Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:02, реферат
Древнегреческое общество прошло долгий путь развития от самого темного, архаического периода до развитой цивилизации. Мифы, в которых выражалось его мировоззрение, изменялись вместе с развитием общества.
Доолимпийский этап развития мифов пришелся на историческую эпоху, когда человек чувствовал себя беззащитным перед силами природы. Окружающий мир представлялся ему в виде первобытного хаоса, в котором действовали неуправляемые, страшные для человека стихии.
Остается представить
себе красочное торжественное
И в наши дни греки, почитающие древние традиции, устраивают подобные Панафинейские шествия. По священной Панафинейской дороге они поднимаются к Акрополю и заполняют всю его площадь и храмы. Конечно, внутреннее убранство храмов не сохранилось, и лишь немногое можно увидеть в небольшом музее, расположенном за Парфеноном. В той или иной степени пострадали и сами здания храмов. Особенно это относится к длительному периоду турецкого ига. Например, турки разобрали храм Ники Аптерос и сделали из его блоков укрытие для пушек. Однако позднее греки нашли почти все блоки и сложили храм заново. Два тысячелетия простоял почти невредимым и Парфенон, превращенный сначала в христианскую церковь, а затем в мусульманскую мечеть. Но во время одной из войн турок с венецианцами, в 1687 г., венецианское ядро попало в Парфенон, где турки устроили пороховой склад. Произошел сильный взрыв, в результате которого 14 из 46 колонн были разрушены. Колоннаду затем удалось частично восстановить, но здание так и осталось без крыши. В самом начале XIX в. лорд Эльджин, британский посол в Оттоманской империи, под властью которой тогда находилась Греция, купил 17 фигур, украшавших фриз Парфенона. Вскоре он продал их английскому правительству, и они были выставлены в лондонском Британском музее, составив гордость его экспозиции и привлекая многочисленных туристов. С тех пор Греция не раз предъявляла свои права на мрамор Парфенона, однако официальный Лондон отвергает даже такое компромиссное предложение, как создание филиала Британского музея в Афинах. Так что частичную реставрацию Парфенона пришлось производить при помощи не подлинников, а слепков. А в последние десятилетия злейшими врагами Акрополя стали кислотные дожди, ядовитый смог, которые разъедают мрамор, превращая его в гипс. В этих условиях тем более важно включение Акрополя - эталона гармонии, естественности и красоты - в Список объектов Всемирного наследия.
Культурное наследие античных времен необходимо современной культуре, как напоминание о ее истоках, как предупреждение коммерческого варварства и потребительского подхода к культурным памятникам.
Заключение
Древние греки пытались через тело и благодаря ему воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии, но слабое развитие индивидуальности личности не позволило греческой культуре отразить высоты проявления человеческой эмоциональности и духа. Возвеличивая тело, в целом античные искусство и культура, как и на Востоке, решали противоречие между личным и общественным в пользу последнего. Личность считалась полезной обществу лишь благодаря своим гражданским добродетелям. Противоречия объекта н субъекта как сторон человеческой личности можно назвать главным нервом античной культуры. Если во взаимоотношениях с социумом личность находила какой-то выход, то по отношению к судьбе и личность, и общество были лишь объектами, слепыми орудиями Рока. Идея неумолимости Рока тесно связана с античным рабством, ибо в античном мире свободные люди мыслили себя рабами общего мироустройства. Единичные прорывы человеческого духа в античной культуре не стали парадигмой античного мировоззрения, не выразили его сути.
Философия, литература, театр в Древней Греции
Велика роль древних греков в развитии философии (в переводе означает «любовь к мудрости»), которая возникла в Элладе.
Философы – это мыслители, которые наблюдали, размышляли и объясняли законы развития природы и человеческого общества. Самыми известными философами, жившими в Афинах, были Сократ, Платон и Аристотель.
Сократ (469-399 гг. до н.э.) был сыном афинского скульптора. Главной задачей философии он считал стремление к знаниям. О себе Сократ, один из образованнейших людей своего времени, говорил: "Я знаю, что ничего не знаю". Он понимал, что, чем больше человек узнает о себе и окружающем человека мире – тем больший мир непознанного открывается перед ним.
Правилом жизни великого мудреца была надпись на Дельфийском храме – "Познай самого себя". На улицах, на пирах он собирал вокруг себя большие группы молодежи, которые внимательно слушали мудреца. Вместе со своими учениками, единомышленниками Сократ создал свою философскую школу.
Враги Сократа оклеветали его, обвинив в том, что он поклонялся новым божествам и учил молодежь не подчиняться властям. На суде мудрец гордо заявил судьям, что его надо не судить, а наградить за то, что он многих граждан сделал лучшими. Но великий философ был приговорен к смертной казни.
Учение Сократа о познании, к которому должен стремиться человек, развил его ученик Платон (427-347 гг. до н.э.). После смерти своего учителя Платон покинул Афины и отправился в знаменитую философскую школу в Мегары. Затем он посетил Египет, Италию, Сицилию.
Со временем Платон открыл в Афинах школу, получившую название Академия, где бесплатно обучал философии. Философ изложил свое учение в пятнадцати трудах, написанных в форме диалогов.
Из учеников Платона величайшим философом был Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Он происходил из небольшого городка Стагиры. Отец его был придворным врачом македонского царя.
Юношей приехал Аристотель в Афины, где посещал знаменитую Академию Платона. Затем он стал воспитателем наследника македонского престола – Александра, будущего Александра Великого. Когда Аристотель вернулся в Афины, то основал в роще, заложенной в честь Аполлона Ликейского, новую школу, названную Ликеем (от этого слова происходит слово "лицей").
Свои произведения он посвящал разным наукам: политике, биологии, физике, математике. Аристотеля обвинили в безбожии, и он был вынужден уехать из Афин на остров Эвбею.
История греческой литературы начинается с творчества Гомера и Гесиода. В одной из своих басен Гесиод показал произвол знати.
С начала VII века до н.э. появилась лирическая поэзия – поэзия личных чувств и переживаний.
Известным поэтом древности был Архилох. В своих произведениях он описывал боевые приключения, отношения к друзьям и врагам. Поэты с острова Лесбос Алкей и Сапфо в своих стихах воспевали любовь, природу и друзей.
При дворе тирана Поликрата жил поэт Анакреонт. Свое искусство он определил как поэзию красоты, любви и веселья.
Создателем басен греки считали Эзопа – фригийского раба. Легенды рисуют его безобразным горбуном. В многочисленных рассказах, героем которых был Эзоп, он всегда оказывался умнее и находчивее своего господина. По преданию, Эзоп был сброшен со скалы дельфийскими жрецами, которых он упрекал в корыстолюбии. За это Аполлон покарал дельфийцев чумой.
Нам хорошо известны многие басни Эзопа о животных, например, "Волк и ягненок", "Ворона и лисица".
Развитие греческой культуры связано и с созданием театра. Древние греки называли театр "школой для взрослых".
Возникновение греческого театра
связано с народными
Трагедией стали называть представления, героям которых приходилось бороться, преодолевать враждебные силы, страдать.
Комедией стали называть представления, герои которых попадали в смешные, комичные ситуации. В комедиях высмеивались человеческие пороки.
Народный хор пел Дионису дифирамбы – прославления.
Со временем в хор ввели действующее лицо – актера (по-гречески "гипокрит" – отвечающий).
Для народных представлений греки стали строить театры (что означает "место для зрелищ"), которые располагались на склоне горы под открытым небом, без крыши и занавеса. Греческий театр образовывал полукруг – амфитеатр.
Главные части театра составляли:
• койчоне – помещение для зрителей;
• орхестра – место для хора;
• скене – место, где вывешивались декорации.
Участвовать в представлениях могли только мужчины. Для выступлений актеры одевали большие, ярко раскрашенные маски с резкими чертами лица и с широко раскрытым ртом.
Театральные представления показывали несколько раз в год во время народных праздников. Каждый раз ставилось около десяти пьес. Представления продолжались с восхода и до захода солнца.
Выдающимся автором трагедии был поэт Эсхил (525-456 гг. до н.э.). Героями его пьес были в основном боги и титаны.
Одна из его известных трагедий называлась "Прикованный Прометей». В ней рассказывалось, что Прометей похитил с неба огонь и отдал его людям. За это бог Зевс приказал богу-кузнецу Гефесту приковать Прометея к скале. Зевс хотел, чтобы Прометей раскаялся и отрекся от людей. Трагедия заканчивается тем, что Зевс, раздраженный непреклонностью Прометея, посылает бурю, и Прометей вместе со скалой проваливается в преисподнюю.
Большой популярностью у греков пользовалась трагедия Софокла (497-406 гг. до н.э.) "Антигона". В ней рассказывалось, что два брата на поединке убили друг друга. Царь похоронил одного брата с почестями, а так как другой привел на родную землю врагов, то его тело запретили предавать земле. Сестра погибших, Антигона, нарушила запрет и похоронила брата так, как того требовали древние обычаи. Тогда царь приказал замуровать ее в каменном склепе. Сын царя, жених Антигоны, от горя пронзил себя мечом. Его мать, царица, тоже лишила себя жизни.
Самым известным автором комедий был афинянин Аристофан (450-388 гг. до н.э.), написавший блистательную пьесу "Птицы".
В пьесе рассказывается о том, как двое афинян решили основать между небом и землей птичий город. Оттуда птицы могли бы властвовать над людьми и богами. Птицы перехватили дым от костров, на которых люди приносили жертвы богам. Богам, оставшимся без жертвенной пищи, угрожала голодная смерть.
Тогда Зевс направил послов – Посейдона и Геракла. Афинянин потребовал, чтобы Зевс выдал за него замуж свою дочь и передал птицам власть, и получил от послов согласие. Пьеса заканчивается свадебным пиром.
Архитектура, скульптура, живопись Древней Греции
В V-IV веках до н.э. искусство Греции вступило в пору своего расцвета Этот период принято называть классическим (от латинского "образцовый" "первоклассный").
Исключительного совершенства достигла архитектура. Греки большое значение придавали архитектуре общественных зданий – храмов, гимнасиев, толоса (места собрания должностных лиц). Важнейшую роль играни храмы, которые символизировали водную и небесную стихии. Храмы воздвигались как земные жилища богов. Крыши храмов были двускатными, покрывались мраморной черепицей. Края фронтонов (треугольный выступ, образуемый двускатной крышей) имели скульптурные украшения. Прямоугольное здание храма окружали мраморные колонны.
В Греции возникло три архитектурных стиля, или ордера: дорический, ионический и коринфский.
Ордер-это расположение основных архитектурных частей постройки, среди которых главную роль играют колонны.
• Дорические колонны отличались суровостью, мужественностью, совершенством пропорций. Стволы колонн прорезались вертикальными желобками.
• Ионические колонны отличались легкостью и изяществом, а капители (верхняя часть колонны) украшались изящными завитками.
• Характерными чертами изысканного коринфского стиля являлись пышность и богатство украшений. Капитель была украшена листьями.
И в наши дни архитекторы широко используют архитектурные стили Древней Греции.
В тесной связи с архитектурой развивалась и скульптура. Статуями украшали храмы, жилища людей, увековечивали память известных деятелей. Скульптуры выполнялись из известняка, мрамора, бронзы.
Известным скульптором Древней Греции был Мирон, родившийся в Элевтерах (на границе Беотии и Аттики). Бессмертную славу принес ему «Дискобол». Статуя запечатлела юношу в момент броска диска. Мастер представил атлетическую фигуру в движении, с торсом, наклоненным вперед во всем напряжении физических сил.
Великим классиком греческой скульптуры считался Поликлет из Аргоса. Он создал статую копьеносца «Дорифора».
Скульптор определил пропорции человеческого тела: длина ступни должна была составлять 1/6 длины тела, высота головы – 1/7. Эти соотношения и были строго соблюдены в фигуре «Дорифора», воплотившего в себе идеал мужской красоты.
Замечательным скульптором, архитектором был афинский мастер Фидий. Он создал украшения Афинского Акрополя, знаменитые статуи Афины. Двенадцатиметровая статуя Парфенона – Афина-Дева (Парфенос) была сделана из золота и слоновой кости. Афина стояла, опираясь на копье, а в правой руке держала статую Победы (Ники).
Отличительными чертами греческой скульптуры этого периода были величие, спокойствие и торжественность.
Судить о живописи Древней Греции мы можем только по росписям на вазах.
В первой половине VI в. до н.э. в Аттике был разработан чернофигурный стиль росписи – изображение чернолаковых фигур на светлом фоне вазы. Росписи на вазе представляли собой композиции из жизни богов и героев, а также сцены из современной жизни греков.
В 30-е г оды VI в. до н.э. чернофигурный стиль сменился краснофигурным. Вместо черных фигур на светлом фоне стали изображать светлые фигуры на темном фоне. Тонкость и изысканность рисунка краснофигурной живописи проявились во фрагменте «Пенелопа и Телемах».