция, проходившая в октябре 1925 г., на которой  был подготовлен и подписан Рейнский гарантийный пакт. Суть его сводилась к тому, что Франция, Бельгия и Германия взяли на себя обязательство сохранять в неприкосновенности установленные Версальским мирным договором западные границы Германии и не прибегать к войне, а решить все спорные вопросы путем арбитража. В качестве гарантов этого соглашения выступали Англия и Италия.

Важно подчеркнуть, что речь шла  о сохранении статус-кво только в  отношении западных границ Германии. О ее восточных границах речи не было. После подписания Локарнских соглашений Германия была принята в Лигу Наций. Строились планы заключения сходных соглашений для Балкан и стран Балканского региона. Однако из этого ничего не получилось, ибо конфликтный потенциал, существовавший в отношениях стран этих регионов, был слишком большим, и снять его переговорным путем оказалось невозможным. Это было симптомом того, что возможности для стабильного функционирования данной модели международных отношений даже в сравнительно спокойной обстановке были ограниченными.

В этом плане характерным был 1927 г., когда в разных точках земного шара были отмечены резкие вспышки острых конфликтов. Так, дело дошло до разрыва англо-советских дипломатических отношений, мировую общественность взбудоражила публикация в прессе секретного меморандума Танаки, в котором намечались далеко идущие планы японской экспансии в Китае, на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана, наконец, вспыхнул очередной раунд польско-литовского конфликта из-за Вильно.

По обилию конфликтов в такой короткий временной отрезок  это напоминало первые послевоенные годы, когда в жестких столкновениях великих держав шло формирование новой модели международных отношений. Однако сходство было чисто внешним. Ситуация в 1927 г. была много сложнее и далеко не столь однозначной, как сразу после войны.

Осенью 1929 г. разразился грандиозный экономический кризис, который перечеркнул все расчеты на дальнейшее развитие стабилизационных процессов в сфере международных отношений. Попав в тяжелейшее положение, каждая из великих держав стала заботиться, прежде всего, о том, как самортизировать обрушившийся на нее удар. Вопросы, связанные с налаживанием двух- и многостороннего сотрудничества, поиском взаимовыгодных компромиссов, отошли на второй план.

 

Распад Версальско-Вашингтонской системы

 

Экономический кризис 1929-1933 гг. и порожденное им желание всех пострадавших от него как можно быстрее, любой ценой преодолеть его хотя бы самые негативные последствия вызвали массу проблем. Кризис обострил до предела шедшую на протяжении всего ХХ века полемику о наиболее перспективных направлениях общественного прогресса, а следовательно, заметно повысил роль идеологического фактора в процессе формирования политического курса великих держав, в определении иерархии их интересов на международной арене. А это, в свою очередь, неизбежно увеличивало конфликтность всей совокупности международных отношений, усиливало деструктивные тенденции в их развитии, обостряло и без того многочисленные споры.

Информация о работе Кризис версальской системы