Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:57, контрольная работа
Великие реформы явились новым рубежом, точкой отсчета начала новой истории, новой эпохи России. В результате преобразований во всех сферах государственной жизни пошатнулся основной принцип, по которому развивалась до этого момента Россия, а именно связь прогресса с крепостничеством. Освобождение от крепостного права труда, развития частной инициативы, зарождения гражданского общества стали основой в новой политике Александра II. Он вошел в историю, как царь-освободитель и его реформы были названы Великими.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Кризис феодально-крепостнических отношений в России в первой половине XIX в…4-5
2. Подготовка реформ и проведение социально-экономических преобразований Александром II………………………………………………………………………………....6-9
Заключение……………………………………………………………………………………...10
Тест…………………………………………………………………………...………………….11
Список литературы……………………………………………………………………………..12
Ответная реакция крестьян на закон об освобождении была резко негативной. Особенно негативно на восприятие реформы сказалось то обстоятельство, что никто не потрудился объяснить ее крестьянам. В 1861 г. по стране прокатилась волна крестьянского протеста против условий, по которым они получали волю. Крестьяне не могли понять, почему еще на два года они остаются в прежнем подчинении у помещиков, отрабатывая барщину или выплачивая оброки.
Крестьянская реформа была юридическим актом, обозначавшим хронологическую границу между феодализмом и капитализмом в России. За этой реформой в 60-х гг. последовали другие, в результате которых Россия встала на путь буржуазного развития.
Земская реформа
После отмены крепостного права возникла необходимость местного самоуправления. 1 января 1864 года было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», вводившее бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог.
16 июня 1870 года было издано
«Городовое положение», по которому
вводилось выборное
Судебная реформа
Из всех реформ того времени она была самой последовательной и одной из самых значительных. Судебные уставы 20 ноября 1864 года вводили бессословный, гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатурой и состязательностью сторон. Присяжные заседатели, участвующие в судебном процессе устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого, меры наказания же определяли сами судьи. Решения, принятые судом с участием присяжных заседателей считались окончательными, в противном случае могли быть обжалованы в судебной палате. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи –Сенатом. После этого они не могли быть уволены или устранены от должности на какое-то время, а лишь в случае совершения какого-либо уголовного преступления, но и тогда решение об их отстранении от должности выносил суд. Таким образом, закон вводил важный принцип несменяемости судей.
Военная реформа
В 1861-1874 годах была проведена серия военных реформ.
Новая система предполагала не только военное обучение солдат, но в то же время проводился ряд мероприятий с целью просвещения.
Реформы в сфере образования
Преподавание в университетах получило больше свободы, они стали доступны для вольнослушателей, как мужчин, так и женщин. Однако новизна положения привела в 1861 году к некоторым беспорядкам, после чего свободу университетов пришлось несколько ограничить. В 1863 году был издан устав, согласно которому профессорская корпорация получила самоуправление. Студенты же не получили права влиять каким-либо образом на порядок в университете, что являлось поводом для частых «студенческих беспорядков». Классическая гимназия была сделана единственным типом общеобразовательной и всесословной средней школы, выпускники которой имели право поступления в университет. Реальные гимназии заменили «реальными училищами»; цель их была в том, чтобы давать образование людям всех сословий, но приспособленное к практическим потребностям и к приобретению практических познаний.
Этой реформой было создано полное преобладание классической школы. Но граф Толстой упустил из вида несколько моментов, а именно: из-за отсутствия достаточного количества преподавателей латыни и греческого языка, пришлось выписывать специалистов из-за границы. Естественно, их преподавание не нравилось студентам, так как первые не знали ни русского языка, ни русской литературы.
Заключение
Основным содержанием социально-экономического развития этого периода было нараставшее разложение крепостнической системы хозяйствования и постепенное формирование капиталистических отношений, прежде всего в промышленности и торговле, и в сельском хозяйстве.
В этот период экономика Россия не стояла на месте. Несколько выросло сельскохозяйственное производство. Динамично развивались торговля и промышленность.
Результатом экономического развития стали изменения социальной структуры: начали формироваться наемный рабочий класс и слой предпринимателей, выросло городское население (5,7 млн. чел. - 8% всего населения).
В то же время крепостное
право и сословный строй
Причем развитие капиталистических рыночных отношений приводило к деформации крепостничества и началу его постепенного вытеснения, а крепостной строй воздействовал на формы капиталистических отношений.
Реформа 1861 года не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым еще долгое время.
Современники эту реформу назвали великой, так как она принесла свободу более чем 30 млн. крепостных крестьян, было уничтожено крепостное право, которое в Европе прямо называли «русским рабством», была расчищена дорога для становления буржуазных отношений, экономической модернизации страны.
Тест
Установите соответствие дат с авторами реформ и их содержанием.
I. 1810 г. II. 1839 г. III. 80-е годы. IV. 90-е годы.
1. М Сперанский.
2. Е. Канкрин.
3. Н. Бунге.
4. С. Витте.
А. податные, налоговые реформы.
Б. денежная реформа, введен свободный размен бумажных денег на золото.
В. выпуск новых кредитных билетов, свободно обменивающихся на серебряные деньги.
Г. финансовая реформа государственного бюджета и стабилизации рубля.
Ответ:
I – 1 – Г
II – 2 – В
III – 3 – A
IV – 4 – Б
Список литературы
Информация о работе Кризис феодально-крепостнических отношений в России в первой половине XIX в