Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 14:30, контрольная работа
Экономические реформы в ходе перестройки можно разделить на три условных периода. Первый – «ускорение» (апрель 1985-1986г). Второй период экономических реформ - «перестройка» (1987г.- середина 1990г.) Третий период – переход к регулируемому рынку (июнь 1990г. – декабрь 1991г.)
Итогом экономического реформирования первых двух периодов стало дальнейшее ухудшение экономического и финансового положения страны. Падение национального дохода в 1990г. по сравнению с 1989г.
ЗАДАНИЕ 1
1.1 Политическая борьба вокруг альтернатив экономического реформирования в 1985 – 1991 годах................................................................... 2
1.2 Советская и либеральная модели политической системы: истоки, проявления, итоги противостояния...................................................................... 7
1.3 Политика «гласности» и ее влияние на духовную жизнь общества.................................................................................................................11
ЗАДАНИЕ 2
2.1 Заполните таблицу «Политическая реформа в СССР в 1988 – 1991 годах»..................................................................................................................... 13
2.2 В виде таблицы определите основные направления и события в области внешней политики за период 1985 – 1991 гг........................................14
2.3 Составьте таблицу «Национальная политика СССР в годы «перестройки» и ее результаты»..........................................................................15
ЗАДАНИЕ 3
Объясните понятия: «бархатные революции», гласность, ГКЧП, госприемка, инфляция, КГБ, «механизм торможения», «новое политическое мышление», плюрализм, политика «перестройки», путч, «парад суверенитетов», Съезд народных депутатов СССР, концепция «ускорения» социально-экономического развития страны, «человеческий фактор»...........16
Список используемой литературы...............................................................19
2.2 В виде таблицы
определите основные
2.3 Составьте таблицу «Национальная политика СССР в годы «перестройки» и ее результаты»
ЗАДАНИЕ 3
ОБЪЯСНИТЕ ПОНЯТИЯ
«БАРХАТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ» - особый класс революций, в результате которых происходит переход от социалистической к либеральной системе без военного участия.
ГЛАСНОСТЬ – понятие, выработанное отечественной политической мыслью, близкое понятию свободы слова, но не адекватное ему. Доступность информации по всем важнейшим вопросам работы государственных органов.
ГКЧП – Государственный комитет по чрезвычайному положению – был создан в ночь на 19 августа 1991 года, в целях сорвать подписание нового союзного договора, который подразумевал не только сохранение единого государства, но и переход к его реальному федеративному устройству, а также ликвидацию ряда традиционных для СССР государственных структур.
ГОСПРИЕМКА – новая контролирующая инстанция, введенная для контроля качества продукции.
ИНФЛЯЦИЯ – переполнение сферы обращения бумажными деньгами вследствие чрезмерного, неоправданного выпуска их. Может возникнуть также в результате снижения уровня товарной массы. Наиболее ощутимые последствия инфляции: рост цен, падение реальной заработной платы, обесценивание сбережений.
КГБ - Комитет государственной безопасности CCCP — союзно-республиканский орган государственного управления в сфере обеспечения государственной безопасности при Совете Министров СССР.
«МЕХАНИЗМ ТОРМАЖЕНИЯ» - понятие, употреблявшееся в политической публицистике начального этапа "Перестройки" и подхваченное М. С. Горбачёвым. Подразумевался "инертный и вязкий партийно-административный слой", на который возлагалась главная вина за "пробуксовку" реформ. Такой консервативный слой в партийном и государственном аппарате существовал, но в целом аппарат был послушен руководителям, которым, похоже, не хватало, ни умения, ни политической воли для последовательного и системного реформирования страны.
«НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ» - новая философско-политическая концепция, основные положения которой предусматривали: отказ от принципа социалистического интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и иными; провозглашение невозможности решения международных проблем силовыми методами; признание мира целостным и неделимым.
ПЛЮРАЛИЗМ – концепция, согласно которой в обществе взаимодействуют различные партии, профсоюзные, церковные, предпринимательские и иные организации при соблюдении демократических норм терпимости, взаимоуважения, отказа от насилия как средства для достижения цели.
ПОЛИТИКА «ПЕРЕСТРОЙКИ» - перестройка предполагала внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические механизмы, а также в идеологию с целью достижения все того же ускорения общественного развития
ПУТЧ - действия группы заговорщиков по совершению государственного переворота.
«ПАРАД СУВЕРИНИТЕТОВ» - процесс, начавшийся с приходом к власти в СССР М. С. Горбачёва и начатой им перестройки. Развал СССР повлёк за собой образование новых государств на постсоветском пространстве. Кроме того, на территории Российской Федерации так же образовалась тенденция к обособленности некоторых бывших частей РСФСР от общего центра.
СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР – в 1989-1991 гг. высший орган государственной власти СССР. Состоял из 2250 депутатов, половина из которых избиралась по избирательным округам, половина делегировалась наиболее влиятельными общественными организациями - КПСС, ВЦСПС и т.д. Осуществлял высшую законодательную власть, формировал Верховный Совет, разрабатывал государственный бюджет, избирал президента СССР. Прекратил деятельность после августовского путча 1991 г
КОНЦЕПЦИЯ «УСКОРЕНИЯ» СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ – попытка вывода страны из системного кризиса и исправления экономического положения страны. Главными факторами ускорения должны были стать научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения, а на этой основе и всего народного хозяйства и также активация «человеческого фактора».
«ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР» - специфическое обозначение функционирования человека в системе социальных, экономических, производственных, научно-технических, организационно-управленческих и др. отношений; все, что относится к человеку как субъекту деятельности в разных сферах общественной жизни. В период перестройки успешное решение задач социально-экономического развития страны, качественное обновление общества связано с повышением роли Человеческого фактора как неисчерпаемого резерва такого развития, решающего фактора всех перемен. Это значит, что духовный рост человека, обогащение его новыми знаниями, высокий уровень профессиональных навыков становятся не только условиями гармонического развития личности, но и необходимыми предпосылками активного участия каждого в совершенствовании всех сторон общественной жизни.
Список используемой литературы
1) Бондарев В. А. Была ли революция.
2) Боффа Дж. От СССР к России: История неоконченного кризиса 1964-1994гг.
3) Глуховский В.Ф. Отечественная история в схемах, таблицах и комментариях.
4) Горбачев Н.С. Река времени и величие действия – М; 1992г.
5) Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XX век. //Учебная книга для 9 класса общеобразовательных учреждений // - М; 1995г.
6) Корнилов Ю.Э., Шишкин Г.А. «Перестройка в СССР. Международный резонанс». – М : международные отношения, 1988г.
7) Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. – М: издательство МНЭПУ, 1998 – 228с.
8) Моисеев Н.Н. Размышление о современной политологии. – М; 2000г.
9) Ненашев М.Ф. Последнее правительство СССР: личности свидетельства диалоги – М; 1993г.
10) Согрин В.В. Либерализм в России: перспективы и перспективы. – М; 1997г.
11) Шестаков В.А. Новейшая история России // Учебник для вузов // 2008г.
12) Юрьев А.И., Островский
Н.М. Новейшая история России //Учебное
пособие для студентов в
13) Новейшая история России
// Под редакцией члена
14) Хрестоматия по истории России. От СССР к Российской Федерации 1985-2001гг. // под редакцией Безбородова А.Б. – М; 2003г.
15) Перестройка управления экономикой. Проблемы, перспективы // Абалкин Л.И. и другие. – М: Экономика 1989г.
16) История Современной России 1985-1994гг.// Экспериментальное учебное пособие.
17) История Отечества 1939-1991 гг. // учебник для 11 класса средней школы. – М; 1992г.
18) Смит А. Исследование
о природе и причинах