Кризис феодально-крепостнических отношений в России в первой половине XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:57, контрольная работа

Краткое описание

Великие реформы явились новым рубежом, точкой отсчета начала новой истории, новой эпохи России. В результате преобразований во всех сферах государственной жизни пошатнулся основной принцип, по которому развивалась до этого момента Россия, а именно связь прогресса с крепостничеством. Освобождение от крепостного права труда, развития частной инициативы, зарождения гражданского общества стали основой в новой политике Александра II. Он вошел в историю, как царь-освободитель и его реформы были названы Великими.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Кризис феодально-крепостнических отношений в России в первой половине XIX в…4-5
2. Подготовка реформ и проведение социально-экономических преобразований Александром II………………………………………………………………………………....6-9
Заключение……………………………………………………………………………………...10
Тест…………………………………………………………………………...………………….11
Список литературы……………………………………………………………………………..12

Вложенные файлы: 1 файл

конраб история мир цив в-18.docx

— 34.77 Кб (Скачать файл)

Ответная реакция крестьян на закон об освобождении была резко  негативной. Особенно негативно на восприятие реформы сказалось то обстоятельство, что никто не потрудился объяснить ее крестьянам. В 1861 г. по стране прокатилась волна крестьянского протеста против условий, по которым они получали волю. Крестьяне не могли понять, почему еще на два года они остаются в прежнем подчинении у помещиков, отрабатывая барщину или выплачивая оброки.

Крестьянская реформа  была юридическим актом, обозначавшим хронологическую границу между  феодализмом и капитализмом в  России. За этой реформой в 60-х гг. последовали  другие, в результате которых Россия встала на путь буржуазного развития.

Земская реформа

После отмены крепостного  права возникла необходимость местного самоуправления. 1 января 1864 года было издано «Положение о губернских и  уездных земских учреждениях», вводившее  бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они несли  ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог.

16 июня 1870 года было издано  «Городовое положение», по которому  вводилось выборное самоуправление - городские думы, избираемые на  четыре года. Право избирать и  быть избранным в городскую думу имели право только жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков - одним словом торгово-промышленная буржуазия). Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении. Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов (благоустройство городов).

Судебная  реформа

Из всех реформ того времени  она была самой последовательной и одной из самых значительных. Судебные уставы 20 ноября 1864 года вводили  бессословный, гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатурой  и состязательностью сторон. Присяжные заседатели, участвующие в судебном процессе устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого, меры наказания же определяли сами судьи. Решения, принятые судом с участием присяжных заседателей считались окончательными, в противном случае могли быть обжалованы в судебной палате. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи –Сенатом. После этого они не могли быть уволены или устранены от должности на какое-то время, а лишь в случае совершения какого-либо уголовного преступления, но и тогда решение об их отстранении от должности выносил суд. Таким образом, закон вводил важный принцип несменяемости судей.

Военная реформа

В 1861-1874 годах была проведена  серия военных реформ.

Новая система предполагала не только военное обучение солдат, но в то же время проводился ряд  мероприятий с целью просвещения.

Реформы в сфере образования

Преподавание в университетах  получило больше свободы, они стали  доступны для вольнослушателей, как  мужчин, так и женщин. Однако новизна  положения привела в 1861 году к некоторым беспорядкам, после чего свободу университетов пришлось несколько ограничить. В 1863 году был издан устав, согласно которому профессорская корпорация получила самоуправление. Студенты же не получили права влиять каким-либо образом на порядок в университете, что являлось поводом для частых «студенческих беспорядков». Классическая гимназия была сделана единственным типом общеобразовательной и всесословной средней школы, выпускники которой имели право поступления в университет. Реальные гимназии заменили «реальными училищами»; цель их была в том, чтобы давать образование людям всех сословий, но приспособленное к практическим потребностям и к приобретению практических познаний.

Этой реформой было создано  полное преобладание классической школы. Но граф Толстой упустил из вида несколько моментов, а именно: из-за отсутствия достаточного количества преподавателей латыни и греческого языка, пришлось выписывать специалистов из-за границы. Естественно, их преподавание не нравилось студентам, так как первые не знали ни русского языка, ни русской литературы.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Основным содержанием  социально-экономического развития этого  периода было нараставшее разложение крепостнической системы хозяйствования и постепенное формирование капиталистических отношений, прежде всего в промышленности и торговле, и в сельском хозяйстве.

В этот период экономика Россия не стояла на месте. Несколько выросло сельскохозяйственное производство. Динамично развивались торговля и промышленность.

Результатом экономического развития стали изменения социальной структуры: начали формироваться наемный рабочий класс и слой предпринимателей, выросло городское население (5,7 млн. чел. - 8% всего населения).

В то же время крепостное право и сословный строй затрудняли социальное расслоение крестьян, оформление новых социальных групп, значительным оставалось количество помещичьих крестьян (21 млн. чел.).

Причем развитие капиталистических  рыночных отношений приводило к  деформации крепостничества и началу его постепенного вытеснения, а крепостной строй воздействовал на формы  капиталистических отношений.

Реформа 1861 года не сняла  аграрный вопрос в России, который  оставался центральным и наиболее острым еще долгое время. 

Современники эту реформу  назвали великой, так как она  принесла свободу более чем 30 млн. крепостных крестьян, было уничтожено крепостное право,  которое в Европе прямо называли «русским рабством», была расчищена дорога для становления буржуазных отношений, экономической модернизации страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест

Установите соответствие дат с авторами реформ и их содержанием.

I. 1810 г.        II. 1839 г.         III. 80-е годы.           IV. 90-е годы.

 

1. М Сперанский.

2. Е. Канкрин.

3. Н. Бунге.

4. С. Витте.

 

А. податные, налоговые реформы.

Б. денежная реформа, введен свободный размен бумажных денег  на золото.

В. выпуск новых кредитных  билетов, свободно обменивающихся на серебряные деньги.

Г. финансовая реформа государственного бюджета и стабилизации рубля.

 

Ответ:

I – 1 – Г

II – 2 – В

III – 3 – A

IV – 4 – Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Великие реформы в России. 1856-1874/Под ред. Л.Г. Захаровой, Б.Эклофа, Дж. Бушнелла – М. 1992.
  2. Хрестоматия по истории СССР, 1861-1917 / Под ред. В.Г. Тюкавкина. – М.: Просвещение, 1990.
  3. История мировой экономики: учебник для студентов вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – 3-е изд.,  – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  4. История экономики: учебник / под общ. Ред. О.Д. Кузнецовой, И.Н. Шапкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009.

 


Информация о работе Кризис феодально-крепостнических отношений в России в первой половине XIX в