Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:00, контрольная работа
В контрольной работе проставлена цель – проанализировать состояние крестьянства в XIX веке до и после проведения реформ Александром II.
Таким образом, в контрольной работе предстоит решить следующие задачи:
Проанализировать кризис хозяйственной жизни .
Проследить положение крестьянства
Проанализировать реформы, проведенные Александром II.
1. Введение …………………………………………………………….……………2
2. Кризис крепостнических отношений в России впервой половине XIX в……..3
3. Подготовка реформ и проведение социально-экономических преобразований Александром I………………………………………………………………….…...6
4. Заключение …………………………………………………….……………...10
5. Тест ………………………………………………………………………………11
5. Список литературы …………………………………….....…………………....12
Ожидаемые преобразования затрагивали в той или иной степени все стороны социальной жизни огромной Российской империи.
Крестьянская реформа была первой в ряду либеральных реформ 60—70-х гг. Важнейшими из них были земская, судебная и военная реформы.
Земская реформа 1864 г. учреждала органы местного самоуправления — земства. Земства создавались в уездах и губерниях, имели распорядительные (земские собрания) и исполнительные органы (земские управы), они формировались на основе выборов, которые наделяли преимущественными правами дворян. Земства занимались вопросами местного хозяйства, здравоохранения, образования, статистики. Они подчинялись губернаторам, центрального земского органа учреждено не было. Значение земской реформы очевидно: впервые в истории России появлялась система местного самоуправления, вокруг которой могли формироваться элементы независимого от власти гражданского общества. Очевидна и ее незавершенность: полномочия земств были строго ограничены, участвовать в решении общегосударственных вопросов они не могли.
Судебная реформа 1864 г. была наиболее последовательной. Старые сословные суды ликвидировались, создавались мировые и коронные суды, единые для всех сословий. Они функционировали на основе принципов публичности и гласности, состязательности сторон (участие адвоката и прокурора в судебном заседании), независимости судей (назначенный императором судья не мог быть без приговора суда освобожден от своей должности). Наконец, учреждался суд присяжных, которым вменялось в обязанность выносить вердикт о виновности или невиновности подсудимого.
Военная реформа растянулась на полтора десятка лет (1862—1874). В процессе ее проведения страна была поделена на военные округа, качественно улучшен и обновлен офицерский корпус, создана система военного образования, осуществлено техническое перевооружение армии. В 1874 г. Александр II утвердил закон о переходе к всеобщей воинской повинности. С рекрутской системой было покончено, все мужчины в возрасте 20 лет без различия сословий подлежали призыву в армию и на флот. Действовала сложная система льгот (в зависимости от образования, семейного положения, состояния здоровья), благодаря которой в армию на самом деле призывалось не более 25—30% мужчин призывного возраста. Это означало, что сравнительно небольшая в мирное время армия обладала обученным резервом, который можно было использовать в случае войны.
В феврале 1861 г. Император подписал Манифест, извещавший об отмене крепостного права в России. Это была великая и благотворная мера.
Сложность, возникшая при подписании Манифеста, заключалась в том, что земля в большинстве случаев принадлежала помещикам.
Принять закон о том, что земледельцы с такого-то числа считаются юридически свободными, значило лишить их средств к существованию. Поэтому требовалось не просто дать свободу 25% крестьян (именно такая часть испытывала к тому времени тяготы личной несвободы), но и обеспечить им экономические условия для дальнейшей жизни.
Власть заботило и будущее положение дворянского сословия, представители которого являлись главными владельцами земельных угодий. (Среди землевладельцев имелись и представители иных сословий — купечества, мещанства, крестьянства, но в тот период им принадлежало около 10% всего земельного фонда, находившегося в руках частных лиц.) Благополучие первого, благородного, сословия, дававшего стране основную часть офицерского корпуса и чиновничества, напрямую было связано с положением крестьянства.
Приступая к выработке преобразовательных мер, правительство стремилось, с одной стороны, предоставить свободу черносошным (простым) крестьянам, обеспечить им необходимый минимум для самостоятельного существования, а с другой — защитить интересы дворянства.
19 февраля 1861 г., в шестую годовщину своего восшествия на престол, вместе с Манифестом о ликвидации крепостного права монарх утвердил несколько законодательных актов, составивших Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости. С этого дня крепостное право отменялось, а крестьянам присваивалось звание свободных сельских обывателей. Их юридическая принадлежность помещику раз и навсегда ликвидировалась. Манифест и новые законы были опубликованы и зачитывались в церквах по всей России.
Крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом. Полицейская власть, до тех пор принадлежавшая помещикам, переходила к органам сельских общин. Судебные полномочия частично передавались избираемым крестьянами волостным судам, а частично — к мировым судьям. Помещики сохраняли право на всю принадлежавшую им землю, однако обязаны были предоставить в постоянное пользование крестьян усадебную оседлость (землю около крестьянского подворья), а также полевой надел (сельскохозяйственные угодья за пределами поселений).
За пользование получаемой землей крестьяне должны были или отрабатывать ее стоимость на землях помещика, или платить оброк (деньгами или продуктами). Размеры усадебного и полевого надела определялись особыми уставными грамотами, для составления которых отводился срок в два года. Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и, по соглашению с помещиком, полевого надела.
Крестьяне, выкупившие свои наделы, именовались крестьянами-собственниками, а не осуществившие этого — временнообязанными.
Выходившие из-под опеки помещиков крестьяне теперь обязаны были объединяться в сельские общества и все дела своего местного управления решать на сельских сходах. Исполнять решения таких собраний должны были сельские старосты, избираемые на три года.
Расположенные в одной местности сельские общества составляли крестьянскую волость, делами которой ведали собрания сельских старост и особые выборные от сельских обществ.
На волостном сходе избирался волостной старшина. Он исполнял не только административные (управленческие), но и полицейские функции.
Таковы были общие черты крестьянского самоуправления, утверждавшегося после падения крепостного права. Правительство считало, что со временем вся земля, предоставленная, согласно реформе, крестьянству, перейдет в полную собственность крестьян.
Большинство крестьян не имело средств, чтобы выплатить помещику всю причитающуюся сумму, поэтому деньги за них вносило государство. Эти деньги считались долговыми. Крестьянам предстояло погашать земельные долги небольшими ежегодными выплатами, получившими название выкупных платежей. Предполагалось, что окончательно расчет крестьян за землю завершится в течение 49 лет.
Выкупные платежи платило ежегодно совокупно сельское общество, а крестьянин не имел права отказаться от надела и сменить место жительства. На это надо было получить согласие сельского схода. Такое согласие давалось с большим трудом, поскольку платежи являлись общей повинностью ( круговой порукой).
Реформа 1861г. получила название «великой», Александр II— почетное звание «царя-освободителя». Значение реформы чрезвычайно велико. Освобождение миллионов крепостных, втягивание крестьянского и помещичьего хозяйства в рыночные отношение, расслоение крестьянства, формирование рынка вольнонаемного труда, ускоренное развитие промышленности — все это прямые следствия реформы. Но, ликвидируя крепостное право, власть более всего думала об интересах дворянства (в нем она видела основу стабильности и порядка). Сохранив помещичье землевладение, переложив на крестьян расходы по его содержанию, увековечив общину, реформа создала полукрепостническую, неэффективную, трагически отсталую аграрную экономику.
Заключение.
Как и крестьянская реформа 1861 г., реформы 60—70-х гг. имели первостепенное историческое значение. Они охватили практически все сферы общества (кроме названных, были проведены школьная, университетская, финансовая и другие реформы), вносили принципиальные изменения в его жизнь. Реформы, бесспорно, шли навстречу требованиям времени, они давали шанс успешно решить стоявшие перед страной задачи модернизации. К сожалению, власть не демонстрировала последовательность в их осуществлении (например, в 70-е гг. из ведения присяжных были изъяты политические дела, а права адвокатов урезаны, полномочия земств сокращены). Да и общество либо проявляло нетерпение, стремясь получить все и сразу, либо глухо роптало, с трудом приспосабливаясь к новым веяниям. Экономические и политические преобразования 60— 70-х гг. XIX в. в целом остались незавершенными.
Тест
Установите соответствие дат с авторами реформ и их содержанием:
I. 1810 г.
II. 1839 г.
III. 1880-е годы
IV. 1890-е годы
А. Податные, налоговые реформы
Б. Денежная реформа, введен свободный размен бумажных денег на золото
В. Выпуск новых кредитных билетов, свободно обменивавшихся на серебряные деньги
Г. Финансовая реформа государственного бюджета и стабилизации рубля.
I. 1810 г. |
Г. Финансовая реформа государственного бюдже-та и стабилизации рубля |
1. М. Сперанский |
II. II. 1839 г. |
В. Выпуск новых креди-тных билетов, свободно обменивавшихся на сере-бряные деньги |
2. Е. Канкрин |
III. |
А. Податные, налого-вые реформы |
3. Н. Бунге |
IV. |
Б. Денежная реформа, введен свободный размен бумажных денег на золото |
4. С. Витте. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
Дополнительная
03.12 2012г.
Информация о работе Кризис крепостнических отношений в России впервой половине XIX в