Куликовская битва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 00:38, реферат

Краткое описание

Объект исследования: конкретное историческое событие, произошедшее накануне Куликовской битвы – благословление князя Дмитрия Сергием Радонежским.
Предмет исследования: выражение духовной сущности исторического события.
Цель работы – изучить и проанализировать литературу историко-духовной направленности, описывающую сущность и значение конкретного исторического события – Куликовской битвы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 КУЛИКОВСКАЯ БИТВА – ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ВЕХА В ИСТОРИИ РОССИИ 5
1.1 Этапы Куликовской битвы 5
1.2 Значение Куликовской битвы в истории России 12

2 ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ СРАЖЕНИЯ 16
2.1 Благословление Сергием князя Дмитрия 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Вложенные файлы: 1 файл

история реферат.docx

— 69.85 Кб (Скачать файл)

Как могло это случиться? Откуда взялись, как воспитались  люди, отважившиеся на такое дело, о  котором боялись и подумать их деды?.. Мы знаем одно, что Преподобный Сергий благословил на этот подвиг главного вождя Русского ополчения, и этот молодой вождь был человек поколения, возмужавшего на глазах Преподобного Сергия, под его благодатным воспитанием...».

О личном участии Преподобного Сергия в подготовке к сражению и  в момент самой Куликовской битвы  сохранились летописные повествования  и сведения, занесенные в Пролог. Суммируя их, можно представить себе следующую последовательность событий.

Готовясь выступить в  поход, великий князь Димитрий Иванович с другими князьями, воеводами и отборной дружиной поехал в Троицкий монастырь (теперь Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде, Московской области), чтобы получить благословение Божие у игумена Сергия.

Преподобный Сергий в конце  трапезы после совершенной литургии предсказал князю Димитрию, что в  битве сам он останется живым, но «многим, без числа многим, сотрудникам князя плетутся венцы мученические с вечной памятью». Преподобный Сергий в благословение русскому воинству дает двух схимонахов – Александра Пересвета (бывший боярин Брянский) и Андрея Ослябю (бывший боярин Любецкий). Оба они были до принятия монашества опытными воинами. Осенив Святым Крестом и окропив святой водой дружину князя Димитрия, Преподобный Сергий отпустил их из обители . По другому варианту это же событие излагается более красочно: Димитрий Донской решился идти на татар, и «у Троицы» служили последний молебен. Преподобный Сергий заметил, что душа князя Димитрия в смятении, что князь не уверен в себе, колеблется, сомневается, нет в нем должной твердости духа. Преподобный Сергий ушел в алтарь и долго там молился, а выйдя, воздел руки и громогласно возгласил: «Димитрий! Се зрел (т. е. видел. – Р. Л.) твою победу над врагом» . В субботу 8 сентября 1380 г., в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские полки перешли реку Дон на месте впадения в него реки Непрядвы и достигли Куликова поля. Здесь должен был произойти решительный бой. В этот ответственный момент Преподобный Сергий не оставил русских воинов без ободрения и укрепления. Явились посланные Преподобным монахи во главе с иноком Нектарием и привезли из Троицкого монастыря Богородичную просфору и личное письмо («грамотку») игумена Радонежского. Прибытие посланцев Преподобного Сергия было неожиданным и благовременным. Воины, ободренные надеждою на молитвы великого Старца, бесстрашно шли на битву, готовые отдать свою жизнь за Отечество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я считаю, что донское  побоище было одним из самых выдающихся событий в жизни как Руси, так и всей Европы средних веков. Куликовская битва стала переломным этапом жизни русского народа. Эта битва не только содействовала, но и закрепляла процесс образования русского централизованного государства.

В этом сражении проявились лучшие качества русских людей: стойкость, мужество, храбрость, готовность жертвовать своей жизнью ради национального освобождения народа от тяжкого иноземного бремени.

Русский народ выдвинул выдающегося  стратега и тактика Дмитрия Ивановича  Донского, полководческая деятельность которого составила целую эпоху в истории русского военного искусства.

Прошло более шести  веков  с того времени, когда русские воины под предводительством великого князя московского Дмитрия Ивановича одержали победу над монголо-татарскими полчищами, возглавляемыми эмиром Золотой Орды Мамаем, в битве на Куликовом поле, на Дону. За выдающийся полководческий талант, проявленный в этом сражении, князь Дмитрий Иванович был прозван в народе Донским.

Куликовская битва – величайшее событие в российской истории. Она  нанесла сильнейший удар по владычеству  Орды и положила начало процессу ослабления чужеземного ига, окончательного освобождения Руси от иноземного владычества. Важным следствием Куликовской битвы было усиление роли Москвы в образовании единого Русского государства.

Подвиг русских людей  на поле Куликовом, ставший поворотным моментом в истории нашей Родины, увековечен в литературе и искусстве, публицистике и исторической науке.

Изучение героического прошлого русского и других народов нашей  страны стало традицией. О великом  подвиге героев Куликова поля русские  люди постоянно помнили, говорили, писали и в XV, и в XVI, и в последующие  столетия.

Так, фельдмаршал М. И. Кутузов  в суровые дни отступления  русской армии и ее подготовки к контрнаступлению против Наполеона в 1812 г. писал, что предстоящие сражения русских воинов, пришедших в Тарутинский лагерь, потомки будут ставить в один ряд с победой на реке Непрядве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ашурков В.Н. На поле Куликовом. 3-е издание. – Тула, 1976. – 224 с.

2. Буганов В.И. Куликовская битва. 2-е издание. – М.: Педагогика, 1985. – 112 с.

3. Горелик М. Куликовская битва 1380 г.: русский и золотоордынский воины. // Цейхгауз. 1999 г. №9; 2000 г. №10.

4. История России: Учебное пособие для вузов. В 2-х т. Т.1. / Под ред. Леонова С.В. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 256 с.

5. Криворотов В. А. Духовные основы иконописания.- http://nesusvet.narod.ru/ico/books/krivor2.htm

6. Кирпичников А.Н. Куликовская битва. – Л.: Наука, 1980. – 124 с.

7. Куликовская битва (сборник статей). / Отв. ред. Бескровный Л.Г. – М.: Наука, 1980. – 320 с.

8. Лубченков Ю.Н. Самые знаменитые полководцы России. – М.: Вече, 1999. – 640 с.

9. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. – СПб.: Наука, 1994. – 430 с.

10. Задонщина // Воинские повести Древней Руси. — М., 1985. С. 159-178.

 

 

 

 

 

 

 

1 Куликовская битва (сборник статей). / Отв. ред. Бескровный Л.Г. – М.: Наука, 1980

2 Лубченков Ю.Н. Самые знаменитые полководцы России. – М.: Вече, 1999.

3 Ашурков В.Н. На поле Куликовом. 3-е издание. – Тула, 1976.

4 Кирпичников А.Н. Куликовская битва. – Л.: Наука, 1980.

5 Задонщина // Воинские повести Древней Руси. — М., 1985.

6 Задонщина // Воинские повести Древней Руси. — М., 1985.

7 Криворотов В. А. Духовные основы иконописания.

8Криворотов В. А. Духовные основы иконописания.- http://nesusvet.narod.ru/ico/books/krivor2.htm

9 Санникова Т. Становление иконописца. - http://nesusvet.narod.ru/ico/books/-sann.htm


Информация о работе Куликовская битва