Куликовская битва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 00:38, реферат

Краткое описание

Объект исследования: конкретное историческое событие, произошедшее накануне Куликовской битвы – благословление князя Дмитрия Сергием Радонежским.
Предмет исследования: выражение духовной сущности исторического события.
Цель работы – изучить и проанализировать литературу историко-духовной направленности, описывающую сущность и значение конкретного исторического события – Куликовской битвы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 КУЛИКОВСКАЯ БИТВА – ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ВЕХА В ИСТОРИИ РОССИИ 5
1.1 Этапы Куликовской битвы 5
1.2 Значение Куликовской битвы в истории России 12

2 ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ СРАЖЕНИЯ 16
2.1 Благословление Сергием князя Дмитрия 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Вложенные файлы: 1 файл

история реферат.docx

— 69.85 Кб (Скачать файл)

Умер 19 мая 1389, погребен в Москве в Архангельском соборе Кремля. Причислен к лику святых; день памяти – 19 мая (1 июня нового стиля). Житие рисует его идеализированно: крепок, высок, плечист, грузен («чреват вельми и тяжек собою зело»). По словам составителя Жития, имел «дивный взгляд», был «совершен» умом. По свидетельству же современников, имел непростой характер: отвага в Дмитрии соседствовала с нерешительностью, храбрость с готовностью отступать и подчиняться, ум с бестактностью, прямодушие с коварством. Образованностью князь не отличался, но был славен благочестием, незлобивостью и целомудрием «духовным».

Имя Дмитрия Донского за несколько столетий стало символом русской воинской славы («во всех странах славно имя его» – подчеркнул летописец). Образ его неоднократно вдохновлял живописцев (в частности, П.Д.Корина, изобразившего князя на мозаике плафона станции «Комсомольская-кольцевая» Московского метрополитена, К.Васильева, П.Рашина и др.). В 2002 учрежден Орден «За Служение Отечеству» в память св. вел. кн. Дмитрия Донского и преподобного игу-мена Сергия Радонежского. Окормляемый молитвами святого преподобного Сергия Радонежского, его духовного наставника и покровителя, князь пришел к своему земному концу, как истинно православный человек, воин.

Было ему всего 39 лет. Летопись гласит, что он от самого отрочества возлюбил живого Бога, с усердием начал  притекать во святые его храмы, всегда слушал и читал Божие Слово со вниманием и умилением, украшал храмы Божии со всяким великолепием, почитал священников и монахов, весьма был щедр к нищим, охотно из своих рук раздавал милостыню, был почтителен к старшим, уклонялся суетных бесед, едких насмешек и вредных игрищ; никогда не употреблял пустых слов и всякими способами уклонялся общества злонравных людей. Природа украсила его всеми телесными и душевными качествами. Крепкое сложение тела, величественный рост, острый и проницательный взор, приятный выразительный голос составляли малейшую часть его телесных дарований. По воле матери и желанию всего московского народа Дмитрий еще в нежной юности вступил в супружество с Евдокией, добродетельной дщерью князя суздальского. Почувствовав приближение смерти, князь Дмитрий послал за преподобным Сергием, который и преподал ему все необходимые православные таинства. Великий князь Дмитрий Донской преставился 19 мая 1389 года и был погребен в церкви св. Архангела Михаила «на правой руке». На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1988 года, посвященном 1000-летию Крещения Руси великий князь Владимирский и Московский Дмитрий Иванович Донской был канонизирован. Спустя 599 лет русский национальный герой, полководец был объявлен святым. Кстати, и жена его почитается на Руси, как святая благоверная преподобная Евфросиния великая княгиня Московская. Я же хочу напомнить, что имя Дмитрия Донского будут не раз повторять русские полководцы в дни суровых годин, что под его именем будет сформирована танковая колонна в годы Великой Отечественной войны, полки которой с победой закончат свой славный путь.

Главная заслуга князя  Дмитрия в военном строительстве  это то, что он создал фактически новые, достаточно мощные вооруженные  силы Русского государства, которые стали настоящим неприятным сюрпризом для многочисленных врагов Московского княжества9. На известной картине художника А.П. Бубнова «Утро на Куликовом поле» бросается в глаза прекрасное вооружение князей и рогатины, копья, просто дубины рядовых ратников. На самом деле вооружение русского войска было не только отменно, но и стандартизировано. Князь вложил в перевооружение войска большие средства, в том числе личные, а мастерство русских оружейников славилось далеко за пределами Руси. Все русские полки, а не только княжеская дружина вооружались единообразным оружием. Это, прежде всего длинные и крепкие копья с узколистыми наконечниками легко пробивающие кожаные татарские доспехи с нашитыми на них металлическими бляшками. Оружием ближнего боя служили боевые топоры, секиры-чеканы, палицы. Конница вооружалась знаменитыми прямыми русским мечами длиной боле метра или изящными легкими саблями, которые были весьма эффективны в единоборствах с татарскими кавалеристами. Надежное защитное вооружение состояло из знаменитой кольчуги зачастую с «дощаной защитой» – пластинчатой или наборной броней, шлема-шишака. Татарские сабли и стрелы «дощатую защиту» не пробивали. Князь Дмитрий первым заменил каплевидные, длинные и тяжелые щиты (они видны на картине Бубнова) на небольшие круглые, очень удобные в рукопашном бою. Кстати, в Западной Европе такие щиты появятся только через 100 лет. Так что, русская рать на Куликовом поле представляла сплошной строй одетых в доспехи воинов. В «Сказании о Мамаевом побоище» читаем: «доспехи русских сынов, как вода всебыстрая, блещут, и шлемы на их головах, как роса во время ясной погоды светятся». Первым оценил молодой князь и огнестрельное оружие. Именно в его княжение со стен Московского Кремля начали стрелять первые русские пушки – «тюфяки».

 Изменил Дмитрий Донской  и организацию русского войска. Его ядром по-прежнему являлась  дружина (гвардия) князя. Но  теперь к ней присоединились  многочисленные хорошо вооруженные  московские полки. К ним, в случае необходимости, примыкали полки других князей. При этом, собирали эти полки, командовали ими не князья вассалы, как это было прежде, а великокняжеские воеводы. По всей Руси складывались своеобразные военные округа, из которых приходили полки Коломенские, Звенигородские, Муромские, суздальские и т.д. Князь Дмитрий создал единую общерусскую военную организацию, пожалуй, впервые после времен Святослава. Это, кстати, оказало огромное влияние на будущий процесс объединения русских княжеств в единое государство.

Изменил князь Дмитрий  и тактику русского войска. Точнее, развил так блестяще проявившее себя трех полковое построение с конницей на флангах. Кстати, он блестяще использовал  и традиционное построение. Например, в битве с ордынцами на реке Воже. Но для борьбы с основными силами Орды, великой армией, он начал использовать шести полковой строй – добавил Сторожевой, Передовой и Засадный полки. Именно это построение обеспечило Дмитрию Донскому победу на Куликовом поле. В стратегическом плане Дмитрий вернулся к практике своих великих предков Святослава, Мономаха, Александра – практике упреждающих ударов. Он не ждал ордынцев под стенами своих городов, а сам выходил навстречу, навязывая свой способ ведения сражений, а значит, заранее перехватывая инициативу. Главная линия обороны начиналась на реке Оке, ее просто называли «берегом». Фактически русские полки занимали линию обороны протяженностью более 200 верст от Коломны до Калуги. Впереди же, тянулись уже упоминаемые линии засек и сторожевых постов, разъездов.

Наконец, как всякий гениальный полководец, он не только умело воевал сам, но и окружил себя талантливыми военачальниками, из которых можно выделить, прежде всего, двоюродного брата князя Владимира Андреевича Серпуховского и воеводу Дмитрия Михайловича Боброк-Волынского.

Следует еще раз напомнить, что свои масштабные военные преобразования князь проводил отнюдь не в мирное время, а в ходе непрекращающихся набегов внешних врагов и внутренней междоусобицы. И проводил эту военную реформу не умудренный опытом военачальник, а совсем еще молодой человек. Мог ли подобное совершить робкий, нерешительный, несамостоятельный правитель? Такое под силу только настоящему политическому и военному гению.

Одним из персонажей, непосредственно принимавших участие в тех исторических военных событиях был Александр Пересвет (?–1380) – герой Куликовской битвы, монах Троице-Сергиевого монастыря до пострижения – брянский (по др. версии, любечский) боярин.

Александр и его брат, боярин любецкий Андрей (Андриан, Родион – точное имя не известно) по прозвищу Ослябя до принятия монашеского чина были «известными в сраженьях ратниками, не одно нападение встретившими». Согласно легенде, по просьбе великого князя Дмитрия Ивановича преп. Сергий Радонежский передал братьев-иноков предводителю русского войска перед решительным сражением с татарами, предсказав при этом победу над захватчиками.

Началом Куликовской битвы 8 сентября 1380 принято считать поединок Пересвета с татарским богатырем Темир-мурзой (Челубеем). В Сказании о Мамаевом побоище и Никоновской летописи (16 в.) дано полулегендарное описание этого поединка. В Сказании говорится, что Челубей был «подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его, и трех сажен ширина его», Пересвет также представлен воином-богатырем. Соперники были на конях. На голове Пересвета был шлем, покрытый сверху монашеским куколем, закрывавшем голову, плечи, грудь и спину и покрытый везде изображением креста (эту одежду Пересвет получил от Сергия Радонежского). Соперники, по словам Сказания, «ударились крепко копьями, едва земля не преломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались». Брат Пересвета Андрей Ослябя героически сражался на Куликовом поле, был ранен, но выжил.

Описание поединка в Сказании побудило некоторых историков усомниться в самом существовании этого эпизода. Однако известно, что павших в Куликовской битве хоронили на поле боя, тело же Пересвета привезли в Москву и погребли в храме Рождества Богородицы в Симоновом монастыре. Рядом с ним позднее похоронили и его брата Андрея Осляблю, который закончил свой жизненный путь в монастыре. При перестройке храма могилы бережно сохранялись в течение многих веков.

 В память о героях  Куликовской битвы в 1898 на Балтийском  заводе в Петербурге был построен  броненосец крейсер «Пересвет», а за ним и другой – «Ослябя» (затонул во время морских сражений в русско-японскую войну 1904–1905). В 1916 попавший к японцам крейсер «Пересвет» царское правительство, памятуя о значимости и символичности имени «Пересвет» в русской истории, выкупило у Японии и вновь зачислило в состав русского флота.

В 1928 был закрыт храм в  Симоновом монастыре, могилы героев Куликовской битвы оказались на территории созданного здесь завода, а надгробия Пересвета и Осляби использовались как платформа для электромотора, хотя имена их упоминались в учебниках по истории. В связи с 600-летием Куликовской битвы в 1980 могилы Пересвета и Ослябя были отнесены к памятникам, охраняемым государством. В 1988 храм был отделен от завода. В 2003 к 300-летию Московская железная дорога подарила Петербургу скоростной поезд, дав ему имя «Пересвет», имея в виду легендарное имя русского богатыря.

История боя-поединка А.Пересвета с Челубеем не раз вдохновляла художников (в частности, П.Ф.Чалунина).

Здесь мы посчитали сказать  несколько слов о Мамае (?–1380) –  темник (т.е. военачальник «тьмы», 10 тыс. воинов), один из видных представителей монгольской военной аристократии, талантливый и энергичный военачальник и политик в Золотой Орде.

По отцовской линии  был потомком кипчаковского хана Акопы, происходил из рода Кийян, по материнской – от золотоордынского темника мурзы Мамая. Возвысился при золотоордынском хане Бердибеке (1357–1361), женившись на его дочери. Не принадлежа к роду Чингисхана, не мог сам быть ханом. Но, воспользовавшись междоусобной борьбой за ханство в Золотой Орде, в середине 14 в., в борьбе с Тохтамышем подчинил себе большую часть золотоордынской западной территории, то есть земли от Дона до Дуная, ядом и кинжалом пробился к власти. К концу 1370-х стал фактическим правителем Золотой Орды, управляя ею через подставных ханов (русские летописи называли их «мамаевыми царями»).

Разжигая феодальную рознь  между русскими князьями, боровшимися  между собой за получение ярлыка на великое княжение, противодействуя усилению самой сильной из подвластных ему на Руси земель – Московской, Мамай последовательно поддерживал ее противников. Основную ставку он делал на Тверь, а также – из тактических соображений – и на Рязань. При этом он, для острастки, не раз врывался на территорию Рязанского княжества (служившего буфером между Московской Русью и Ордой), опустошая его. Ориентации Мамая на Великое княжество Литовское сопутствовало его враждебное отношение к Московской Руси.

 В 1378 Мамай сжег  Нижний Новгород, к тому времени  находившийся под покровительством  Москвы и тогда же послал  отряд мурзы Бегича за сбором недостающих податей у московского князя Дмитрия Ивановича. Как повествует летопись, Мамай хотел восстановить власть над Русью, желая, «чтоб как при Батые было».

2 августа 1378 на реке  Воже русские воины во главе с московскими воеводами Даниилом Пронским, Тимофеем Вельяминовым и самим князем Дмитрием Ивановичем впервые, используя новые тактические приемы, сумели разгромить ордынское войско.

 В ответ Мамай начал  готовить новый поход на Москву.

Летом 1380 он собрал большое  войско, в которое входили не только татары, но также покоренные им черкесы, ясы, чечены. Однако 8 сентября 1380 в Куликовской битве был разбит и бежал с поля битвы с небольшим отрядом татар в Кафу (Феодосию). Летописец сообщил: «...побежал поганый Мамай с четырьмя мужами в излучину моря, скрежеща зубами своими, плача горько...» – так рассказывало об этом Сказание о Мамаевом побоище. В Крыму его встретили воины ордынского хана Тохтамыша, и Мамай был убит в Кафе по одним данным – татарами, по другим – генуэзцами, бывшими его союзниками.

 

2.1 Благословление Сергием князя Дмитрия

Преподобный Сергий Радонежский  был живым свидетелем всего того, что происходило на нашей Родине. Он был сыном своего времени, но, как истинный духовный гений, Преподобный Сергий стал выше своего века, он мог видеть не только настоящее, но и созерцал будущее, и вел за собой других людей к подлинной духовной свободе. Трудами и подвигами жил в настоящем, а духом устремлялся в будущее. Его называют «печальником Земли Русской». Это значит, что Преподобный постоянно заботился о своем народе, оберегал его молитвенным покровом, всегда хранил в своем сердце любовь к нему. Печалование о Родине игумена Радонежского проявлялось в его непосредственном участии в событиях, связанных с Куликовской победой.

В актовой речи «Благодатный воспитатель русского народа» профессор  В. О. Ключевский в таких словах охарактеризовал  значение Преподобного Сергия: «Примером  своей святой жизни, высотой своего духа, он поднял упавший дух родного  народа, пробудил в нем доверие  к себе, к своим силам, вдохнул  веру в помощь Божию... Своею жизнью, самой возможностью такой жизни  Преподобный Сергий дал почувствовать  заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло, помог ему заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел он. И вот мы видим, что народ, сто лет привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался наконец духом, встал на поработителей и не только нашел в себе мужество встать, но и пошел искать татарские полчища в открытой степи и там навалился на врагов несокрушимой стеной, похоронив их под своими многотысячными костями .

Информация о работе Куликовская битва